Тема: «Cумерки Cеребряного века»
Форма проведения: литературное кафе «Бродячая собака».
Цели урока:
- на основании исторического материала, литературных и художественных произведений проанализировать и обобщить связь характера переходной эпохи и проявления ее в явлениях искусства;
- познакомить учащихся с литературными направлениями начала века и произведениями живописи данного периода;
Задачи:
- повторить материал, изученный на уроках истории;
- ввести в тезаурус учащихся новое понятие «серебряный век»;
- познакомить учащихся с произведениями поэтов-символистов, акмеистов, футуристов;
- познакомить учащихся с творчеством М.Врубеля, Н.Рериха, В. Кандинского, М. Шагала, К.Петрова-Водкина;
- продолжить развитие художественного и эстетического вкуса учащихся;
- продолжить воспитание гордости за великие традиции русской культуры.
Эпиграф к уроку: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства желаний…» (Н. Бердяев)
ХОД УРОКА
До начала урока в классе звучит музыка, например: А. Вертинский, С.Рахманинов, С. Прокофьев, Ф. Шаляпин
1. Слово учителя истории.
Что же это было за время – рубеж XIX – XX вв.? Какие события характеризовали эпоху? Давайте вспомним содержание этого периода, пусть вихрь истории калейдоскопом пронесется перед нами…
Возможные ответы учащихся:
1890 г. – начало эпохи экономического развития,
реформы С.Ю. Витте.
1894 г. – начало царствования Николая II.
1904-1905 гг. – русско-японская война.
1905-1907 гг. – первая русская революция.
1906 г. – создание I Государственной Думы и
аграрная реформа А.П. Столыпина.
1914 г. – начало Первой мировой войны.
1917 г. – Февральская революция; свержение
самодержавия. Октябрьская революция.
Учитель истории: Вот перед вами основные события эпохи. Это и войны, и революции, и небывалые перемены, сулящие светлое будущее. Парламентаризм, частная собственность на землю – этого в России еще не было. Бунт черни, проигранные войны, кризис власти – доколе еще терпеть это русскому интеллигенту? А если не терпеть, то что делать, как включиться в этот поток?
2. Слово учителя литературы.
На экране высвечивается коллаж с изображением портретов поэтов серебряного века.
Звучит стихотворение К.Бальмонта в исполнении учителя литературы. (Приложение 1)
3. Выступление учеников с презентацией о поэтах-символистах: определение символизма, фотографии К. Бальмонта, В.Брюсова, М.Волошина. (Приложение 2)
Символизм – литературное направление (течение) конца 19-начала 20 века. С. Сложился во Франции уже в 70-80 годы 19 века.
(Уч-ся записывают определение в тетрадь)
Чтение стихотворений поэтов-символистов учащимися 3-х классов.
- М. Волошин – Бальмонту (Приложение 1)
- Константин Бальмонт «Я русский» (Приложение 1)
4. Выступление учеников с презентацией о поэтах-акмеистах: определение акмеизма, фотографии А.А.Ахматовой, Н.С.Гумилева. (Приложение 3)
Акмеизм – литературное течение в русской поэзии второго десятилетия 20 века. А. выделился из символизма, подвергнув критике туманность и зыбкость символистического языка и образа.
(Уч-ся записывают определение в тетрадь)
- Николай Гумилев «Мои читатели» (Приложение 1)
5. Выступление учеников с презентацией о поэтах-футуристах: определение футуризма, фотографии И.Северянина, В Маяковского, А.Крученых. (Приложение 4)
Футуризм – возникшее в России в 1910 году течение в литературе и живописи (которое лишь в 1913 году приняло название футуризм).
(Уч-ся записывают определение в тетрадь)
- Игорь Северянин «Двусмысленная слава» (Приложение 1)
- Алексей Крученых «Зима» (Приложение 1)
6. Слово учителя литературы
На примерах тех стихотворений, которые вы
услышали, мы увидели, насколько разнообразна,
необычна, интересна была литература. Такие же
процессы происходили и в живописи. Прочные
позиции удерживали представители русской
академической школы и наследники передвижников
(И. Репин, С. Коровин, В.Суриков)
Но не они определяли лицо русского искусства
начала XX века!
Законодателем моды стал стиль «Модерн».
Последователи этого направления объединились в
творческое общество «Мир искусств». Одним из
художников этого общества был Н.Рерих.
- Презентация учащегося 6-го класса о творчестве Н.Рериха (картины Н.Рериха)
В 1907 году в Москве открылась выставка под
названием «Голубая роза». Представители
«Голубой розы» были тесно связаны с
поэтами-символистами, но символизм в русской
живописи никогда не был единым стилевым
направлением.
Символизм в живописи был представлен такими
разными художниками, как М.Врубель и К.
Петров-Водкин.
- Презентация учащихся 6-го класса о творчестве художников М. Врубеля (Приложение 5), К.Петрова-Водкина (Приложение 6).
В то же время ряд крупнейших русских художников (В.Кандинский, М.Шагал, П.Филонов и др.) вошли в историю мировой культуры как представители уникальных «авторских» стилей, синтезировавших европейские авангардные тенденции с русскими национальными традициями духовной культуры.
- Презентация учащихся 6-го класса о творчестве художников В.Кандинского (Приложение 7), М. Шагала (Приложение 8)
7. Слово учителя литературы
В целом же русская живопись начала века характеризовалась изобилием различных групп художественных объединений, каждое из которых провозглашало свою концепцию и стремилось реализовать ее практически в творчестве.
8. Слово учителя истории.
Проблемный вопрос: Каким десятилетием, каким историческим событием можно очертить конечную границу Серебряного века?
Предполагаемый ответ учащихся:
В полном расцвете творческих сил встретили
пролетарскую революцию корифеи художественной
культуры «серебряного века». Одни из них очень
скоро поняли, что в новых условиях культурные
традиции будут растоптаны, либо поставлены под
контроль новой власти.
Ценя превыше всего свободу творчества, они
избрали удел эмигрантов ( К.Бальмонт, М.Шагал,
Н.Рерих, И.Северянин)
Но…
Чтение учащимся стихотворения К.Бальмонта «Дурной сон»
Однако это сделали не все. Часть выдающихся деятелей культуры, уйдя в глубокую духовную оппозицию к правящему режиму, продолжили традиции русского инакомыслия (М.Волошин)
- М.Волошин «Заклинание (от усобиц)» (Приложение 1)
Некоторым же казалось, что начавшаяся
революция, как очистительная гроза, освежит,
омолодит страну, разбудит неведомые созидающие
силы. И они шли ей навстречу (В.Маяковский, А.Блок,
С.Есенин)
Новая власть стала осуществлять
предупредительный и репрессивный контроль за
все печатные продукции, дабы на ее страницы не
просочились неугодные материалы. Цензура!
9. Слово учителя литературы.
Цензура!..
Благонадежность, шпионаж, цензура,
Проскрипции, доносы и террор-
Вот достижения
И гений революций! (М.Волошин)
На экране последовательно появляются фотографии: Н.С.Гумилев – расстрелян по обвинению в шпионаже, С.А.Есенин – предполагаемое самоубийство. А.А.Блок – умер от сердечного приступа. В.В.Маяковский – застрелился…
- Максимилиан Волошин «Потомкам» (Приложение 1)
Звучит фрагмент концерта Рахманинова для фортепиано с оркестром №2.
Слово учителя литературы: Кафе «Бродячая собака» на сегодня закрыто.