А.П. Чехов. "Хамелеон"

Разделы: Литература


Цель: Углубить понятие о сатире, повторить способы создания комического в рассказе А.П.Чехова “Хамелеон”.

Задачи:

  • Учить видеть красоту чеховского слова;
  • Уделить внимание художественным средствам изображения смешного в рассказе “Хамелеон”;
  • Развивать творческие способности учащихся.

Ход урока

Слово учителя.

А.П.Чехов очень много внимания уделял проблеме “маленького человека”. Порой его рассказы вызывали грусть, а порой смех. Это особый талант писателя дал возможность нам сейчас и улыбнуться, глядя на человеческую глупость, непонимание, и задуматься об окружающем мире, о себе, о своих поступках. А сам писатель? А.П.Чехов всегда с юмором относился к себе, и псевдонимы его были с “перчинкой”.

Псевдоним: (от греческого pseudos –ложь, вымысел ) вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения.

Псевдонимы А.П. Чехова:

  • Антоша Чехонте (варианты: Антоша, Антоша Ч., Чехонте, Ан,,А.Ч., А. Чехонте), Прозаический поэт, Рувер, Грач, Ц, полковник, Кочкарев, Лаэрт, Улисс.
  • Юмористические подписи и псевдонимы:
  • Врач без пациентов, Гайка №6, Аркадий Тарантулов Кисляев, Балдастов, Шампанский, Человек без селезенки, Брат моего брата, Некто, Шиллер Шекспирович Гете, Крик, Даглас.

Знать:

Юмор – смех добрый, веселый.
Сатира – смех злой, гневный, зовет к протесту.
Гротеск – фантастическое преувеличение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
Ремарка – пояснение автора к тексту.
Выяснение особенностей композиции рассказа.

Особенность композиции: действие уже совершилось. В центре внимания невыясненное положение Хрюкина, но обнаружение хозяина собаки. От результатов этого поиска будет зависеть участь пострадавшего. Перед нами психологическая зарисовка нравов обитателей городка.

Экспозиция рассказа (завязка, начало). Несколькими штрихами дана зарисовка “сонной площади” городка – динамическая экспозиция напоминает драматургическую ремарку. Завязка рассказа представлена в звуковом виде – криком Хрюкина. На этом застывает развитие действия.

Кульминация – кульминация как таковая, по сути, отсутствует. От появления Очумелова и до его ухода “со сцены” развитие событий подобно бесконечной синусоиде (периодическая кривая волнистой формы).

Развязка – отсутствует классическая развязка: участь Хрюкина и собаки остается до конца не поясненной, а участники событий уже разошлись.

Комическая ситуация: возникает из повторения одной и той же темы, которая проигрывается несколько раз. Очумелов исполняет несколько ролей, противоположных по своей сути, являясь участником сценки то заступником Хрюкина, то защитником генеральской собаки.

Финальный аккорд: В чеховских рассказах важен финальный аккорд, который позволяет иначе взглянуть на происходящее. Возможно, предположить, что Чехов смеется над Очумелоым. Но это не прояснит авторскую позицию. Объектом чеховской иронии становится и сам Хрюкин, и толпа, смеющаяся над ним.

Выводы.

Для Чехова характерна экономическая манера письма. Его рассказы лаконичны. Одна из особенностей чеховского сатирического рассказа – то, что он напоминает драматическую сценку – миниатюру. Экспозиция подобна драматургической ремарке, действие как таковое отсутствует. Своеобразие композиции рассказа “Хамелеон” заключается в том, что писателя практически не интересует событийное развитие сюжета (событие произошло до начала повествования), кульминация тоже отсутствует, а развязка вынесена за рамки повествования (“открытый финал”). В чеховском рассказе парадоксально сочетается комическое и драматическое, грустное и смешное.

Домашнее задание.

1. Ответить на вопросы:

– что является предметом чеховской сатиры: случай, поступок, поведение людей?

2. В чем заключается своеобразие композиции рассказа?

Презентация