Интегрированный урок (литература + мастерство актера) по теме "Уроки взросления, становления личности в рассказе В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Разделы: Литература, Школьная психологическая служба


Цели урока:

образовательные:

  1. проанализировать проблематику рассказа и выяснить замысел автора развивающие:
  2. формировать умение анализировать текст художественного произведения
  3. развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, их творческие способности

воспитательные:

  1. помочь учащимся осознать свои чувства и переживания, мотивы своих поступков через проекцию поведения героев художественного произведения
  2. подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, честность, долг, совесть

Тип урока: Интегрированный урок (литература, психология, мастерство актёра) с использованием презентации, созданной в программе PowerPoint (Приложение1).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, рисунки учащихся, записи в тетради, карточки с заданием, гитара.

Ход урока.

Орг. момент. (Доска оформлена рисунками учащихся на тему «Конь с розовой гривой»)

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Слово учителя. (Слайд №1 – репродукция В.М.Сидорова «Пора безоблачного неба»).

Мы продолжаем работу по произведению Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой». На прошлом уроке мы рассмотрели жизненный уклад в доме семьи дяди Левонтия и Катерины Петровны, бабушки Вити. Обратили внимание на характерные черты членов этих семей, отношение к ним автора. Мы услышали звучание живого народного слова и узнали, почему пряник конём был для героя особенно желанным подарком.

На этом занятии мы продолжим анализировать произведение, попробуем выяснить замысел автора, понять, какие жизненные уроки несёт рассказ. Разобраться в себе, задуматься о своих поступках вам поможет психолог школы.

Ребята, откройте тетради и запишите тему: «Уроки взросления, становления личности в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». (Слайд №1а).

(Звучит музыкальный фрагмент «Сны Татьяны» А.Рыбникова из к/ф. «Шла собака по роялю», ученики записывают тему урока в тетради.)

Основная тема многих рассказов Виктора Астафьева – тема взросления. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, сделать его старше, изменить его.

(Слайд №1б). Эпиграфом к нашему уроку послужат слова песни из к/ф. о подростках:

«Взрослым так просто, всё знают они наперёд.
Ну, а подросток, пока он ещё подрастёт…»
(из к/ф. «Пацаны»).

Эта песня ещё прозвучит на нашем уроке. Но уже по этим двум строкам понятно, что взрослеть не просто. Давайте обратимся к рассказу Виктора Астафьева.

Беседа.

Итак, герой отправляется за земляникой вместе с левонтьевскими ребятами, чтобы «трудом своим заработать пряник». (Слайд № 2)

- Как ведут себя по дороге соседские ребята? Какие глаголы в тексте помогают нам это увидеть?

(«Левонтьевские орлы» бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились», «заскочили в чей-то огород», «напластали беремя луку-батуна» (значит, нарвали столько, сколько поместилось в полы рубашки), «наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали».)

- Что мы можем сказать о левонтьевских детях? Какие они?

(Они лишены чувства ответственности, легкомысленны, драчливы и эгоистичны)

- Сегодня на уроке нам предстоит анализ ряда эпизодов. Вспомните, что мы называем эпизодом в художественном произведении?

(Эпизод – это отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.)

- Найдите в тексте эпизод сбора ягод. Как противопоставлены в нём главный герой и соседские дети?

(Герой рассказа трудится старательно, даже не потому, что ему хочется пряника – он по-другому не умеет. Герой не решается идти на речку, пока не собраны ягоды. «Левонтьевские» же хитры, ленивы, к тому же ябеды, их объединяет привычка к праздному времяпрепровождению.)

- В этом эпизоде автор, рассказывая о поведении левонтьевских, снова употребляет в тексте значимые глаголы. Какие?

(«Жрут», «валяются», «подскочил», «пнул», «взвыл», «катаются», «раздавил»)

- Как вы думаете, зачем автор, говоря о «левонтьевских» ребятах, использует столько глаголов в тексте?

(Автор показывает, что они не задумываются над своими поступками, а только действуют, порой очень агрессивно и легкомысленно.)

- Как герой оказался в зависимости от Саньки, поможет понять инсценировка, подготовленная вашими одноклассниками на занятиях актёрского мастерства.

Инсценировка. (Слайд №3).

(диалог Саньки и героя)

Автор: Вскоре братья Левонтьевы как-то незаметно помирились, перестали обзываться и решили сходить к Малой речке побрызгаться. Мне тоже хотелось побрызгаться, но я не решался уйти с увала, потому как ещё не набрал полную посудину.

Санька: - Бабушки Петровны испугался! Эх ты!

Витя: - Зато мне бабушка пряник конём купит!

Санька: - Может кобылой? Скажи уж лучше – боишься её, и ещё жадный!

Витя: - Я?!

Санька: - Ты!

Витя: - Жадный?

