Урок вежливости призван помочь учащимся вырасти вежливыми к друг другу, тактичными в общении.
Основные этапы урока.
- Ролевое чтение подготовленными учащимися рассказа Б.В.Шергина “Рифмы”.
- Использование в речи вежливых оборотов и отказ от бестактных.
- Отрывок из рассказа И.С.Тургенева “Муму” как выявление грубости и жестокости барыни.
- Вырабатывание речевой интонации.
- Карточки – задания на ролевые игры.
- Вырабатывание навыков анализа различных речевых ситуаций.
Составление памятки, или правил вежливого человека.
Цель: воспитание культуры речи при изучении рассказа Б.В.Шергина "Рифмы"; конструирование ситуативных предложений.
Ход урока
1. Выразительное чтение шутливого рассказа Б.В.Шергина "Рифмы".
2. Вопросы для беседы.
- Чем не понравился дядьке Шиш?
- А вам бы он понравился?
- А что нужно делать, как нужно обращаться к людям, особенно к взрослым, чтобы им понравилось?
3. Использование в речи оборотов.
Мне кажется |
Я считаю |
Не совсем понравился |
Мне не понравился |
Я не могу с тобой согласиться |
Ты не прав |
- В какой колонке записанные сочетания говорят о вежливости, деликатности речи? Почему?
- Деликатный - вежливый, мягкий в обращении.
Задание: Выскажите деликатно своё отношение к плохому рисунку. (Можно использовать любой не совсем удачный рисунок, иллюстрацию учащихся).
Вывод: в речи нам надо сказать не только о том, что нам не нравится, но и сделать это надо вежливо, деликатно.
Из истории слова. Местоимение "Вы" прижилось в России в 18 веке как форма вежливого обращения дворян к друг другу.
4. Работа с отрывком из художественного текста.
- Скажи, пожалуйста, - начала она, как только тот (Гаврила), не без некоторого внутреннего трепетания, переступил порог её кабинета, - что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? Мне спать не дала!
- Собака -с... какая -с... может быть, немого собака - с, - произнес он не совсем твердым голосом.
- Не знаю, немого ли, другого ли кого, только мне спать не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака?
- Как же - с, есть - с. Волчок - с.
- Ну чего ещё, на что нам ещё собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего в доме нет - вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать?.. Чтоб ее сегодня же не было... слышишь?
- Вопросы:
- Этот отрывок из какого произведения? Кто герои?
- Выразите свое отношение к речи барыни. Что вам не понравилось?
5. Роль интонации в предложении.
Задание: Выразить восторг, удивление, негодование:
- Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Вывод: от того , каким тоном говорит человек, зависит многое.
6. Послушайте стихотворение А.Хайта "Правила хорошего тона".
В какое бы общественное место
Судьба сегодня нас ни привела,
Учтите, никому не интересно
Все знать про ваши личные дела,
Про то, что к вам приехал дядя Коля,
Что кошка утащила 5 котлет.
Что вы немножко пошалили в школе,
А маму вызывает педсовет.
Пожалуйста, потише!
Совсем не обязательно кричать.
Ведь вас и так услышат.
Попробуйте все тихо рассказать.
В музее, кинотеатре и трамвае
О том, о сем друг другу говорим,
Но часто одного не замечаем,
Что, как в лесу дремучем, мы кричим.
Вопросы:
- Понравилось вам это стихотворение?
- А у вас в жизни такое бывает?
7. Очень часто мы невежливы бываем в самых простых житейских ситуациях. Попробуем разыграть две ситуации. (Карточки с заданиями можно раздать двум группам учащихся, или их выступление подготовить заранее.)
Ситуация 1.
После школы
В дверь позвонили. Дверь открыла мама Коли.
- Коля дома? - спросил Юра.
- Дома, - ответила мама Коли.
- Позовите его. Мы с ним пойдем гулять.
- А вы что с ним договаривались?
- Да, когда шли из школы домой.
Ситуация 2.
В гостях у Коли
У Коли был день рождения. Он пригласил гостей. Первой пришла Лена.
- Здравствуйте, - сказала Лена, - я, кажется, пришла первой.
- Очень хорошо, Леночка, раздевайся, проходи.
- Спасибо.
- А теперь, Леночка, проходи в большую комнату. Если хочешь, можешь посмотреть эти книги, - приглашал гостью Коля.
Задание: Проанализировать эти сценки. Кто в разговоре ведет себя невежливо? В чем это проявляется?
8. Составление памятки, или правил вежливого человека.
- Когда говоришь, старайся подбирать слова, которые не огорчали бы собеседника.
- Во время разговора терпеливо, до конца выслушивай собеседника, не перебивай.
- Не привлекай к разговору внимание посторонних.
- Старайся, чтобы тон твоего разговора был доброжелательным , вежливым.
9. Подвести итоги урока можно в форме ответов на вопросы.
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- Будем вежливы к друг другу и придерживаться правил вежливого человека?
Задание на дом по группам.
Составить диалог -
1 группа: "На перемене".
2 группа: "В столовой".
3 группа: " Телефонный разговор".