Литература
-
Урок по сказкам М.Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть" и Л.Петрушевской "За стеной" 2010
Данный урок позволяет выявить степень актуальности понятия "совесть" в современном обществе и отражение этой проблемы в литературе второй половины XIX – конца XX века. Анализ предложенных произведений заставит учащихся задуматься над жизненными целями, которые определяют поведение героев, формируют ответственное отношение к тем, кого любишь.
-
Здоровьесберегающий аспект в преподавании литературы: урок литературы и ОБЖ в 6-м классе "Конфликт "открывателей" и "осваивателей" в сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца" 2010
Урок литературы и ОБЖ в 6-м классе разработан с учётом здоровьесберегающего аспекта в содержании филологического образования. В размышлениях о нравственной природе поступков героев, об отношениях людей, о смысле жизни, об ответственности каждого за зло мира, а также в поисковой работе с текстом формируются коммуникативная и социальная компетенции.
-
Работа с текстом на уроках литературы (Технология развития критического мышления через чтение и письмо) 2010
Применение технологии развития критического мышления на уроках литературы поможет учителю ответить на вопросы: "Как заинтересовать ребенка книгой? Как привлечь его к осмысленному чтению?"
-
Применение современных технологий обучения в преподавании литературы 2010
Статья содержит перечень, краткие характеристики наиболее продуктивных технологий обучения. Подробно раскрывается использование кейс-технологий обучения в преподавании литературы.
-
Дискуссия "Любовь… Любовь?!" Спор лириков и химиков 2010
Авторы работы делают попытку объяснить происхождение уникального чувства под названием "любовь" в жизни поэтов от эпохи Возрождения до наших дней и с научной точки зрения. Материал используется в качестве интегрированного урока МХК + литература + химия, а также при проведении внеклассных мероприятий.
-
Духовный и общественный подвиг Сергия Радонежского 2010
В работе автора идет выявление отличительных признаков житийной литературы. В "Житии Сергия Радонежского" преобладают эпизоды, иллюстрирующие подвижничество святого в духовной и общественной сферах жизни. Епифаний Премудрый использовал различные лексические и синтаксические приемы, показывающие жизненный подвиг Сергия.
-
Открытый урок на тему "Строка, оборванная пулей" 2010
На уроке, построенном в форме устного журнала, ребята познакомятся с биографиями неизвестных для них молодых поэтов 30–40-х годов XX века, их лирикой, исполнят песню П.Когана «Бригантина», популярную в студенческой среде 30–70-х годов. На занятии важно показать мировоззрение предвоенной молодежи, ее идеалы, стремление отдать свою жизнь за Родину.
-
Повышение мотивации обучающихся к изучению литературы через использование исследовательского метода 2010
Художественная литература призвана сыграть особую роль в формировании творчески развитой, активной личности. Но это возможно только тогда, когда ученик читает. Уроки-исследования и практические работы помогают формировать активную читательскую позицию ученика и развитую мотивацию к обучению. В статье рассмотрены особенности построения и методика проведения данных типов уроков.
-
Интегрированный урок (литература + английский язык) по теме "У.Шекспир и вечные ценности" 2010
Данный урок для учащихся 10–11-х классов представляет собой практическое закрепление знаний по теме «Уильям Шекспир», содержит введение нового материала по теме «Сонет», учащиеся знакомятся с основами литературного перевода, анализа перевода, чтения сонетов на английском и русском языках, приемами написания стихотворения о любви по предложенной модели.
-
Природа в творчестве В.А. Солоухина, в произведениях живописи и музыки 2010
Автор статьи показывает учащимся мастерство В.А. Солоухина в раскрытии "души природы"; согласованность природы с душевным состоянием героя; талантливое использование изобразительных средств языка в создании живописных картин природы; воспитание тонкого вдумчивого читателя, умеющего понимать и ценить душу природы.
-
Н.А. Некрасов — поэт-гражданин (по стихотворению "Железная дорога") 2010
Представленный урок помогает научить детей анализировать стихотворение, делать выводы, внимательно относиться к художественному слову, сопоставлять стихотворный текст с произведением живописи, оперировать понятиями "риторический вопрос", "баллада", "ирония".
-
"Чацкий и общество декабристов" 2010
Предлагаемый урок культурологической направленности является одним из пяти уроков по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". Изучение литературных произведений на культурологической основе позволит педагогу сделать процесс знакомства с литературным произведением более осознанным.
-
"Литература и цензура: свобода творчества и государственный надзор" 2010
В ходе работы мы исследовали не только проблему влияния цензуры на литературу, но и попытались ответить на наболевшие и насущные вопросы: "Что важнее: абсолютная свобода творчества или сдерживающие цензурные ограничения? Может ли современная литература без правового государственного надзора развиваться в сторону повышения нравственного и интеллектуального потенциала?"
-
Открытый урок по роману Л.Н. Толстого "Война и мир". Тема "Художественное мастерство Толстого" 2010
Фраза Толстого нередко вбирает в себя деталей и подробностей больше, чем может воспринять за время прочтения читательский взгляд. Толстой часто пользовался необычными словами и фразеологизмами для того, чтобы оттенить нарисованную им картину.
-
Урок внеклассного чтения "Отцы и дети сегодня". 10-й класс 2010
Тип урока – дискуссия, которая проводится после изучения романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Домашнее задание к этому уроку – найти в периодической печати такие статьи, которые рассказывали бы взаимоотношениях взрослых и подростков.
