Цель урока: подвести детей к самостоятельному выводу того, почему Гоголь так назвал свою повесть; расширить знания учащихся о русалках ; развить у учащихся внимание к художественному слову через нахождение ключевых слов в эпизодах; продолжить обучение работе со словарями.
Оборудование: рисунки на русалочью тему, тексты книг о русалках, выставка толковых словарей, репродукции картин И. Крамского «Русалка», А.Куинджи «Вечер на Украине», иллюстрации Дехтерева к «Майской ночи…», грамзапись украинской народной песни в исполнении хора им. Веревки, Мусоргского «Появление утопленниц», Римского-Корсакова – увертюра к опере «Майская ночь, или Утопленница», Чайковского «Хоровод звёзд», «Сцены народного гулянья», видеофильм «Майская ночь, или Утопленница».
Форма урока: урок-исследование.
Эпиграф: «Сейчас прочёл «Вечера…» - они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!» (А.С. Пушкин).
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Повесть «Майская ночь, или Утопленница», которую вы читали дома, небольшая по объёму, но это произведение не из простых. Многие учёные думают о повести, писали о ней и пишут серьёзные книги, как, например, учёный-литературовед Михаил Борисович Храпченко.
- Как вы считаете, это интересно: думать, высказывать своё мнение, спорить? Есть ли среди вас такие, которые хотели бы стать учёными?
Сегодня у нас с вами необычный урок, а урок-исследование. И тема звучит так: «Смысл названия повести «Майская ночь, или Утопленница».
В 1831 году повесть была впервые напечатана в сборнике «Вечера на хуторе…» и открыта эпиграфом на украинском языке. Почему? Ведь вся повесть написана на русском. ( Гоголь сразу нас хочет погрузить в атмосферу украинского села, чтобы мы ясно представляли себе украинские беленые хаты – мазанки, нарядные вышивки на одежде веселых жизнерадостных парубков и девчат, чтобы мы очаровались песенным складом украинской речи ( песня на украинском языке в исполнении украинского народного хора)
- Речь каких героев она нам напоминает? (Левко и Ганы)
-Как они относятся друг к другу? Докажите текстом.
- Кто им мешает быть счастливыми? Почему?
- А кто еще в данной повести носитель зла?
- От кого мы узнаем о мачехе?
- А кто является носителем добра?
- Как воспринимают герои повести образ утопленницы?
- Кто воспринимает его как сказочный? (Текст).
- А кто верит в реальность этого образа? Почему?
II. Работа по теме урока.
- Ребята, а как вы думаете, почему Гоголь так назвал свое произведение? Мы с вами сейчас проведем следствие по этому делу. Для этого наш класс разде- лится на группы, которые будут выполнять различные функции. Одни будут литературоведы, другие – работники справочного бюро, третьи – художники, ну а все остальные следователи. Итак, начнем расследование.
1. Почему Гоголь поставил запятую перед союзом или? Вспомните, в каких случаях перед союзом или ставится запятая?
2. Какое слово в названии мы можем растолковать? (Утопленница) Кто это? (Отвечают дети, у которых на партах словари. Это группа, работающая со справочной литературой).
- Но ведь у Гоголя она не умерла? Кем же она стала? (Русалкою).
- Кто такая русалка? (Дети читают словарные статьи из словарей Ожегова и Ушакова).
В «Словаре русского языка» Ожегова:
«… русалка – существо в образе обнаженной женщины с длинными распу- щенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде».
В «Толковом словаре русского языка» Ушакова:
«… русалка – живущее в воде сказочное существо в образе обнаженной женщины с длинными волосами и рыбьим хвостом».
- А есть еще один удивительный словарь под редакцией В. Даля. Он назы- вается «Толковый словарь живого великорусского языка». Послушайте, что у Даля сказано о русалках: «Русалка- сказочная жилица вод, водяная, шутовка, на северо-востоке – водяница, берегиня, на юге – русалки, мавки, майки. Они наги, с распущенными волосами, прельщают, заманивают, щекотят до смер- ти, топят».
- Итак, почему Гоголь так назвал свое произведение?
- А что вы узнали о русалках из книг? ( Дети-литературоведы коротко рас- сказывают о прочитанных текстах).
- Группа ребят – художников нарисовала иллюстрации к произведениям о русалках. Они у них одинаковые? (Дети защищают свои рисунки).
Показываю детям большой рисунок русалки и спрашиваю:
- Как вы думаете, из какого произведения моя русалка? (Из сказки Андер- сена).
- А как вы догадались? ( «Говорящие глаза», - пишет Андерсен).