Санька: - Жадный!

Витя: - А хочешь, все ягоды съем?

Автор: Сказал я это и сразу понял, что попал на уду.

Санька: - Слабо!

Витя: - Мне слабо? Мне слабо?

Автор: Повторял я гаснущим голосом и, чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться, решительно вытряхнул ягоды в траву.

Витя: - Вот! Ешьте вместе со мной!

Автор: Навалилась левонтьевская орда, и ягоды вмиг исчезли. Мне досталось всего несколько малюсеньких ягодок. Жалко ягод. Грустно. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на всё рукой. Всё равно уж теперь!

Слово психолога:

- Ребята, как характеризует этот эпизод Саньку и Витю?

(Санька провоцирует героя, называя его «жадным». Витя еще слаб характером, он струсил и пошел на поводу у Саньки)

Очень часто вы не можете дать отпор, вовремя сказать «нет». Почему? Ребята вашего класса провели опрос среди учащихся 6 – 11 классов и получили следующие результаты. (Слайд № 4).

Как мы видим, большой процент принадлежит пунктам «стремимся избежать конфликтов» и «боимся потерять друзей». Это можно объяснить тем, что для подросткового возраста характерны конфликтные ситуации, вы сами замечаете у себя частые смены настроения, повышенную эмоциональность. Поэтому стремление уйти от конфликтов, чтобы сохранить своё психическое равновесие, естественно. Надо помнить, что конфликты возникают на протяжении всей жизни человека. Конфликт может быть с родителями, сверстниками и даже с самим собой. Часто конфликт рождается из-за неуверенности как со стороны провоцируемого, так и провоцирующего. В большинстве случаев конфликт можно решить без применения силы. Доказывайте свою позицию спокойным, уверенным тоном, предлагайте компромисс. И не надо бояться потерять друзей. Настоящий друг – это тот человек, который тебя поймёт, если ты не прав, всегда поддержит в трудную минуту.

Каждый из нас хотя бы раз в жизни был в такой ситуации как герой рассказа. Как же противостоять окружающим, когда на тебя давят? Для этого обратимся к несложным правилам. (Слайды № 5-11).

Помните, если вам необходима помощь в сложных ситуациях, вы всегда можете обратиться за ней в кабинет школьного психолога

Запишем в тетради первый урок рассказа Астафьева (Слайд №12):

«Умей говорить «нет», не поддавайся на провокации».

Беседа (продолжается учителем литературы).

- Вернёмся к тексту. Как после этого развлекались ребята на Малой речке?

(Растерзали рыбу «за некрасивый вид», «пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа», он умер.)

- Как вы расцениваете такие поступки?

(Развлечения их были жестокими.)

Какой второй урок рассказа мы запишем в тетради?

«Не будь жестоким» (Слайд № 13).

- Как герой был втянут в тяжкий обман? Почему он это сделал?

(Во-первых, «бес» Санька научил, как обмануть бабушку, во-вторых, герой был уже подготовлен к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. К тому же он боялся наказания и хотел избежать неприятностей.)

- Как Санька пользуется тем, что Витя боится раскрытия обмана?

(Санька шантажирует героя, требует своровать у бабушки калачи.)

- Только ли страх пред бабушкой мучит героя? Что чувствует мальчик? Найдите этому подтверждение в тексте.

(Мальчик понимает, что совершил «злодейство», поэтому его мучит совесть. «Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?»...)

Чтение по ролям.

- Найдите в тексте эпизод «На рыбалке». Перечитаем его по ролям (стр. 97 от слов «Оттуда, из-за моста…» до слов «Я свалился с яра…»)

Продолжение беседы.

- Как относится к обману Санька? А главный герой?

(Саньке всё ни по чем, он и дальше учит Витю обманывать, а герой отвечает: «Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!..».) В этом эпизоде Витя сумел сказать «нет» твёрдо и уверенно и Санька отстаёт от него.

-Проследите по тексту, как менялось настроение героя после того, как он вернулся домой с рыбалки (найти предложения и словосочетания, характеризующие состояние главного героя):

(«Но я не хотел домой…», «тоскливо было в кладовке», «стало совсем темно и одиноко». Мучительно тянется осознание вины. Мальчик остаётся один на один с обманом. Витя чувствует, что всему миру явен его позор, что каждому встречному бабушка рассказала о произошедшем, что он не только обманул бабушку, а виноват и в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники.)

Обратите внимание - развязка рассказа растянута. И такая особенность композиции не случайна. Как вы думаете, зачем автор намеренно затягивает финал этой истории?

(Виктор Астафьев показывает, как тяжело приходится человеку, совершившему дурной поступок.)

- Можете ли вы назвать эпизод, в котором больше всего ощутимо сожаление героя о совершённом поступке?