-
Урок литературного чтения. И.С. Никитин. "Весна в степи" (3-й класс) 2009
Данный урок был проведен в рамках конкурса "Учитель года – 2009" г. Краснодара. Являясь учителем-занковцем, хотела посмотреть, как применяемые в занковской системе приемы и стиль моего преподавания сработают в данном классе, работающем по УМК "Школа России".
-
Урок по литературе Красноярского края "Мы часть природы" 2009
Урок литературы нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с некоторыми фактами из биографии Р.Х. Солнцева, с его стихотворениями, а также с понятием композиции лирического произведения. На этом уроке дети знакомятся с писателем, живущим рядом с ними, с писателем-земляком.
-
Интегрированный урок математики и литературы по теме "Действия с натуральными числами" 2009
Предлагаемый урок удобно использовать как для подготовки к зачетной работе по теме, так и при обобщении данного материала. В основе урока лежит интеграция ЗУНов, применяемых при решении заданий на основные действия с натуральными числами, и узнавание сказочных персонажей из произведений датского писателя-сказочника Г.-Х. Андерсена.
-
Бинарный урок (история + литература) по теме "Театр Древней Греции" 2009
Нестандартный подход к преподаванию сказывается благоприятно на знаниях учащихся и их неподдельном интересе к истории, русскому языку и литературе. На основе материалов из античной культуры прививается уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "XIX век, он как будто за тонкой стеной" 2009
Интегрированный урок по истории и литературе посвящен одному из крупнейших поворотных моментов в истории Отечества – эпохе освобождения. Рассматривается эволюция идеи отмены крепостного права и последствия его отмены на основе исторических источников, литературных произведений второй половины XIX в.
-
"Людей неинтересных в мире нет" (к 80-летию со дня рождения В.М. Шукшина) 2009
На уроке дан краткий анализ творчества В.М. Шукшина, небольшая биографическая справка и обзор творчества Василия Макаровича Шукшина как режиссера.
-
Урок-суд. "Суд над Печориным". По главе "Бэла" из произведения М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 2009
Благодаря театрализованным урокам занятия литературы становятся незабываемыми. Арт-урок раскрепощает внутренние силы ребенка, облегчает ему общение, речевую деятельность, способы самовыражения. Такой урок предоставляет возможность детям удовлетворить жажду действий. Здесь само собой идет соединение телесного и духовного в учении школьника.
-
Интегрированный урок в 11-м классе "Кровью сердца окропленные строки…" 2009
Воспитательная цель урока: формирование чувства патриотизма, гражданской позиции, любви и уважения к русской литературе и истории страны. Цель: показать обучающимся трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве; историю народного мученичества; культ личности Сталина; политику беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком.
-
Обыкновенные люди в обычных обстоятельствах в рассказах А.П. Чехова 2009
Главное в уроке – раскрыть для студентов мир А.П. Чехова, писателя и человека. Показать общество, которое видел А.П.Чехов, его несостоятельность, духовное банкротство.
-
Программа "Талант читателя" 2009
Программа "Талант читателя" направлена на воспитание творческого читателя, его художественного вкуса, понимания эстетической сущности и ценности произведений литературы, что составляет подлинное богатство духовной культуры народа и усиливает, таким образом, ее воздействие на формирование нравственно зрелой личности школьника-читателя.
-
"Человек и природа в произведениях литературы". Урок-размышление 2009
Предлагается описание урока-размышления. Урок поможет выяснить, как взаимоотношения человека и природы отражены в произведениях литературы, какие проблемы поднимают поэты и писатели; докажет учащимся, насколько актуально звучит экологическая проблема.
-
Урок чтения по теме "В.Бианки "Ноябрь". Творчество Т.Белозерова" 2009
Урок чтения направлен на развитие правильного, осознанного чтения; умения выражать свое отношение к прочитанному; отвечать на вопросы полным ответом.
-
Открытый урок литературы "Любовная лирика С.Есенина" 2009
Любовная лирика С.Есенина для учащихся всегда интересна, но одновременно сложна для самостоятельного понимания, осмысления. Предлагаемый урок помогает учащимся познакомиться с текстами стихов поэта, увидеть динамику развития любовной лирики, а также способствует формированию познавательной активности и читательской позиции учащихся.
-
Историко-литературный интерактивный проект "1812 год в русской культуре". 3-й этап — "Бал в Дворянском собрании" 2009
Это заключительный этап проекта, когда ребята уже изучили эпоху начала XIX века. Во время бала участники узнают о бальных традициях той эпохи, танцуют, участвуют в бальных развлечениях. Бал позволяет раскрыть творческие способности учащихся, создает атмосферу праздника в духе лучших традиций русской культуры. Красивые костюмы, классическая музыка, вальс и полонез - все это позволяет почувствовать атмосферу того времени.
-
Историко-литературный интерактивный проект "1812 год в русской культуре". 2-й этап — "Конкурс знатоков" 2009
Второй этап проекта продолжает начатое исследование истории Отечественной войны 1812 года. Игра строится как конкурс знатоков. От каждого класса выбирается команда из 6 человек, остальные участвуют в подготовке и в игре со зрителями. Материал для подготовки и примерный круг тем выдаётся участникам заранее. Во время игры знатоки применяют полученные знания.