Цель:
- познакомить учащихся с содержанием стихотворения “Бородино”, обратив особое внимание на его художественные достоинства;
- развивать устную речь и навыки художественного анализа текста;
- воспитывать интерес и уважение к героическому прошлому нашей Родины, к выразительному слову литературного произведения.
Ход урока
Москва, Москва!.. люблю тебя,
как сын,
Как русский, – сильно, пламенно
и нежно.
М.Ю.ЛермонтовУ Бородино французская армия расшиблась о русскую!
А.П.Ермолов
Слайд 3. Приложение
- Запись в тетради темы урока и эпиграфов.
- Беседа с учащимися.
Учитель литературы: Задумаемся, ребята, над смыслом этих строк. Имеет ли отношение пламенное высказывание поэта о Москве к теме нашего сегодняшнего разговора?
Москва – столица нашей Родины, символ ее свободы и независимости, ее могущества, Бородино же расположено в 125-ти километрах от Москвы. 26 августа 1812года здесь произошло кровопролитное сражение между русской и французской армиями. Главнокомандующим русских войск был назначен М.И.Кутузов. Французскими войсками командовал Наполеон Бонапарт. (Слайд 4, 5)
– Что значило проиграть бой под Бородином?
– Открыть дорогу на Москву – значило низвергнуть символ мощи и непобедимости государства.
3. Сообщения учащихся:
1812 год в истории (материал прилагается). (Слайд 6–13)
1812 год в живописи (материал прилагается). (Слайд 14–21)
1812 год в музыке (материал прилагается). (Слайд 22–25)
4. Работа с текстом.
История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю.Лермонтова.
Лексическая работа.
Прежде чем послушать стихотворение, обратите внимание на слова. (Слайд 26)
А теперь нам помогут знания, полученные на уроках русского языка. С точки зрения лексики, что это за слова? (Это слова иноязычного происхождения, слова-термины, в основном слова военной терминологии).
Чтение стихотворения наизусть. (Читают выразительно ученики). (Слайд 27–36)
4. Слово учителя.
Стихотворение написано в 1837 году, к 25-летию Бородинской битвы.
– Ребята, а раньше, в 19 веке, сколько лет служили в армии? (25 лет.)
А теперь посмотрим, как построено стихотворение. (В форме диалога.)
– Кто и к кому обращается с вопросом в первой строфе? (Молоденький солдат-новобранец спрашивает старого солдата. Сейчас в 1837 год, он служит последний год, значит, начинал свою службу он как раз в 1812 году. Он – очевидец событий.)
В центре нашего внимания будут тринадцать строф, которые передают рассказ старого солдата. Именно в них – сюжет произведения.
Очень яркая экспозиция (описание места, обстановки, героев в начале произведения). “Мы долго, молча, отступали…”
Завязка – “И вот нашли большое поле…”
Затем следует развитие событий – “Забил снаряд я в пушку туго”.
– Значит, кем был тогда этот молоденький солдат? (Артиллеристом.)
– Каких ребят брали в артиллерию? (Невысоких, кряжистых, сильных, это тяжелая работа.)
Два дня идет перестрелка с дальних расстояний. И вот разговоры о картечи – сами солдаты видят необходимость ближнего боя.
– Почему ликовал француз? (Французская армия, привыкшая к легким победам, уже считала себя победительницей.)
– А какое настроение царит в русской армии? (Солдаты готовятся к бою, может быть, последнему, смертельному. Каждый думает о своем.)
За кульминацию (высшее напряжение действия) принимаем три строфы – “Уж был денек!… Слились в протяжный вой…” Это напряжение передается такими словами: дым летучий, двинулись как тучи, носились знамена, как тени, звучал булат, картечь визжала, гора кровавых тел. (Слайд 37. “Воспоминание очевидца”)
Развязка в стихотворении очевидна.
– Кого стали считать бойцы? (Уцелевших, погибших. Погибших было много, но герои победы тоже были достаточно многочисленны.)
– Чем объясняется победа русских солдат? (Герои лермонтовского стихотворения – русские люди, руководимые талантливыми военачальниками: “могучее, лихое племя, богатыри…” Они горячо любят Родину: “Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!” Русский солдат умеет быть искренне благодарен командирам за науку: “Полковник наш рожден был хватом…” Русский солдат верен клятве, верен Родине. Он умрет, но не изменит: “И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой”. Бой во имя России они выиграли).
– Почему молодой солдат не высказывает несогласие с репликой: “Богатыри – не вы!” (Он преклоняется перед мужеством и стойкостью участников Бородинской битвы.)
– А почему все-таки отступили от Москвы? (Это было сделано во имя спасения России. Сдали столицу, чтобы спасти страну.)
– А какие языковые средства использует поэт для создания художественной картины жизни?
Речь Лермонтова богата эпитетами : синие верхушки, поле грозной сечи, клятва верности, русский бой удалый, протяжный вой; сравнения: умремте, как наши братья умирали; французы двинулись как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди; метафоры: ночная пала тень, утро осветило пушки, звучал булат, картечь визжала. (Слайд 38)
Заключение.
– Молодцы, ребята! Ваши ответы свидетельствуют о том, что вы умеете наблюдать, что во время работы с художественным текстом вы полны зрительных, слуховых и осязательных впечатлений, которые может вызвать только произведение искусства. Этим оно и отличается от делового текста, который рассказывает о том же событии, но бесстрастным языком. (Сравнить с описанием Бородинской битвы в учебнике “Истории” и в “Детской энциклопедии” т.5, стр. 280–283).
– 172 года прошло со дня написания стихотворения, через 3 года мы будем праздновать 200-летие Бородинской битвы, а интерес к этому событию не пропадает. Исторические клубы воспроизводят хронологию сражений. (Слайд 39–42)
– Вы знаете, что 2009 год объявлен Годом молодежи, молодежь – это будущее страны. Она должна достойно продолжить традиции своих дедов и отцов, оставив при этом свой след на скрижалях истории. Я хочу представить вам ученика 7в класса нашей школы Марка Русецкого, который написал стихотворение под впечатлением лермонтовских строк. (Текст стихотворения прилагается.)
Домашнее задание. Выучить отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова
“Бородино” наизусть. (Слайд 43–44).
Приложение,
Приложение 1