(Эпизод, в котором бабушка рассказывает дедушке о случившемся обмане)

- Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали? (Муки совести, стыд)

Писатель говорит о том, что обман делает человека несчастным. Запишем третий урок Виктора Астафьева:

«Будь честным». (Слайд № 14).

- Какова роль дедушки во всей этой истории?

(Дедушка пожалел мальчика, он увидел, как страдает внук, и посоветовал ему попросить прощения у бабушки)

Давайте запишем четвертый урок, который преподает нам писатель:

«Помогай другим в трудных жизненных ситуациях. (Слайд № 15).

- Почему бабушка купила всё-таки «пряник конём» обманувшему её внуку?

(Бабушка верила в него, понимала, что он мучается и раскаивается в своих поступках, она любила и жалела сироту)

- Объясните заключительные слова рассказа: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой»?

(Писатель благодарен бабушке за её доброту, за её веру в него, за то, что помогла осознать свою вину. Он оправдал её доверие и вырос настоящим человеком, понимающим, что такое честность, долг, совесть и доброта.)

- Какой главный жизненный урок извлек герой из рассказанной им истории?

(Он понял, что бабушка не только строгая, но и добрая, любит его. Нет ничего важнее в жизни для человека, чем понимание и любовь. Доброта и прощение помогают людям стать лучше).

Давайте запишем пятый урок рассказа:

«Будь добрым, умей прощать». (Слайд № 16).

Обратите внимание – сам рассказ, несмотря на трудные, серьёзные вопросы, которые поднимает автор, очень добрый, светлый. В.Астафьев пишет о героях с юмором, теплотой и помогает нам, читателям, также воспринимать мир.

Обратимся к названию рассказа «Конь с розовой гривой». Как вы думаете, почему своему рассказу Виктор Астафьев даёт такое поэтичное название?

(В рассказе добро побеждает зло, конь с розовой гривой олицетворяет светлые, незамутнённые стороны человеческой натуры)

- Помните, на прошлом уроке мы выяснили, что пряник для героя был и игрушкой, и лакомством. К этому перечню можно ещё добавить слово “символ”. Значение этого понятия вы уточняли дома в словарях.

(Символ - это «вещественный, графический или звуковой знак, служащий условным обозначением какого-либо понятия; образ, воплощающий какую-либо идею»)

- Символом чего можно назвать этот пряник?

(Символ сельской жизни. Символ мечты, радости, чистоты. Символ доброты. Символ преображения характера мальчика, становления его как настоящей личности.)

Слово учителя.

- Сейчас прозвучит песня, слова которой послужили эпиграфом к нашему уроку. Послушайте её и подумайте, как слова этой песни соотносятся с рассказом В.Астафьева. (Слайд № 17).

Звучит песня из к/ф. «Пацаны» (учитель исполняет на гитаре).

Я подозвал коня, конь мой узнал меня.
Взял да помчал белой дорогою, чистой подковой звеня.
Будет лететь мой конь птицей да над рекой,
Будет играть гривой размётанной –
Он у меня такой…
Взрослым так просто, всё знают они наперёд.
Ну, а подросток, пока он ещё подрастёт…
Только вот…
Я не возьмусь за плеть, стану коня жалеть,
Коли решил он белой дорогою чистой подковой звенеть.

Слово учителя.

- Ребята, взрослеть не просто. Как вы думаете, кто может вам помочь, если вы сталкиваетесь с трудностями в жизни?

(Писатели, поэты и их книги, психологи, учителя и близкие люди.)

- Какие выводы, мысли возникли у вас после прочтения рассказа? Какие жизненные уроки несёт рассказ?

(Перечитываем записи в тетради.)

- Пусть уроки рассказа Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» помогают вам взрослеть.

Домашнее задание:

Карточки с заданиями, которые предлагает выполнить педагог-психолог.

Ответить письменно на вопросы карточек по теме «Твоё поведение в сложившейся ситуации»:

1. Родители отпускают тебя обычно гулять до 8 вечера. Твои друзья всегда гуляют дольше. В один из дней твои друзья попросили тебя остаться с ними подольше. Ты пытаешься отказаться. В твой адрес летят насмешки, обидные замечания…. Как ты поступишь в такой ситуации и почему?

2. В каждой семье есть вещи, которые передаются из поколения в поколение. В твоей семье такой вещью является ваза, которую много лет назад дедушка подарил твоей маме. Однажды, играя в комнате, ты случайно задел вазу, она упала и разбилась. Как ты поступишь? Скажешь ли родителям, что это твоя вина, или соврешь. Ответ обоснуй.

3. Обычным осенним утром ты подходишь к школе и наблюдаешь такую картину: ученики твоей школы мучают котёнка. Твои действия в этой ситуации.

4. Придя в школу, ты заметил, что у соседа по парте плохое настроение. Твои действия.

(Слайд № 18)