Цели урока:
образовательные:
- проанализировать проблематику рассказа и выяснить замысел автора развивающие:
- формировать умение анализировать текст художественного произведения
- развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, их творческие способности
воспитательные:
- помочь учащимся осознать свои чувства и переживания, мотивы своих поступков через проекцию поведения героев художественного произведения
- подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, честность, долг, совесть
Тип урока: Интегрированный урок (литература, психология, мастерство актёра) с использованием презентации, созданной в программе PowerPoint (Приложение1).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, рисунки учащихся, записи в тетради, карточки с заданием, гитара.
Ход урока.
Орг. момент. (Доска оформлена рисунками учащихся на тему «Конь с розовой гривой»)
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Слово учителя. (Слайд №1 – репродукция В.М.Сидорова «Пора безоблачного неба»).
Мы продолжаем работу по произведению Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой». На прошлом уроке мы рассмотрели жизненный уклад в доме семьи дяди Левонтия и Катерины Петровны, бабушки Вити. Обратили внимание на характерные черты членов этих семей, отношение к ним автора. Мы услышали звучание живого народного слова и узнали, почему пряник конём был для героя особенно желанным подарком.
На этом занятии мы продолжим анализировать произведение, попробуем выяснить замысел автора, понять, какие жизненные уроки несёт рассказ. Разобраться в себе, задуматься о своих поступках вам поможет психолог школы.
Ребята, откройте тетради и запишите тему: «Уроки взросления, становления личности в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». (Слайд №1а).
(Звучит музыкальный фрагмент «Сны Татьяны» А.Рыбникова из к/ф. «Шла собака по роялю», ученики записывают тему урока в тетради.)
Основная тема многих рассказов Виктора Астафьева – тема взросления. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, сделать его старше, изменить его.
(Слайд №1б). Эпиграфом к нашему уроку послужат слова песни из к/ф. о подростках:
«Взрослым так просто, всё знают они наперёд.
Ну, а подросток, пока он ещё подрастёт…»
(из к/ф. «Пацаны»).
Эта песня ещё прозвучит на нашем уроке. Но уже по этим двум строкам понятно, что взрослеть не просто. Давайте обратимся к рассказу Виктора Астафьева.
Беседа.
Итак, герой отправляется за земляникой вместе с левонтьевскими ребятами, чтобы «трудом своим заработать пряник». (Слайд № 2)
- Как ведут себя по дороге соседские ребята? Какие глаголы в тексте помогают нам это увидеть?
(«Левонтьевские орлы» бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились», «заскочили в чей-то огород», «напластали беремя луку-батуна» (значит, нарвали столько, сколько поместилось в полы рубашки), «наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали».)
- Что мы можем сказать о левонтьевских детях? Какие они?
(Они лишены чувства ответственности, легкомысленны, драчливы и эгоистичны)
- Сегодня на уроке нам предстоит анализ ряда эпизодов. Вспомните, что мы называем эпизодом в художественном произведении?
(Эпизод – это отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.)
- Найдите в тексте эпизод сбора ягод. Как противопоставлены в нём главный герой и соседские дети?
(Герой рассказа трудится старательно, даже не потому, что ему хочется пряника – он по-другому не умеет. Герой не решается идти на речку, пока не собраны ягоды. «Левонтьевские» же хитры, ленивы, к тому же ябеды, их объединяет привычка к праздному времяпрепровождению.)
- В этом эпизоде автор, рассказывая о поведении левонтьевских, снова употребляет в тексте значимые глаголы. Какие?
(«Жрут», «валяются», «подскочил», «пнул», «взвыл», «катаются», «раздавил»)
- Как вы думаете, зачем автор, говоря о «левонтьевских» ребятах, использует столько глаголов в тексте?
(Автор показывает, что они не задумываются над своими поступками, а только действуют, порой очень агрессивно и легкомысленно.)
- Как герой оказался в зависимости от Саньки, поможет понять инсценировка, подготовленная вашими одноклассниками на занятиях актёрского мастерства.
Инсценировка. (Слайд №3).
(диалог Саньки и героя)
Автор: Вскоре братья Левонтьевы как-то незаметно помирились, перестали обзываться и решили сходить к Малой речке побрызгаться. Мне тоже хотелось побрызгаться, но я не решался уйти с увала, потому как ещё не набрал полную посудину.
Санька: - Бабушки Петровны испугался! Эх ты!
Витя: - Зато мне бабушка пряник конём купит!
Санька: - Может кобылой? Скажи уж лучше – боишься её, и ещё жадный!
Витя: - Я?!
Санька: - Ты!
Витя: - Жадный?
Санька: - Жадный!
Витя: - А хочешь, все ягоды съем?
Автор: Сказал я это и сразу понял, что попал на уду.
