Внеклассное мероприятие по литературе. Литературная композиция "Пусть поколения знают"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цели:

  1. Познакомить с творчеством поэтов, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.
  2. Прививать нравственно-эстетические качества.
  3. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, уважительное отношение к старшему поколению.

Оборудование:

  • плакат “Родина-мать зовёт!”
  • сборники стихов о Великой Отечественной войне
  • м/м проектор
  • музыкальное оформление: “В лесу прифронтовом”, “Журавли”, симфония №7 “Ленинградская”, “Священная война”, “Баллада о матери”, “Он не вернулся из боя”

  • диск DVD “История 1941 – 1945”
  • плакат:

“Люди!
Покуда сердца стучатся, –
помните!
Какою ценой завоёвано счастье, –
пожалуйста,
помните!”
Р. Рождественский

Ход мероприятия

На сцене чтецы: один прислонился к воображаемому дереву, второй присел у пенька, третий сидит на поваленном дереве, четвёртый стоит у дерева, повернувшись спиной к залу, в глубине сцены несколько чтецов у костра.

Ведущий: С каждым годом всё дальше уходят от нас героические годы Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдат и подвиг народа-труженика, ковавшего победу в тылу. Весь советский народ поднялся на защиту Родины, на разгром ненавистного врага. В боях с захватчиками советские воины проявляли чудеса героизма, их жёны, матери и дети, заменив ушедших на фронт, самоотверженно трудились в тылу. Страна напрягла все силы, сплочённая одной мыслью: “Всё для фронта – всё для Победы!”

Звучит музыка довоенного вальса. За сценой звучит стихотворение:

Такою всё дышало тишиной,
Что вся Земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось…

(Одновременно демонстрируется фрагмент документального фильма о последних приготовлениях немецких войск перед нападением.)

Постепенно музыка вальса сменяется темой нашествия (симфония №7 “Ленинградская”), которая звучит всё громче. На этом фоне идут кадры бомбардировки советских городов.

Звучит голос Ю.Левитана “Обращение к советским гражданам о начале войны” (кадры документального фильма “Первые дни войны”). Звучит 1-й куплет “Священная война”. Голос из-за кадра:

Так бывает, в дни войны есть минуты тишины,
Когда бой замолкает устало
И разрывы почти не слышны…

Звучит мелодия вальса “В лесу прифронтовом”. (Сидящие у костра чтецы немного поют… Перестают петь. Музыка продолжает звучать, но тише.) Чтецы читают стихотворение К. Симонова “Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…”

1 Чтец:

Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди…

2 Чтец:

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

1 Чтец:

Но, горе поняв своим бабьем чутьём,
Ты помнишь, старуха сказала:
– Родимые, покуда идите, мы вас подождём.

2 Чтец:

“Мы вас подождём!” – говорили нам пожити.
“Мы вас подождём!” – говорили леса.

1 чтец:

Ты знаешь, Алёша, порою мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.

Первый чтец возвращается к поваленному дереву, садится, меняя позу. Позу меняют все перед каждым новым текстом.

Чтец: (в сопровождении вальса “ В лесу прифронтовом” читает стихотворение К.Симонова “Жди меня”.)

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера…

(Музыка смолкает.)

Ведущий: Многие не вернулись…

(Один, сидящий у костра, подходит к ведущему, читает стихотворение “Журавли” – звучит мелодия этой песни.)

(Демонстрируется фрагмент из д/ф “Сталинград”.)

1 Чтец (читает стихотворение С.Гудзенко “Моё поколение”.)

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред Господом Богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели,
На могилах у мёртвых расцвели голубые цветы…

2 Чтец:

Расцвели и опали…
Проходит четвёртая осень.

3 Чтец:

Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.
Мы не знали любви, не изведали счастья ремёсел,
Нам досталась на долю нелёгкая участь солдат.

1 Чтец:

У погодков моих нет ни жён, ни стихов, ни покоя,
Только сила и юность…

2 Чтец:

А когда возвратимся с войны,
Все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,
Что отцами-солдатами будут гордится сыны.

3 Чтец:

Ну, а кто не вернётся?
Кому долюбить не придётся?
Ну, а кто в сорок первом первой пулей сражён?

1 Чтец:

Зарыдает ровесница, мать на пороге забьётся, –
У погодков моих ни стихов, ни покоя, жён.

2 Чтец:

Кто вернётся, долюбит? Нет!
Сердца на это не хватит, и не надо погибшим,
Чтоб живые любили за них…

Звучит песня “Баллада о матери”

1 Ведущий: Если горе имеет свой запах, то война пахнет огнём, пеплом и смертью. Война – это горький пот и кровь, это после каждого боя уменьшающиеся списки у полкового писаря, это последний сухарь во взводе, разделённый на четырёх оставшихся в живых, это котелок ржавой болотной воды и последняя цигарка, которую жадно докуривает, обжигая пальцы, наводчик, глядя на ползущие танки.

2 Ведущий: Война – это письма, которые ждут и боятся получать, это особая любовь добру и особая жгучая ненависть к злу и смерти; погибшие молодые жизни, непрожитые биографии, несбывшиеся надежды, ненаписанные книги, несовершившиеся открытия, невесты, не ставшие жёнами.

Чтец:

В этой роще берёзовой,
Вдалеке от страданий и бед,
Где колеблется розовый,
Немигающий утренний свет,
Где прозрачной лавиною
Льются листья с высоких ветвей,
Спой мне, иволга, песню пустынную,
Песню жизни моей…

Звучит песня “Он не вернулся из боя” (кадр из д/ф “Огненная дуга”)

1 Ведущий: Наше поколение те, что остались в живых, – вернулось с войны, сумев сохранить, пронести в себе через огонь чистый, лучезарный мир, у и надежду. Но мы стали непримиримы к несправедливости, добрее к добру, наша совесть стала вторым сердцем. Ведь эта совесть была оплачена большой кровью.

2 Ведущий: Война уже стала историей. Но так ли это?

1 Ведущий: Для меня ясно одно: главные участники истории – это Люди и Время – это значит – не забывать Людей; не забывать Людей – это значит не забывать Время.

2 Ведущий: Наша память – это душевный и жизненный опыт, оплаченный дорогой ценой.

– Многие из наших односельчан также остались на полях сражения. Это……….. (перечисляем)

– Почтим их память минутой молчания.

(Минута молчания.)

Чтец:

Давно умолк войны набат,
Цветут цветы в родном краю.
Но будет вечно жить солдат,
Что смертью храбрых пал в бою.

(Кадры из д/ф “Радость со слезами на глазах”.)