На современном этапе реформирования образования реализуется переход на компетентностно-ориентированную педагогику. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» сформулированы принципы образовательной реформы и требования к результатам обучения.
Эти принципы значимы и для предмета «Литература», являющегося, к сожалению, не самым востребованным в системе среднего профессионального образования. В связи с этим важно стимулировать мотивацию студентов к изучению литературы. Решению поставленных задач помогают активные методы обучения, но наиболее эффективной формой учебной деятельности, как известно, является самостоятельная работа студентов, основанная на их личном интересе. Интеграция профессиональных и гуманитарных дисциплин, в данном случае литературы и медицины, позволяет не только пробудить этот интерес, но и решать конкретные учебные задачи. Обращение к теме, значимой для студентов медицинского училища, дает возможность приобщить их к чтению и изучению программных произведений, к различным видам деятельности (познавательной, ценностно-ориентировочной, коммуникативной, рефлексивной и др.); акцентировать внимание на духовно-нравственных ценностях (гуманности, милосердии, уважении к человеку, профессиональной ответственности); в определенной степени уменьшить трудности освоения объемных литературных произведений при жестком ограничении отведенного на них учебного времени.
Рассматривая тему, связанную с выбранной профессией, студенты учатся анализировать литературное произведение, приобретают и специально-предметные, и ключевые компетенции: познавательные, интеллектуальные, исследовательские, информационные, коммуникативные, межличностные и др.
Классическая и современная русская литература достаточно широко отражает медицинскую тему и дает полноценный материал для активной самостоятельной работы студентов. Принцип деятельностного обучения успешно реализуется и при изучении романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
Студентам предлагается выполнить задание - проанализировать отражение медицинской темы в произведении; дать, где необходимо, информацию профессионального характера, обратившись к справочникам и воспользовавшись консультацией преподавателей клинических дисциплин; ставится ряд конкретных задач.
Первая группа:
- выбрать в тексте романа эпизоды, связанные с медицинской темой;
- по самостоятельно найденным или рекомендованным преподавателем источникам подготовить сообщения о деятельности врачей, принимавших участие в Отечественной войне 1812 года; о врачебной и научной деятельности Н.И.Пирогова;
- подготовить сообщения об истории наркоза, истории развития военно-полевой хирургии, военно-полевой терапии, некоторых болезнях, названия которых встречаются на страницах романа.
Работа по выполнению заданий первой группы формирует информационные, интеллектуальные, коммуникативные компетенции (умение осуществлять поисково-исследовательскую деятельность; работать со справочным, вспомогательным, основным учебным материалом; умение работать в коллективе и т.д.).
Вторая группа:
- выполнить анализ выбранного эпизода по предложенной теме;
- соотнести его содержание с проблематикой всего романа;
- дать оценку событиям, поведению героев;
- сделать соответствующие выводы;
- оценить результаты своей работы.
Формы занятий, отражающих медицинскую тему в произведениях, могут быть разными в зависимости от поставленных целей, уровня литературной подготовки студентов, их заинтересованности, опыта совместной учебной работы: семинар, конференция, презентация, активная беседа с элементами ролевой игры и др.
Подобранный материал учащиеся (под руководством преподавателя) анализируют, систематизируют, распределяют по темам и ролям: медика, литературоведа, комментатора текста, историка, историка медицины, чтеца и т.п. Студент - медик излагает и комментирует материал профессионального плана: дает краткую справку о значении медицинского термина, этиологии, течении и лечении заболевания. Студент – литературовед выполняет задачу, связанную с анализом проблематики, идейного содержания произведения, обобщает высказывания других студентов группы, демонстрируя культуру оформления устной речи. Студент – историк сообщает необходимые исторические сведения. Студент – историк медицины, обратившись к событиям Отечественной войны 1812 года, рассказывает о врачах, чья профессиональная деятельность может быть соотнесена с содержанием романа.
Студент – чтец приводит выдержки из текста произведения.
Предполагается, что одну роль выполняют несколько студентов, чтобы привлечь к работе максимальное количество учащихся (идеально – всю группу).
Сообщения сопровождаются иллюстрациями, презентациями (подготовленными студентами).
Преподаватель является организатором занятия: рекомендует источники информации, помогает в систематизации материала, непосредственно на занятии методом эвристических вопросов активизирует мышление студентов, вовлекает в процесс ценностно-ориентировочной деятельности т.д.
Фрагменты занятия.
Когда читатель впервые встречается с медицинскими понятиями, терминами в романе? Почему Толстой останавливает внимание читателя на, таких, казалось бы, незначительных деталях? С какими темами романа можно соотнести эти термины?
Что вы знаете об упомянутых заболеваниях?
Студент – медик:
Уже на первой странице романа Толстой употребляет слово грипп.