Санька: - Слабо!
Витя: - Мне слабо? Мне слабо?
Автор: Повторял я гаснущим голосом и, чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться, решительно вытряхнул ягоды в траву.
Витя: - Вот! Ешьте вместе со мной!
Автор: Навалилась левонтьевская орда, и ягоды вмиг исчезли. Мне досталось всего несколько малюсеньких ягодок. Жалко ягод. Грустно. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на всё рукой. Всё равно уж теперь!
Слово психолога:
- Ребята, как характеризует этот эпизод Саньку и Витю?
(Санька провоцирует героя, называя его «жадным». Витя еще слаб характером, он струсил и пошел на поводу у Саньки)
Очень часто вы не можете дать отпор, вовремя сказать «нет». Почему? Ребята вашего класса провели опрос среди учащихся 6 – 11 классов и получили следующие результаты. (Слайд № 4).
Как мы видим, большой процент принадлежит пунктам «стремимся избежать конфликтов» и «боимся потерять друзей». Это можно объяснить тем, что для подросткового возраста характерны конфликтные ситуации, вы сами замечаете у себя частые смены настроения, повышенную эмоциональность. Поэтому стремление уйти от конфликтов, чтобы сохранить своё психическое равновесие, естественно. Надо помнить, что конфликты возникают на протяжении всей жизни человека. Конфликт может быть с родителями, сверстниками и даже с самим собой. Часто конфликт рождается из-за неуверенности как со стороны провоцируемого, так и провоцирующего. В большинстве случаев конфликт можно решить без применения силы. Доказывайте свою позицию спокойным, уверенным тоном, предлагайте компромисс. И не надо бояться потерять друзей. Настоящий друг – это тот человек, который тебя поймёт, если ты не прав, всегда поддержит в трудную минуту.
Каждый из нас хотя бы раз в жизни был в такой ситуации как герой рассказа. Как же противостоять окружающим, когда на тебя давят? Для этого обратимся к несложным правилам. (Слайды № 5-11).
Помните, если вам необходима помощь в сложных ситуациях, вы всегда можете обратиться за ней в кабинет школьного психолога
Запишем в тетради первый урок рассказа Астафьева (Слайд №12):
«Умей говорить «нет», не поддавайся на провокации».
Беседа (продолжается учителем литературы).
- Вернёмся к тексту. Как после этого развлекались ребята на Малой речке?
(Растерзали рыбу «за некрасивый вид», «пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа», он умер.)
- Как вы расцениваете такие поступки?
(Развлечения их были жестокими.)
Какой второй урок рассказа мы запишем в тетради?
«Не будь жестоким» (Слайд № 13).
- Как герой был втянут в тяжкий обман? Почему он это сделал?
(Во-первых, «бес» Санька научил, как обмануть бабушку, во-вторых, герой был уже подготовлен к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. К тому же он боялся наказания и хотел избежать неприятностей.)
- Как Санька пользуется тем, что Витя боится раскрытия обмана?
(Санька шантажирует героя, требует своровать у бабушки калачи.)
- Только ли страх пред бабушкой мучит героя? Что чувствует мальчик? Найдите этому подтверждение в тексте.
(Мальчик понимает, что совершил «злодейство», поэтому его мучит совесть. «Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?»...)
Чтение по ролям.
- Найдите в тексте эпизод «На рыбалке». Перечитаем его по ролям (стр. 97 от слов «Оттуда, из-за моста…» до слов «Я свалился с яра…»)
Продолжение беседы.
- Как относится к обману Санька? А главный герой?
(Саньке всё ни по чем, он и дальше учит Витю обманывать, а герой отвечает: «Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!..».) В этом эпизоде Витя сумел сказать «нет» твёрдо и уверенно и Санька отстаёт от него.
-Проследите по тексту, как менялось настроение героя после того, как он вернулся домой с рыбалки (найти предложения и словосочетания, характеризующие состояние главного героя):
(«Но я не хотел домой…», «тоскливо было в кладовке», «стало совсем темно и одиноко». Мучительно тянется осознание вины. Мальчик остаётся один на один с обманом. Витя чувствует, что всему миру явен его позор, что каждому встречному бабушка рассказала о произошедшем, что он не только обманул бабушку, а виноват и в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники.)
Обратите внимание - развязка рассказа растянута. И такая особенность композиции не случайна. Как вы думаете, зачем автор намеренно затягивает финал этой истории?
(Виктор Астафьев показывает, как тяжело приходится человеку, совершившему дурной поступок.)
- Можете ли вы назвать эпизод, в котором больше всего ощутимо сожаление героя о совершённом поступке?
