Урок вежливости (по рассказу Б.В. Шергина "Рифмы"). Литература. 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Урок вежливости призван помочь учащимся вырасти вежливыми к друг другу, тактичными в общении.

Основные этапы урока.

  1. Ролевое чтение подготовленными учащимися рассказа Б.В.Шергина “Рифмы”.
  2. Использование в речи вежливых оборотов и отказ от бестактных.
  3. Отрывок из рассказа И.С.Тургенева “Муму” как выявление грубости и жестокости барыни.
  4. Вырабатывание речевой интонации.
  5. Карточки – задания на ролевые игры.
  6. Вырабатывание навыков анализа различных речевых ситуаций.

Составление памятки, или правил вежливого человека.

Цель: воспитание культуры речи при изучении рассказа Б.В.Шергина "Рифмы"; конструирование ситуативных предложений.

Ход урока

1. Выразительное чтение шутливого рассказа Б.В.Шергина "Рифмы".

2. Вопросы для беседы.

  • Чем не понравился дядьке Шиш?
  • А вам бы он понравился?
  • А что нужно делать, как нужно обращаться к людям, особенно к взрослым, чтобы им понравилось?

3. Использование в речи оборотов.

Мне кажется

Я считаю

Не совсем понравился

Мне не понравился

Я не могу с тобой согласиться

Ты не прав

- В какой колонке записанные сочетания говорят о вежливости, деликатности речи? Почему?

- Деликатный - вежливый, мягкий в обращении.

Задание: Выскажите деликатно своё отношение к плохому рисунку. (Можно использовать любой не совсем удачный рисунок, иллюстрацию учащихся).

Вывод: в речи нам надо сказать не только о том, что нам не нравится, но и сделать это надо вежливо, деликатно.

Из истории слова. Местоимение "Вы" прижилось в России в 18 веке как форма вежливого обращения дворян к друг другу.

4. Работа с отрывком из художественного текста.

  • Скажи, пожалуйста, - начала она, как только тот (Гаврила), не без некоторого внутреннего трепетания, переступил порог её кабинета, - что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? Мне спать не дала!
  • Собака -с... какая -с... может быть, немого собака - с, -произнес он не совсем твердым голосом.
  • Не знаю, немого ли, другого ли кого, только мне спать не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака?
  • Как же - с, есть - с. Волчок - с.
  • Ну чего ещё, на что нам ещё собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего в доме нет - вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать?.. Чтоб ее сегодня же не было... слышишь?
  • Вопросы:
  • Этот отрывок из какого произведения? Кто герои?
  • Выразите свое отношение к речи барыни. Что вам не понравилось?

5. Роль интонации в предложении.

Задание: Выразить восторг, удивление, негодование:

- Что за диво!

Все так чисто и красиво.

Вывод: от того , каким тоном говорит человек, зависит многое.

6. Послушайте стихотворение А.Хайта "Правила хорошего тона".

В какое бы общественное место
Судьба сегодня нас ни привела,
Учтите, никому не интересно
Все знать про ваши личные дела,
Про то, что к вам приехал дядя Коля,
Что кошка утащила 5 котлет.
Что вы немножко пошалили в школе,
А маму вызывает педсовет.

Пожалуйста, потише!
Совсем не обязательно кричать.
Ведь вас и так услышат.
Попробуйте все тихо рассказать.
В музее, кинотеатре и трамвае
О том, о сем друг другу говорим,
Но часто одного не замечаем,
Что, как в лесу дремучем, мы кричим.

Вопросы:

  • Понравилось вам это стихотворение?
  • А у вас в жизни такое бывает?

7. Очень часто мы невежливы бываем в самых простых житейских ситуациях. Попробуем разыграть две ситуации. (Карточки с заданиями можно раздать двум группам учащихся, или их выступление подготовить заранее.)

Ситуация 1.

После школы

В дверь позвонили. Дверь открыла мама Коли.

  • Коля дома? - спросил Юра.
  • Дома, - ответила мама Коли.
  • Позовите его. Мы с ним пойдем гулять.
  • А вы что с ним договаривались?

- Да, когда шли из школы домой.

Ситуация 2.

В гостях у Коли

У Коли был день рождения. Он пригласил гостей. Первой пришла Лена.

  • Здравствуйте, - сказала Лена, - я, кажется, пришла первой.
  • Очень хорошо, Леночка, раздевайся, проходи.
  • Спасибо.
  • А теперь, Леночка, проходи в большую комнату. Если хочешь, можешь посмотреть эти книги, - приглашал гостью Коля.

Задание: Проанализировать эти сценки. Кто в разговоре ведет себя невежливо? В чем это проявляется?

8. Составление памятки, или правил вежливого человека.

  1. Когда говоришь, старайся подбирать слова, которые не огорчали бы собеседника.
  2. Во время разговора терпеливо, до конца выслушивай собеседника, не перебивай.
  3. Не привлекай к разговору внимание посторонних.
  4. Старайся, чтобы тон твоего разговора был доброжелательным , вежливым.

9. Подвести итоги урока можно в форме ответов на вопросы.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Будем вежливы к друг другу и придерживаться правил вежливого человека?

Задание на дом по группам.

Составить диалог -

1 группа: "На перемене".

2 группа: "В столовой".

3 группа: " Телефонный разговор".