Цель:
– формирование и развитие художественной культуры личности на основе гуманистических ценностей средствами отечественной литературы и искусства;
– развитие творческой индивидуальности.
Задачи программы:
– воспитывать чувство причастности к судьбе отечественной литературы и художественному наследию;
– формировать компетентность учащихся в умении анализировать произведения различных видов и жанров литературы и изобразительного искусства; опыта собственной художественно-творческой деятельности;
– развивать творческий потенциал в процессе освоения образного языка искусств и приемов художественной деятельности по созданию художественного образа в различных изобразительных техниках.
Результат.
В результате изучения курса “Литература и изобразительное искусство” 8 класс учащиеся должны
знать:
– исторический и бытовой жанр, портрет;
– особенности аллегорического и символического изображения в искусстве;
– основные течения в литературе и изобразительном искусстве 18–20 вв; для которых свойственно активное взаимопроникновение выразительных средств разных видов искусства, синтез искусств;
уметь:
– анализировать произведения разных видов искусств, обосновывать свои суждения:
– определять к какому направлению относится то или иное произведение искусства;
– изображать человека по представлению, выполнять многофигурные композиции с передачей движения фигур или групповой портрет;
– передавать эмоциональное отношение к изображаемому в своих творческих работах;
– свободно выбирать и пользоваться разными художественными материалами;
– проявлять компетентность зрителя, умение убедительно высказывать свои суждения о духовно-нравственном содержании, художественной выразительности замысла художника.
– выполнять иллюстрации к литературным произведениям в различных техниках (миниатюра, акварель, пастель, графика).
Введение.
Урок № 1. Литература и изобразительное искусство. Значимость художественной литературы в жизни человека, ее место среди других видов искусства, в том числе изобразительного. Художественный образ и его воплощение в живописи. Словесный образ – картина – образ, созданная с помощью творческого воображения.
Блок 1.
Урок № 2. Устное народное творчество и изобразительное искусство. Русская старина. Древние корни народного творчества. Песни, частушки и предания. Использование данных жанров в литературе и изобразительном искусстве.
Урок № 3. Гравюра на меди. Раскрашенная литография. Обрядовая поэтика в живописи. Историческая песня, ее особенности.
Урок № 4. Воплощение национального характера, отношение народа к Пугачеву; литературные приемы и изобрази тельные средства, помогающие народным художникам передавать различные чувства слушателям и зрителям.
Урок № 5. Выполнение иллюстрации к исторической песне “Пугачев в темнице”.
Блок 2.
Урок № 6. Искусство книги. Рукописные книги в Древней Руси. Единство слова и декора в оформлении старинных книг. Украшение крышек кодексов и рукописей.
Урок № 7. Своеобразие рукописного шрифта в древнерусских книгах. Стилевое единство текста и декора в оформлении старинных книг. Орнаменты заставок и концовок текста.
Урок № 8. Книжная литература. Повествовательность и образность ее изображения. Выполнение миниатюрного портрета. Материалы: бумага, ножницы, клей, карандаш, акварель.
Урок № 9. “Житие князя Александра Невского”. Образ главного героя в художественном произведении и триптихе “Александр Невский”.
Урок № 10. Выполнение иллюстрации к произведению “Житие Александра Невского” в различных техниках. Материалы: акварель, цветной картон , пастель¸ бумага. Русская история в картинках.
Урок № 11. Народная повесть “Шемякин суд”. Приемы изображения героев в художественном произведении и на медных гравюрах 19 века.
Урок № 12. Иллюстрация к поговорке Шемякин суд. Материалы: бумага, гуашь, цветные карандаши, акварель.
Блок 3.
Урок № 13. Повесть Н.М. Карамзина “Наталья, боярская дочь”. Дух сентиментализма и зарождающегося романтизма в художественном произведении и в репродукции картины И. Пчелко “Наталья, боярская дочь”.
Урок № 14. Сопоставление описания древней Москвы в повести с ее изображением на форзаце учебника – хрестоматии.
Урок № 15. Исторический облик Москвы 18 века (иллюстрация). Материалы: акварель, карандаш, бумага.
Блок 4.
Урок № 16. Русская литература 19 века и изобразительное искусство. Басенные традиции в литературе и искусстве. Художественное мастерство и живописность языка И.А. Крылова в иллюстрациях к произведениям. Аллегория в живописи.
Урок № 17. Сатирическая иллюстрация к басне И.А. Крылова “Лягушки, просящие Царя”. Материалы: бумага, акварель, фломастеры, гуашь.
Урок № 18. Отражение исторической эпохи в повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” и в иллюстрациях (репродукции картин С.Герасимова, иллюстрации к повести из альбома “А.С. Пушкин”).
