Литература
-
Проблемы добра и зла в романе-житии Светланы Василенко "Дурочка" на уроке по современной литературе 2010
Урок знакомит с произведением современной литературы, развивает умение анализа прозаического произведения, воспитывает интерес к современной литературе. Обращает внимание на особенности поэтики писателя.
-
Литературно-музыкальная композиция "Чтобы помнили" (по стихам и песням воинов-афганцев и книге С.Алексиевич "Цинковые мальчики") 2010
Литературно-музыкальная композиция «Чтобы помнили» ориентирована на учащихся старших классов и призвана привлечь внимание к такому мало известному школьникам событию, как Афганская война. Композиция может быть использована как во внеурочной работе, например ко Дню защитника Отечества, так и на уроках литературы при знакомстве с произведениями военной тематики.
-
Развитие критического мышления школьников в процессе изучения поэзии Серебряного века как условие здоровьесбережения 2010
Изучение поэзии Серебряного века, творчества великих поэтов, приобщение к их поэзии формирует у учащихся высокие нравственные ценности, заставляет их сформулировать собственное мнение, определить свою позицию. Урок-дискуссия способствует развитию правильной речи, умению определить и высказать свое мнение, доказать собственную точку зрения.
-
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы 2010
В статье автор описывает собственный опыт использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы, считая, что новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения делают обучение более эффективным.
-
Урок по книге И.С. Шмелева "Лето Господне". Тема памяти в рассказе "Постный рынок" 2010
Данный урок направлен на достижение многих целей: решение теоретических и практических проблем, формирование сотрудничества в группе. На уроке учащиеся учатся выделять проблему, готовить за короткое время выступление, ясно и точно излагать мысли, задавать вопросы, отвечать на вопросы, дополнять, возражать.
-
Модель урока по обучению анализу художественного произведения на примере рассказа К.Г. Паустовского "Кот-ворюга" 2010
В современных публикациях довольно часто встречается мнение, что анализ литературного произведения «отбивает» у учеников желание читать само произведение. Но есть и другая точка зрения: чтение без анализа – это не всегда правильное осмысление прочитанного. Своеобразие творчества писателя во многом определяется именно в процессе анализа.
-
"Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души…" Раннее творчество В.В. Маяковского 2010
Урок, посвященный творчеству В.В. Маяковского, знакомит с ранними произведениями поэта, с его новаторскими приемами в форме, содержании и лексике поэтического произведения; формирует умение анализировать лирическое произведение с точки зрения содержания и формы; помогает продолжить развитие связной речи учащихся.
-
Урок с элементами литературного краеведения в 5-м классе "Добрый урок басен Л.Н. Толстого" 2010
Литературное краеведение повышает интерес ребят к приобретению новых знаний; формирует у школьников личностные качества: патриотизм, гражданственность; исследовательские и творческие навыки, навыки самостоятельного литературного анализа; расширяет литературный кругозор детей.
-
Урок литературы в 12-м классе вечерней школы по теме «Анализ художественного произведения. Красота спасёт мир?" По рассказу В.Маканина «Кавказский пленный» 2010
Урок входит в систему уроков внеклассного чтения. В работе приводится подробный конспект урока с постановкой проблемного вопроса: спасёт ли красота мир? Литература всегда отражала проблемы, которые ставила жизнь. В своём рассказе В.Маканин через призму войны решает многие жизненные вопросы.
-
Урок по рассказу Л.С. Петрушевской "Бедное сердце Пани" 2010
Данный урок помогает посредством медленного чтения с остановками понять основную мысль рассказа, выраженную в заглавии; заинтересовать учеников необычным стилем Л.С. Петрушевской.
-
Урок по сказкам М.Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть" и Л.Петрушевской "За стеной" 2010
Данный урок позволяет выявить степень актуальности понятия "совесть" в современном обществе и отражение этой проблемы в литературе второй половины XIX – конца XX века. Анализ предложенных произведений заставит учащихся задуматься над жизненными целями, которые определяют поведение героев, формируют ответственное отношение к тем, кого любишь.
-
Здоровьесберегающий аспект в преподавании литературы: урок литературы и ОБЖ в 6-м классе "Конфликт "открывателей" и "осваивателей" в сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца" 2010
Урок литературы и ОБЖ в 6-м классе разработан с учётом здоровьесберегающего аспекта в содержании филологического образования. В размышлениях о нравственной природе поступков героев, об отношениях людей, о смысле жизни, об ответственности каждого за зло мира, а также в поисковой работе с текстом формируются коммуникативная и социальная компетенции.
-
Работа с текстом на уроках литературы (Технология развития критического мышления через чтение и письмо) 2010
Применение технологии развития критического мышления на уроках литературы поможет учителю ответить на вопросы: "Как заинтересовать ребенка книгой? Как привлечь его к осмысленному чтению?"
-
Применение современных технологий обучения в преподавании литературы 2010
Статья содержит перечень, краткие характеристики наиболее продуктивных технологий обучения. Подробно раскрывается использование кейс-технологий обучения в преподавании литературы.
-
Дискуссия "Любовь… Любовь?!" Спор лириков и химиков 2010
Авторы работы делают попытку объяснить происхождение уникального чувства под названием "любовь" в жизни поэтов от эпохи Возрождения до наших дней и с научной точки зрения. Материал используется в качестве интегрированного урока МХК + литература + химия, а также при проведении внеклассных мероприятий.