(Эпизод, в котором бабушка рассказывает дедушке о случившемся обмане)
- Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали? (Муки совести, стыд)
Писатель говорит о том, что обман делает человека несчастным. Запишем третий урок Виктора Астафьева:
«Будь честным». (Слайд № 14).
- Какова роль дедушки во всей этой истории?
(Дедушка пожалел мальчика, он увидел, как страдает внук, и посоветовал ему попросить прощения у бабушки)
Давайте запишем четвертый урок, который преподает нам писатель:
«Помогай другим в трудных жизненных ситуациях. (Слайд № 15).
- Почему бабушка купила всё-таки «пряник конём» обманувшему её внуку?
(Бабушка верила в него, понимала, что он мучается и раскаивается в своих поступках, она любила и жалела сироту)
- Объясните заключительные слова рассказа: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой»?
(Писатель благодарен бабушке за её доброту, за её веру в него, за то, что помогла осознать свою вину. Он оправдал её доверие и вырос настоящим человеком, понимающим, что такое честность, долг, совесть и доброта.)
- Какой главный жизненный урок извлек герой из рассказанной им истории?
(Он понял, что бабушка не только строгая, но и добрая, любит его. Нет ничего важнее в жизни для человека, чем понимание и любовь. Доброта и прощение помогают людям стать лучше).
Давайте запишем пятый урок рассказа:
«Будь добрым, умей прощать». (Слайд № 16).
Обратите внимание – сам рассказ, несмотря на трудные, серьёзные вопросы, которые поднимает автор, очень добрый, светлый. В.Астафьев пишет о героях с юмором, теплотой и помогает нам, читателям, также воспринимать мир.
Обратимся к названию рассказа «Конь с розовой гривой». Как вы думаете, почему своему рассказу Виктор Астафьев даёт такое поэтичное название?
(В рассказе добро побеждает зло, конь с розовой гривой олицетворяет светлые, незамутнённые стороны человеческой натуры)
- Помните, на прошлом уроке мы выяснили, что пряник для героя был и игрушкой, и лакомством. К этому перечню можно ещё добавить слово “символ”. Значение этого понятия вы уточняли дома в словарях.
(Символ - это «вещественный, графический или звуковой знак, служащий условным обозначением какого-либо понятия; образ, воплощающий какую-либо идею»)
- Символом чего можно назвать этот пряник?
(Символ сельской жизни. Символ мечты, радости, чистоты. Символ доброты. Символ преображения характера мальчика, становления его как настоящей личности.)
Слово учителя.
- Сейчас прозвучит песня, слова которой послужили эпиграфом к нашему уроку. Послушайте её и подумайте, как слова этой песни соотносятся с рассказом В.Астафьева. (Слайд № 17).
Звучит песня из к/ф. «Пацаны» (учитель исполняет на гитаре).
Я подозвал коня, конь мой узнал меня.
Взял да помчал белой дорогою, чистой подковой звеня.
Будет лететь мой конь птицей да над рекой,
Будет играть гривой размётанной –
Он у меня такой…
Взрослым так просто, всё знают они наперёд.
Ну, а подросток, пока он ещё подрастёт…
Только вот…
Я не возьмусь за плеть, стану коня жалеть,
Коли решил он белой дорогою чистой подковой звенеть.
Слово учителя.
- Ребята, взрослеть не просто. Как вы думаете, кто может вам помочь, если вы сталкиваетесь с трудностями в жизни?
(Писатели, поэты и их книги, психологи, учителя и близкие люди.)
- Какие выводы, мысли возникли у вас после прочтения рассказа? Какие жизненные уроки несёт рассказ?
(Перечитываем записи в тетради.)
- Пусть уроки рассказа Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» помогают вам взрослеть.
Домашнее задание:
Карточки с заданиями, которые предлагает выполнить педагог-психолог.
Ответить письменно на вопросы карточек по теме «Твоё поведение в сложившейся ситуации»:
1. Родители отпускают тебя обычно гулять до 8 вечера. Твои друзья всегда гуляют дольше. В один из дней твои друзья попросили тебя остаться с ними подольше. Ты пытаешься отказаться. В твой адрес летят насмешки, обидные замечания…. Как ты поступишь в такой ситуации и почему?
2. В каждой семье есть вещи, которые передаются из поколения в поколение. В твоей семье такой вещью является ваза, которую много лет назад дедушка подарил твоей маме. Однажды, играя в комнате, ты случайно задел вазу, она упала и разбилась. Как ты поступишь? Скажешь ли родителям, что это твоя вина, или соврешь. Ответ обоснуй.
3. Обычным осенним утром ты подходишь к школе и наблюдаешь такую картину: ученики твоей школы мучают котёнка. Твои действия в этой ситуации.
4. Придя в школу, ты заметил, что у соседа по парте плохое настроение. Твои действия.
(Слайд № 18)