Урок-проект в 11 классе
Цель урока:
изучить духовную сущность пьесы – “Свобода во что бы то не стало!”;
выявить основной мотив пьесы М.Горького “На дне”;
рассмотреть важный вопрос о человеке, о его месте, роли в жизни, о том, что для него важно. “Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?”
Эпиграф к уроку
Человек – вот правда! Надо уважать
человека!
М. Горький
Видеть несправедливость и молчать –
это значит самому участвовать в ней!
Ж.Ж. Руссо
Гипотеза
Если бы в 90-е годы в России не разразился жестокий экономический кризис, то не появились бы огромного количества босяков, упавших “на дно” жизни, под влиянием тягчайшего экономического гнёта.
1.Слово учителя:
М.Горький (наст. имя Алексей Максимович Пешков) – русский писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа XIX–XX столетий.
2.Реферат учащегося по биографии Горького. Приложение 1.
3.Беседа по содержанию пьесы “На дне”.
В своих произведениях Горький показал, что носителями новой “свободной морали” являются босяки. Написав пьесу “На дне”, писатель выявил разные темы жизненного поведения обитателей ночлежки, а также поставил вопрос о свободе и назначении человека.
Пьеса Горького “На дне” была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. В самом названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе.
Проблемные вопросы:
1)Какова была основная тема творчества М.Горького конца XIX – начала XX века?
2)На чём построена сюжетная линия произведения?
3)Дать характеристику героям пьесы?
4)Кто по-настоящему спорит с Лукой: Сатин или сам автор?
5)Пьеса “На дне” является ли новаторским произведением?
6)В чём спасение людей, упавших “на дно” жизни?
7)Какие две проблемы отразились в спорах героев о человеке, жизни, которые подняли проблему гуманизма?
-В начале XX века основной темой своего творчества М. Горький выбирает тему разоблачения пороков капиталистической деятельности. Пьеса “На дне” является протестом против социальных порядков и неукротимым призывом к другой справедливой и свободной жизни.
Сюжетная линия пьесы.
-В основе пьесы лежит острый социальный конфликт: противоречие между действительным положением человека в обществе и его высоким назначением; противоречие между массами и самодержавными порядками помещичьей России, которые низводят людей до трагической участи бродяг.
4.Характеристика героев.
Герои пьесы “На дне” получились обобщенными, собирательными образами, хотя и типичными. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самою различного характера и социального положения.
Лука
Пожилой человек (60 лет), странствующий проповедник, который всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: “Ты надейся!”, “Ты верь!” Лука — личность незаурядная, у него большой жизненный опыт и острый интерес к людям. Он ни во что не верит, но ему жаль страдающих людей, вот он и говорит им разные утешающие слова. Вся его философия заключена в изречении: “Во что веришь, то и есть”.
Сатин
Безработный мужчина (40лет). Он любит непонятные, редкие слова, т.к. раньше служил в телеграфе, много читал и был образованным человеком. Герой выражает авторскую позицию, он далек от философии христианского терпения, для него есть одно гордо звучащее слово — человек, который “за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он свободен”. Яснее других понимает социальную несправедливость. Он утверждает, что человеку нужна правда, какая бы она ни была!
Костылёв и Василиса
Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылёва (54г.), одного из "хозяев жизни", который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна и его жена Василиса (26л.) своей безнравственностью, в ней “нет души”, она “жадная до денег”.
Васька Пепел
Молодой человек (28лет) - потомственный вор, жаждущий правильной жизни, он желает стать честным и порядочным человеком, т.к. на жизнь, Пепел зарабатывает нечестным трудом, он хочет всё это исправить. Васька мечтает о вольной жизни в Сибири. И думает, что, женившись на Наташе, получит желаемое. Но в итоге, убив Костылёва, попадает в тюрьму.
Наташа
Наташа – 20 лет, сестра Василисы. Тихая, добрая девушка. Она полна страстных мечтаний о будущем. Наташа хочет уйти из ночлежки, выбраться с этого “дна жизни”, но не может. Наташу хотят выдать замуж за Пепла, но девушка понимает, что ничего хорошего из этого не выйдет. Ведь Васька плохо обошёлся с её сестрой, значит и с ней он может поступить также. Замуж она так и не вышла, т.к. после побоев сестры попадает в больницу, а оттуда уходит в неизвестном направлении.
Барон и Настя
Настя – молодая девушка, (20лет), страстно желающая большой, настоящей любви. Правда, её мечты у окружающих вызывают злобную насмешку. Даже её сожитель Барон подшучивает над ней. Настя страдает от своей безысходности и всё хочет уйти на край света.
Барон (33г.) – единственный человек, не имеющий иллюзий об освобождении. Но у него есть ниточка: “Всё в прошлом!” Если ничего нет впереди, так хоть что-то есть позади. Барон часто вспоминал о своём происхождении (старая фамилия, дома в Москве и Петербурге, кареты с гербами и т.д.). Но Настя издевается над ним, говорит, что ничего этого не было. “Понял, какого человеку, когда ему не верят?”
Клещ и Анна
Андрей Митрич (40л.) – слесарь, мечтает о честном труде. Он больше всех надеется вырваться из этой ямы (“Вылезу… кожу сдеру, а вылезу!”), что это не конец, а временное падение. Клещ думает, что после смерти жены, его жизнь станет легче. Её смерти он ждёт, как освобождения!
Анна (30л.) – его жена, тяжело больна, при смерти. Считает себя самой несчастной женщиной. Она раздавлена жизнью, полна страдания и никому не нужная.
Актёр
В прошлом был известным актёром, но вскоре опустился, спился и даже забыл своё имя! Он часто поглощен воспоминаниями о своей уже прошлой славе. Единственная его мечта, найти город, о котором рассказывал Лука, где есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Ведь он всё ещё надеется вернуться на сцену. Но узнав, что нет никакой “праведной земли” и лечебницы нет, актёр кончает жизнь самоубийством, т.к. не может перенести крушения своей последней надежды.
-Кто же действительно спорит с Лукой?
-По-настоящему спорит с Лукой не Сатин, а сам автор пьесы. Именно Горький показывает, что спасительная ложь никого не спасла, что вечно жить в плену иллюзий нельзя, а выход из них и прозрение всегда трагичны, а главное - что человек, живущий в мире утешительной мечты, убаюкивающего обмана, примиряется со своей убогой, беспросветной реальной жизнью.
-Пьеса “На дне” - новаторское произведение?
-Пьеса М.Горького - новаторское литературное произведение. В центре ее - не только человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни.
-В чём же спасение людей, упавших на “дно”?
-М.Горький предлагает читателям два возможных ответа на этот вопрос:
1) уйти в мир иллюзий и обмануть себя (но ложью можно только усугубить положение отверженных людей)
или
2) бороться с социальной несправедливостью (но способных борцов “на дне” нет. Самое большое на что они способны, это вырезать правду – правду о человеке!)
-Две основные проблемы в пьесе:
философская проблематика отразилась в спорах героев о человеке, добре и правде, которые поднимают проблему гуманизма:
- проблема человека;
- проблема правды
Вывод.
-Пьеса “На дне” проникнута горячим и страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы имя это действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный политический резонанс, звала к переустройству общества, выбрасывающего людей “на дно”.
Нет, и не может быть счастья, пока человек несвободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу.
Литература
- М.Горький “Рассказы и повести” (Москва, Художественная литература 1976г.)
- Большой сборник сочинений 1300 (Ростов – на – Дону, БАО-ПРЕСС,2007)
- 800 современных сочинений (Ростов – на – Дону, БАРО ПРЕСС, 2003)
- Все произведения школьной программы (Москва, 1998)