"Бернард неуязвимый…" Биографическая экстраваганца (первый урок по творчеству Б.Шоу)

Разделы: Литература


Цель урока: Знакомство с личностью писателя; работа по теории литературы (повторение особенностей драмы, освоение термина “экстраваганца”); развитие навыков выразительного чтения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, запись на диске.

Запись на доске: Экстраваганца – жанр пьесы (часто у Шоу), от слова “экстравагантный” – “вызывающий”.

Ход урока

Не желаю, чтобы мои пьесы стали орудием пытки. Б. Шоу

1. Биографическая экстраваганца. (Часть пьесы О. Дорофеева)

Биограф: Наивная Бесси не придумала ничего лучше, чем приступить с расспросами к самому жениху, и тот, честно глядя одним глазом на север, а другим на юг, объявил, что на всем свете, от севера до юга, нет более убежденного сторонника трезвости, чем он, Джордж Карр Шоу. И ведь, представьте себе, он не лгал. Просто у папаши Шоу никогда не хватало воли, чтобы свой образ жизни привести в соответствие с убеждениями. И уже во время медового месяца бедняжка Бесси обнаружила в шкафу залежи пустых бутылок из-под виски. Вот куда завел ее первый самостоятельный шаг! Из-под бабкиной пяты — в объятья горького пьяницы. От обиды и отчаяния Бесси едва не сделала второй шаг, столь же необдуманный. Новобрачные оказались тогда в Ливерпуле, и она решила немедленно сбежать от мужа: пойти в порт, наняться на какой-нибудь корабль стюардессой и — прости-прощай, Джордж Карр... Просто мороз по коже, когда подумаешь, от каких пустяков могут зависеть судьбы литературы: окажись публика в порту потрезвее, поучтивее, поразборчивее в выражениях — и уплыла бы малышка Бесси за синее море, за далекие горы, а Британия лишилась бы блестящего драматурга. Но, к счастью для Британии, портовые впечатления склонили Элизабет вернуться к незлобивому пьянице-мужу. И стали они жить вместе, но совершенно врозь. Да, Элизабет все-таки осуществила побег, не столь дерзкий, как она замышляла в Ливерпуле, но зато в такие недосягаемые дали, откуда выцарапать человека крайне, крайне сложно. Она сбежала в себя, в свой , воображаемый мир. Но у Бесси был прекрасный голос, и она целиком отдалась занятиям музыкой. Посему в ее воображаемом мире наигрывала волшебная Моцартова флейта и бушевали оперные страсти.

Душеприказчик. Появились дети, которые росли себе как трава, матушка их почти не замечала. Но нет худа без добра: мальчишка мог идеализировать ее сколько угодно и при этом не бояться горького разочарования. Какое счастье — пойти с ней на прогулку, в гости, поехать куда-нибудь!.. О-о-о! Благодарная память Джи-Би-Эс на всю жизнь сохранит тот из ряда вон выходящий факт, что раз или два матушка сама, лично намазала ему хлеб маслом, и густо-таки намазала, от всей своей оперной души.

Биограф. А папаша тем временем продолжал закладывать за воротник?

Душеприказчик. И весьма обильно.

Биограф. Н-да-а-а, не очень-то повезло Шоу с родителями.

Душеприказчик. Но при этом, заметьте, ни на каких других он бы в жизни не согласился.

Душеприказчик. До школы с маленьким Шоу занималась сначала гувернантка, потом — дядя-священник.

Душеприказчик. Джи-Би-Эс говаривал: “По-моему, я родился грамотным”. К десяти годам он был напичкан Шекспиром. Он обожал и бесконечно перечитывал “Путь паломника” Джона Беньяна. Лет двенадцати-тринадцати, уже будучи порядочным циником и скептиком, одолел всего Диккенса.

Душеприказчик. А потом он уехал в Лондон. Если бы его призванием была наука или музыка, он направил бы стопы в Берлин или Лейпциг. Живопись привела бы его в Париж. За богословием он отправился бы в Рим, а за протестантской философией — в Веймар. Но поскольку его орудием был английский язык, ему ничего не оставалось, как поехать в Лондон. Да, он ехал завоевывать британскую литературную державу, а для этих целей лучше Лондона действительно нет ничего на свете…

2. Из записок биографа.

1) “Я был ирландцем,— писал он сорок лет спустя,— стало быть, у меня неоткуда. Было взяться патриотическим чувствам ни к той стране, которую я покинул, ни к той, которая ее разорила”.

2) Оказавшись в 1876 году в Лондоне, он написал 5 романов, о которых Оскар Уайльд сказал: “Можно по-разному не любить Шоу – можно не любить его пьесы, а можно любить его романы”.   Но его романы, от которых он сам приходил в “ужас”, не печатали.

3) 1879 года он начал упражняться в ораторском искусстве. Впервые устное публичное слово Шоу выдавил из себя на собрании так называемого “Общества пытливых”.

Из “Карманного справочника революционера” Бернарда Шоу

Не обращайся с другими так, как ты хотел бы, чтобы они обращались с тобой. Ваши вкусы могут не совпадать.

Свобода означает ответственность. Вот почему большинство боится её.

Деятельность есть единственная дорога к знаниям.

Пока у нас существуют тюрьмы, не имеет значения, кем из нас они заполнены.

Добродетель не в том, что ты воздерживаешься от порока, а в том, что не желаешь его.

XIX столетие было веком веры в высокое искусство. Результат налицо.

Не тратьте время на социальные вопросы. Проблемы бедных – в бедности. Проблемы богатых – в бесполезности.

Есть одно золотое правило: золотых правил не существует.

4) Шоу превратился в критика: с 1885-го по 1898-й год он последовательно сеял панику сначала в рядах художников, потом — в стане музыкантов, наконец — в театральных кругах.

5) Критическая деятельность Шоу положила конец нищете и безымянным творческим мукам (“Именно на этом клоунском поприще я впервые завоевал известность”): сначала он приобрел великолепную шерстяную тройку шоколадного цвета, а затем — славу первого юмориста в Лондоне и изобретателя самых невероятных парадоксов.

6) С 1892 года он пишет пьесы ( всего 47). Некоторые из них шли с успехом, но самый оглушительный ждал пьесу “Пигмалион” в 1914 году.

3. Особенности драматического произведения:

1) Род литературы, наряду с эпосом и лирикой.

2) Объективное изображение жизни через события, поступки, столкновения героев, т.е. через явления, составляющие внешний мир.

3) Живое, разворачивающееся в настоящем времени , действие, показанное через конфликт и в форме диалога.

4) Драматическим персонажам придан облик живых людей.

5) Специфические литературные признаки: особенности выбора и построения сюжета, своеобразие обрисовки характеров, композиционное членение.

4. “Пигмалион” Демонстрация отрывка мюзикла Фредерика Лоу “Моя прекрасная леди” (Знакомство Хиггинса и Элизы Дулитл).

5. Д/з: Биография Б. Шоу, чтение пьесы, ответ на вопросы.

Литература

1. Дорофев О.А. Бернард Неуязвимый или тележка надкусанных яблок. – М.: Рипол-классик, 1998 г.
2.Михальская Н.П. Бернард Шоу. – М.:Просвещение, 2004 г.
3. Свенцицкая О. Разрушитель театральных банальностей. – М.: Аванта, 2001 г.
4. Хескет. Бернард Шоу. – М,: Терра, книжный клуб, 1998 г.
5. Шоу Бернард. Изобранные пьесы. – М.: Рипол классик, 2001г.
6. Энциклопедия для детей – М.: Всемирная литература, 2001 г.