- Рассмотрите репродукцию картины Крамского «Русалки». Что общего и чем различаются репродукции картины и повесть Гоголя? (Гоголь погружал читателя в стихию сверхъестественной реальности сновидения, а Крамской ищет вдохновения в реальной прелести украинской ночи. Художник искрен- не передал теплоту ночного пейзажа. У заросшего пруда, плавно и величаво, будто зачарованные, движутся молодые русалки, однако это не призрачные существа, а современные художнику девушки- крестьянки. У Крамского- ровное освещение, характерное для реалистических пейзажей. Художник изобразил «зеленый» план пейзажа: справа и слева тянутся окаймляющие пруд откосы берега, поросшего лесом и мелким кустарником. В глубине- лесистый овраг. Лишь вдали, над вершинами лесного массива, виден клочок неба. Девушки совсем не похожи на русалок из народных поверий. По преда- нию, русалки выходили на берег в «зеленую» неделю ( седьмая неделя после Пасхи считалась русальной и губили людей. В повести Гоголя и на картине Крамского эти девушки очень несчастные, они жертвы злых сил, их души томятся в неволе). Найдите описание русалки – утопленницы в тексте Гоголя (проецирую кодограмму).
-С помощью каких изобразительных средств Гоголю удалось изобразить утопленницу такой прекрасной? (дети ищут в тексте эпитеты, метафоры, сравнения).
-А теперь сравним со словарной статьёй (показываю напечатанную статью из словаря Ожегова).
-Есть ли разница? В чём? (разные стили речи, разные цели текстов).
-А вам что интереснее читать?
III. Задание на знание текстов.
-Но если вам интереснее читать художественные тексты, то сейчас я проверю, как вы их внимательно читали дома.
(Прикалываю на доску 4 отрывка о русалках без подписей автора.
Андерсен: «Но милее всех была самая младшая, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море. Только у неё, как, впрочем, и у других, ног не было, а вместо них был хвост, как у рыб».
Лермонтов:
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной,
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
Пушкин:
С той поры,
Как бросилась без памяти я в воду
Отчаянной и презренной девчонкой
И в глубине Днепра-реки очнулась
Русалкою холодной и могучей.
Словарная статья: «Русалка- существо в образе обнажённой женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде».
-Здесь отрывки из произведений Лермонтова, Пушкина, Андерсена и словарная статья. Помогите разделить их.
-У всех поэтов и писателей русалки разные. Какая она у Лермонтова? О чём пела русалка? (текст).
-А какая русалка у Андерсена?
-А у Пушкина? Почему пушкинская русалка хочет отомстить человеку?
-А в каком ещё произведении вы читали об этом? (Жуковский «Ундина»)
-Значит, и по характеру русалки разные?
-Как вы думаете, как поведёт себя русалка с добрым человеком? Например, с Алёнушкой из русской народной сказки. (Группа детей-писателей читает свои сочинения).
-А если русалка повстречается с царицей-мачехой из сказки Пушкина « О мёртвой царевне и о семи богатырях»? (сочинения).
IV. Развитие речи учащихся.
-Ребята, если бы вам предложили написать сочинение на тему «Как русалка стала счастливой? С чего бы вы начали работу? (У нас ничего не получилось ,т. к. мы не можем написать о счастливой русалке, ведь она несчастная, обманутая женщина).
-Как вы думаете, русалка –это мифический или сказочный персонаж? (Мифический, т.к. сказка всегда кончается счастливо, а о русалке –нет).Читаю из БЭСа: «Русалка-мифический образ у восточных славян, особенно у украинцев и южных русских. В образе русалок сочетались черты духов воды, плодородия, «нечистых» покойников (утопленниц) и пр.»
V. Обобщение.
-Нам осталось только выяснить, почему слово утопленница у Гоголя написано с большой буквы. Это одушевлённое существительное или нет? Докажите. (берём 3 падежа: И.,Р.,В. во мн. ч.). А в сказках и сказочных повестях одушевлённые сущ. пишутся с большой буквы.
-Итак, почему же Гоголь так назвал свою повесть? (Русалка помогла осуществиться любви молодых людей).
-Да, герои обретают своё счастье отнюдь не в сказочном королевстве, а в реальном мире, пусть даже несколько нелепом и однообразном . Волшебная сказка завершается весёлым пиром, свадьбой влюблённых. Именно на этом жанровая функция сказочного персонажа заканчивается. В повести Гоголя всё оказывается гораздо сложнее. Если вы помните, одинокий Каленик всё ещё блуждал в поисках своей хаты, своего Дома. Это наводит на мысль, что не все люди нашли путь в жизни, свою дорогу.
VI. Домашнее задание.
1 гр.- написать сочинение «Что общего в образах Ганы и панночки-утопленницы?»; 2 гр. – ответить на вопрос: «Почему Левко победил зло, а отец панночки не смог разглядеть черноту души своей молодой жены?»