Слово грипп пришло из французского языка, оно называет острое вирусное заболевание, сопровождающееся высокой температурой, лихорадкой. Возникает интоксикация, кашель, головная боль, боль в суставах и мышцах; возможны нарушения сознания, бред, судороги, отек легких и головного мозга; могут возникнуть всевозможные осложнения. Прогноз при неосложненном течении гриппа обычно благоприятный. Серьезный прогноз у детей маленького возраста и пожилых людей.
Студент – литературовед:
Слово грипп - медицинский термин, служащий дополнительной характеристикой светского общества, сатирически изображаемого писателем (и притязание на избранность, и слепое следование моде, и наигранность поведения А.П.Шерер, равнодушие, лицемерие, лживость, неестественность гостей этого светского салона). Несущественная на первый взгляд деталь (всего одно слово – термин)) связывает с важными понятиями романа: бонапартизм, нравственность, народность. Оно заставляет размышлять, оценивать, переживать, понять, что в художественном произведении нет «лишних» слов, что литература – это и есть искусство слова.
Студент – лингвист поясняет значение слов этиология и этимология.
Как Толстой рассказывает об оказании медицинской помощи в России в начале ХIХ века? Что узнаёт читатель о медицинской службе в русской армии в1805 году?
Студенты приводят выдержки из текста, например (т.I,ч.II, гл.IХ, гл. ХХI; т.I, ч. III, гл.ХVIII):
«…оставлены больные и раненые с письмом Кутузова, поручавшим их человеколюбию неприятеля…» и др.
Учащиеся дают оценку отношения к раненым солдатам.
Студент - комментатор обобщает ответы студентов.
Подобное отношение к раненым жестоко и безнравственно. Толстой осуждает преступное равнодушие союзного руководства к жизни и судьбе солдат, недопустимо бесчеловечное отношение к раненым, обреченным приказами бездарного и циничного начальства на гибель. Но сами солдаты, армейские офицеры, такие, как капитан Тушин, проявляют милосердие, сочувствие, сострадание к раненым, оказывая им посильную помощь.
Как организована госпитальная медицинская служба во время войны 1805 – 1807 гг ?
Студент – чтец ( или любой другой) приводит цитату или пересказывает содержание романа, повествующее о госпитале (т.II,ч.II,гл. ХV). Пересказ дает возможность научиться отбирать существенное в объемном тексте.
Студент – комментатор отмечает, что Толстой возмущен безобразной организацией госпитальной медицинской службы.
Студент – медик рассказывает о тифе.
Как вы оцениваете отношение к своему профессиональному долгу медицинских работников в этом госпитале (врача и двух фельдшеров)?
Студенты всей группы отвечают на вопрос, выражая свое мнение, давая отрицательную оценку описанной медицинской помощи.
Так было на войне за чуждые русскому народу интересы. Изменил ли ситуацию 1812 год и народный характер войны? Как теперь оценивает писатель готовность русской медицины к многочисленным жертвам войны?
Перед Бородинским сражением выясняется, что как всегда, не хватает «ни носилок, ни коек, ни фельдшеров, ни лекарей, ни телег…»
Как оказывалась первая медицинская помощь в полевых условиях во время Бородинского сражения?
Студент – чтец приводит цитату из т.III, ч.II, гл. ХХХVI.
«Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт…»
Студент-литературовед:
Рассказывая жесткую правду о войне, Толстой не забудет показать уставшего доктора и многочисленных раненых, до которых не скоро дойдет очередь, и самоотверженную работу почти без отдыха медицинского персонала, и первоочередность оказания помощи по социальному положению, и муки изувеченных людей, переносящих тяжелые операции без анестезии.
Как Болконский участвует в Бородинском сражении?
Он и его полк стоят в резерве. Судьба словно смеется над князем Андреем. Он даже не принимает активного участия в бою. Идет решающее сражение, а он вынужден томиться в ожидании и бездействии. Ядра и мелкие снаряды долетают до расположения резервного полка. Есть раненые и убитые. Болконский не имеет права увести солдат в укрытие. Он только приказал посадить их, но это мало спасает положение. Полк тает на глазах. Однако сам Болконский на ногах.
Страшно ли князю Андрею? Почему он не сядет, как солдаты?
Человек, утверждает Толстой, начинается с преодоления самого себя. Болконскому, как всем, страшно. Но он мужественный человек. Еще в предыдущую войну, подъезжая под обстрелом к батарее Тушина, он скажет себе: «Я не имею права бояться». И здесь то же. Он не имеет права бояться. Он офицер, командир. С него берут пример солдаты. Он должен поддерживать высокий моральный дух воинов.
Зачем?
Толстой считает, что моральный настрой, моральный дух – главное в боеспособности армии, от него зависит победа.
При каких обстоятельствах ранен Болконский?
(Студенты излагают содержание эпизода, приводят цитаты из текста. Т.III,ч.II,гл. ХХХVI).
Почему, увидев у своих ног ядро, Болконский не отбежал в сторону, не лег?
Не позволило самолюбие и положение?