Урок № 19. Сравнительная характеристика героев. Портрет – средство изображения внутреннего мира героя. Сохранение индивидуальных черт и передача сходства как проблема создания художественного образа человека в портрете.
Урок № 20. Портрет любимого героя. Материалы: графический карандаш, бумага.
Урок № 21. “Мцыри” как романтическая поэма. Изображение романтической природы. Конкретность и правдивость.
Урок № 22. “Мцыри” – апофеоз лермонтовского романтизма. Герой – могучая личность, бросившая вызов окружающему миру. Иллюстрация к поэме художника И.Тоидзе “Схватка с барсом”
Урок № 23. Картины романтического пейзажа, их роль в поэме М.Ю. Лермонтова “Мцыри”. Материалы: карандаши, акварель, бумага.
Урок № 24. Реализм в драматургии. Н.В.Гоголь и театр.
Урок № 25. Оформление афиши. Материалы: бумага, гуашь, карандаши.
Урок № 26. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии “Ревизор”. Сопоставление иллюстраций разных художников к комедии.
Урок № 27. Многофигурные композиции с передачей движения фигур или групповой портрет. Материалы: акварель, фломастеры, гуашь, бумага.
Урок № 28. Сатирическое изображение Хлестакова в литературе и живописи. Загадка характера главного героя и ее решение в разных видах искусства.
Урок № 29. Изображение героя по его поведению в представлении учащихся. Материалы: акварель, фломастеры, гуашь, бумага, цветные карандаши.
Урок № 30. И. С. Тургенев. Повесть “Ася”. “Тургеневская девушка” в повести. Образ Аси. Иллюстрации художницы К. Климентьевой, настроение повести в них.
Урок № 31. Портрет героини: изменчивость, обаяние и грация. Воспроизведение одной из иллюстраций Климентьевой. Материалы: гуашь, бумага, карандаш.
Урок № 32. Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа Л.Н. Толстого “После бала”. Иллюстрации к произведению, отражение в них пафоса и идейного звучания. Контрастность в иллюстрациях разных художников.
Урок № 33. Сцена бала или “Сквозь строй” (иллюстрация на выбор учащегося). Материалы: гуашь, бумага, карандаш.
Блок 5. Литература 20 века и изобразительное искусство.
Урок № 34. Историческая тема в цикле А. Блока “На поле Куликовом”. Репродукция картины Бубнова “Утро на Куликовом поле”. Символический образ Родины в поэзии и живописи.
Урок № 35. Изображение батальных сцен на тему “На поле Куликовом”. Материалы: акварель, гуашь, бумага, карандаш.
Календарно-тематическое планирование интегрированных уроков по русской литературе и изобразительному искусству.
№ |
Тематика занятий |
Количество часов |
||
общее | теория | практика | ||
1 | Литература и изобразительное искусство. | 1 | 1 | - |
2 | Блок1. Устное народное творчество и изобразительное искусство. Русская старина. | 4 | 2 | 2 |
3 | Блок 2. Древнерусская литература. | 4 | 3 | 1 |
4 | “Житие князя Александра Невского”. | 2 | 1 | 1 |
5 | Русская история в картинках. Народная повесть “Шемякин суд”. | 2 | 1 | 1 |
6 | Блок 3. Повесть Н.М. Карамзина “Наталья, боярская дочь”. Дух сентиментализма и зарождающегося романтизма в художественном произведении и в репродукции картины И. Пчелко “Наталья, боярская дочь”. | 3 | 2 | 1 |
7 | Блок 4.Русская литература 19 века и изобразительное искусство. | 2 | 1 | 1 |
8 | Отражение исторической эпохи в повести А.С. Пушкина “Капитанская дока” и в иллюстрациях | 3 | 2 | 1 |
9 | “Мцыри” как романтическая поэма. Изображение романтической природы. | 3 | 2 | 1 |
10 | Реализм в драматургии. Н.В.Гоголь и театр. Комедия “Ревизор”. | 6 | 3 | 3 |
11 | И. С. Тургенев. Повесть “Ася”. | 2 | 1 | 1 |
12 | Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа Л.Н. Толстого “После бала”. | 2 | 1 | 1 |
13 | Блок 5. Литература 20 века и изобразительное искусство. | 2 | 1 | 1 |
Список используемой литературы.
- Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений (в 2-х частях) В.Л. Коровина. “Просвещение”; М., 2006 г.
- Программы по литературе общеобразовательных учреждений под редакцией В.Л. Коровиной; “Просвещение”; М., 2007 г.
- Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 5-9 классы; “Просвещение”; М., 2009 г.
- Сборник нормативных документов для общеобразовательных учреждений. “Дрофа”; М., 2007 г.