Пояснительная записка
Литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.
Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных дисциплин.
Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.
У каждого, кто читал русские народные сказки, возникает стандартный ряд вопросов, на которые необходимо ответить в данном курсе. Во-первых, более внимательно рассматривается понятие русской сказки, чтобы в дальнейшем не возникало недопонимания.
Русская сказка – это уникальное явление, в нем сплелись и былины и предания древних времен. И это фантазия и вымысел и даже библейские мотивы можно угадать в некоторых сюжетах. Посмотреть на сказочных героев с необычной стороны. Чаще всего, персонажи изначально угнетаемы, несчастны, поэтому ищут для себя другой, счастливой жизни, встречая на своем пути новых друзей и врагов.
Сказка – это не только развлечение, но и целая философия жизни. В настоящее время многое сделано в области изучения жанра волшебной сказки. Из всех фольклорных жанров сказка более других жанров подчиняется определенным законам. В этом курсе не рассматривается все многообразие русских волшебных сказок, потому что акцент сделан на попытку представить классификацию сказочных мотивов, и проанализировать мотив дороги, переправы в русской волшебной сказке. Особое внимание уделено исследованию исторических корней произведений УНТ, происхождению народных сказок.
Современный образовательный процесс предполагает не только приобщение к общечеловеческим ценностям, но и усвоение ценностей национальных. Наиболее ярким показателем культуры народа является язык, отражающий его судьбы, нравы, традиции.
Обращение школьников к устному народному творчеству необходимо. Именно здесь можно увидеть красоту русского языка, духовное богатство нашего народа, оценить великое культурное наследие.
Цель работы
Изучить историческую основу русской народной сказки, раскрыть смысл, идею народных сказок, понять ее влияние на формирование характера человека. Рассмотреть классификацию сказочных мотивов и проанализировать их.
Проанализировать народные сказки с точки зрения идейного смысла и исследовательские материалы по теме работы.
Актуальность выбранной темы заключается в подходе к анализу сказочного мотива, как к элементу сказки, который позволяет проследить особенности национального характера. На занятиях по данному курсу предполагается показать то, что сказка – это элемент народного национального сознания.
Методы исследования: сравнение, научный поиск (использование научной литературы).
Что учащиеся должны знать
- Генезис сказки. Подходы и трактовки происхождения сказки.
- Произведения святоотеческой литературы.
- Знать понятие хронотоп и его роль в сказочных эпизодах. Познакомиться с работами М. Бахтина.
- Познакомиться с работами исследователя-фольклориста В. Проппа.
Что учащиеся должны уметь
- Видеть сказочные элементы в житийной литературе.
- Выделять категории волшебных помощников в сказках.
- Уметь работать с источниками.
- Иметь навыки определения языковых средств в тексте.
Контроль уровня обученности. Форма отчетности
Реферат создается учеником в течение года. Выбранная тема согласуется с учителем литературы, далее идет работа над рефератом, которую может курировать ведущий учитель. Хорошо, если в школе в ноябре-декабре проводится публичное "представление тем", избранных учащимися (допустим, в рамках Недели русской словесности). Это и открытая заявка о выборе формы экзамена, и неоценимый опыт публичного выступления, и шаг в подготовке к экзамену.
За две недели до выступления ведущий учитель должен ознакомиться с рефератом, чтобы иметь возможность представить эту работу комиссии, а также охарактеризовать успешность деятельности учащегося в данной предметной области. Ведущий учитель должен подготовить три вопроса по содержанию реферата. Преподаватель, осуществлявший руководство работой над рефератом, пишет на него рецензию, которая зачитывается на конкурсе или экзамене перед защитой реферата.
Предлагаются следующие темы:
- «Истоки волшебной сказки»
- «Символ Бабы-Яги в русской сказке»
- «Время и пространство в сказках»
- «Волшебные предметы в русских народных сказках»
- «Тайны русской народной сказки»
Система оценивания: зачет (незачет).
Критерии зачета
При оценке реферата учитывается следующее:
- объем проделанной работы;
- компетентность учащегося в избранной области;
- самостоятельность в подходах, суждениях, выводах; оригинальность решений, речевая культура;
- ораторские умения (эмоциональность, выразительность речи и пр.);
- культура оформления работы;
- грамотность.
Критерии незачета
- недостаточный объем работы;
- отсутствие речевой культуры, самостоятельности в суждениях, выводах и т.п.;
- оформление работы не соответствует основным требованиям;
- в работе недопустимое количество ошибок.
Приложения