Да. Но есть и ещё одно обстоятельство. Для будущих медиков важно понять – его замедленная реакция похожа на шок. Даже самый хладнокровный человек способен растеряться в такую минуту. А у Болконского накануне сражения было предчувствие смерти.
(Демонстрируется отрывок из художественного фильма «Война и мир» - сцена ранения князя Андрея).
Ваше отношение к произошедшему?
Жаль уходящего из жизни полюбившегося героя – человека высокой чести и благородства. Самое страшное и ненужное дело на земле – война. Толстой последователен в своем отношении к войне «как к противному человеческой природе событию», даже если война представляется справедливой.
На перевязочном пункте Андрею Болконскому оказывают помощь вне очереди. Почему?
(Из ответов студентов составляется обобщенный ответ):
Потому что он дворянин, офицер, командир полка. Прав был раненый солдат, выразивший недовольство у перевязочного пункта.
Выходит, жизнь офицера ценнее жизни солдата? - Получается так.
Почему? – Затрачиваются средства и время на обучение, подготовку, становление офицера. От командира многое зависит, в том числе и победа.
Но разве так должно быть? – Нет, жизнь каждого человека уникальна и бесценна.
Студенты делают вывод:
Так Толстой говорит о безнравственности войны. Война безнравственна не только
потому, что насильственно прерывается человеческая жизнь, остаются калеками люди.
Война несет страдания всем. Она извращает представление человека о ценностях жизни. Она развращает мозг и душу, заставляя признать справедливым разделение людей на более и менее нужных и оправдывать военным временем и особыми обстоятельствами то, что недопустимо и не может быть оправдано никогда.
Как оказывается первая помощь раненому Болконскому? (т.III, ч.II, гл. ХХХVII):
«…Самое первое далекое детство вспомнилось князю Андрею, когда фельдшер торопливыми руками расстегивал ему пуговицы и снимал с него платье…».
Как вы поняли эту сцену? Обратите внимание на то, как психологически точен писатель.
(Студенты выражают свое мнение, работают с текстом, аргументируют, отвечают на вопросы).
Почему именно первое далекое детство вспоминается Болконскому?
Больной человек – это беспомощное существо, как ребенок. Он и физически и психологически нуждается в поддержке. Для него главная опора и надежда теперь – врач, медик, как для малыша его мама или няня. Поэтому руки фельдшера и напомнили самое дорогое и надежное. Отказать такому человеку в помощи, или плохо помочь, или остаться равнодушным к его беде – это не только профессиональное преступление, это нравственное преступление.
Почему доктор тяжело вздохнул?
У Болконского не просто тяжелая, у него смертельная рана. Теперь мы понимаем, почему его внесли в лазарет вне очереди.
А как обрабатывается рана? - Без анестезии, без обезболивания.
Студент-лингвист объясняет значение слова анестезия:
ан (an) – приставка «без» (aesthes) – чувство, ощущение; анестезия (anaesthesia) – без ощущений, без боли – обезболивание.
Объясните поведение врача после операции.
В таких условиях больной может не выдержать и погибнуть от болевого шока. Лучшей благодарностью врача раненому за то, что тот выдержал эту страшную пытку помощью
был поцелуй. Это проявление искреннего движения души. Видавший виды военный врач, казалось бы, привыкший к страданиям других, не справился с волнением и поспешно отошел. За словом поспешно - и напряжение до предела уставшего доктора, едва сдержавшего слезы; и жалость к обреченному человеку, которую нельзя показать; горечь и досада от бессилия помочь.
Рядом с Болконским делают операцию другим раненым (т.III, ч.II, гл. ХХХVII):
Как оказывается помощь этим несчастным людям?
Без обезболивания, так же, как и Болконскому. Медицина тех лет не знала анестезии.
Что вы знаете об истории наркоза? Когда впервые было применено обезболивание в условиях войны?
Несколько студентов рассказывают об истории наркоза, о его применении в России, о деятельности Н.И.Пирогова.
Развивающаяся личность подростка нуждается в положительных примерах для подражания, для формирования социально-нравственных моделей поведения. Знакомясь с деятельностью лучших представителей русской медицины, студенты укрепляют уверенность в правильности выбора профессии, учатся профессиональной ответственности и милосердию на реальных исторических примерах. Обращаясь к медицинской терминологии, они погружаются в специальный материал, который будут изучать на старших курсах.
Заключительным элементом занятия по медицинской теме является задание, направленное на формирование рефлексивной компетенции (умения осуществлять самоконтроль и самооценку; соотнести свои знания с имеющимся опытом).
- Напишите о ваших впечатлениях. Сформулируйте, как вы оцениваете свою работу в подготовке к занятию и участию в нем. Что вам удалось, что вызвало неудовлетворение в вашей работе? Что нового узнали вы на занятии, чему научились? Какой бы хотели видеть вашу учебную деятельность в дальнейшем?