-
Духовный и общественный подвиг Сергия Радонежского 2010
В работе автора идет выявление отличительных признаков житийной литературы. В "Житии Сергия Радонежского" преобладают эпизоды, иллюстрирующие подвижничество святого в духовной и общественной сферах жизни. Епифаний Премудрый использовал различные лексические и синтаксические приемы, показывающие жизненный подвиг Сергия.
-
Открытый урок на тему "Строка, оборванная пулей" 2010
На уроке, построенном в форме устного журнала, ребята познакомятся с биографиями неизвестных для них молодых поэтов 30–40-х годов XX века, их лирикой, исполнят песню П.Когана «Бригантина», популярную в студенческой среде 30–70-х годов. На занятии важно показать мировоззрение предвоенной молодежи, ее идеалы, стремление отдать свою жизнь за Родину.
-
Повышение мотивации обучающихся к изучению литературы через использование исследовательского метода 2010
Художественная литература призвана сыграть особую роль в формировании творчески развитой, активной личности. Но это возможно только тогда, когда ученик читает. Уроки-исследования и практические работы помогают формировать активную читательскую позицию ученика и развитую мотивацию к обучению. В статье рассмотрены особенности построения и методика проведения данных типов уроков.
-
Интегрированный урок (литература + английский язык) по теме "У.Шекспир и вечные ценности" 2010
Данный урок для учащихся 10–11-х классов представляет собой практическое закрепление знаний по теме «Уильям Шекспир», содержит введение нового материала по теме «Сонет», учащиеся знакомятся с основами литературного перевода, анализа перевода, чтения сонетов на английском и русском языках, приемами написания стихотворения о любви по предложенной модели.
-
Природа в творчестве В.А. Солоухина, в произведениях живописи и музыки 2010
Автор статьи показывает учащимся мастерство В.А. Солоухина в раскрытии "души природы"; согласованность природы с душевным состоянием героя; талантливое использование изобразительных средств языка в создании живописных картин природы; воспитание тонкого вдумчивого читателя, умеющего понимать и ценить душу природы.
-
Н.А. Некрасов — поэт-гражданин (по стихотворению "Железная дорога") 2010
Представленный урок помогает научить детей анализировать стихотворение, делать выводы, внимательно относиться к художественному слову, сопоставлять стихотворный текст с произведением живописи, оперировать понятиями "риторический вопрос", "баллада", "ирония".
-
"Чацкий и общество декабристов" 2010
Предлагаемый урок культурологической направленности является одним из пяти уроков по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". Изучение литературных произведений на культурологической основе позволит педагогу сделать процесс знакомства с литературным произведением более осознанным.
-
"Литература и цензура: свобода творчества и государственный надзор" 2010
В ходе работы мы исследовали не только проблему влияния цензуры на литературу, но и попытались ответить на наболевшие и насущные вопросы: "Что важнее: абсолютная свобода творчества или сдерживающие цензурные ограничения? Может ли современная литература без правового государственного надзора развиваться в сторону повышения нравственного и интеллектуального потенциала?"
-
Открытый урок по роману Л.Н. Толстого "Война и мир". Тема "Художественное мастерство Толстого" 2010
Фраза Толстого нередко вбирает в себя деталей и подробностей больше, чем может воспринять за время прочтения читательский взгляд. Толстой часто пользовался необычными словами и фразеологизмами для того, чтобы оттенить нарисованную им картину.
-
Урок внеклассного чтения "Отцы и дети сегодня". 10-й класс 2010
Тип урока – дискуссия, которая проводится после изучения романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Домашнее задание к этому уроку – найти в периодической печати такие статьи, которые рассказывали бы взаимоотношениях взрослых и подростков.
-
Урок литературного чтения. И.С. Никитин. "Весна в степи" (3-й класс) 2009
Данный урок был проведен в рамках конкурса "Учитель года – 2009" г. Краснодара. Являясь учителем-занковцем, хотела посмотреть, как применяемые в занковской системе приемы и стиль моего преподавания сработают в данном классе, работающем по УМК "Школа России".
-
Урок по литературе Красноярского края "Мы часть природы" 2009
Урок литературы нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с некоторыми фактами из биографии Р.Х. Солнцева, с его стихотворениями, а также с понятием композиции лирического произведения. На этом уроке дети знакомятся с писателем, живущим рядом с ними, с писателем-земляком.
-
Интегрированный урок математики и литературы по теме "Действия с натуральными числами" 2009
Предлагаемый урок удобно использовать как для подготовки к зачетной работе по теме, так и при обобщении данного материала. В основе урока лежит интеграция ЗУНов, применяемых при решении заданий на основные действия с натуральными числами, и узнавание сказочных персонажей из произведений датского писателя-сказочника Г.-Х. Андерсена.
-
Бинарный урок (история + литература) по теме "Театр Древней Греции" 2009
Нестандартный подход к преподаванию сказывается благоприятно на знаниях учащихся и их неподдельном интересе к истории, русскому языку и литературе. На основе материалов из античной культуры прививается уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "XIX век, он как будто за тонкой стеной" 2009
Интегрированный урок по истории и литературе посвящен одному из крупнейших поворотных моментов в истории Отечества – эпохе освобождения. Рассматривается эволюция идеи отмены крепостного права и последствия его отмены на основе исторических источников, литературных произведений второй половины XIX в.