Цели:
- Развитие творческих способностей учащихся;
- Формирование интереса к литературе;
- Воспитание нравственных качеств личности, чувство патриотизма и гордости за свою родину.
Ход мероприятия
Ведущий 1. Мы рады приветствовать вас, дорогие ребята, уважаемые учителя, на литературном празднике, посвященном русской литературе.
Ведущий 2. Русскую литературу отличает живое тепло чувств и глубина человеческой мысли. Мировое значение нашей литературы начинается с Пушкина – “солнца русской поэзии”. Продолжили традиции Пушкина Лермонтов, Толстой, Достоевский, Чехов, Булгаков и много еще величайших имен, прославивших Россию.
Ученик читает стихотворение:
Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть она,
Страна Читалия.
Вы здесь услышите сейчас
О том, что так волнует вас.
Подарит вам в часы досуга,
Неповторимый счастья миг.
Свидание с книгой – добрым другом,
Ведь не прожить никак без книг.
(Выходит ученик в костюме огромной книги)
Книга. Ох-ох-ох! Как мне плохо. У меня
все болит. Ой ручки, ой ножки. Я устала, я так
устала.
Ведущий 1. Кто ты?
Книга. Я книга, я самая большая книга
русской литературы. Меня затрепали, меня роняли,
на мне рисовали. За-му-чи-ли.
Ведущий 2. Ой, как жалко! А мы хотели на
праздник тебя позвать.
Книга. На какой праздник?
Ведущий 1. На литературный вечер.
Книга. Ой, нет-нет-нет. Я вся измучилась.
Мне в отпуск пора.
Ведущий 2. Мы приглашаем тебя как гостью.
Ребята покажут, как они знают и как любят русскую
литературу.
Книга. Ну, тогда, я, пожалуй, останусь.
Ведущий 1. Всего несколько страниц мы
перелистаем, не но пройдут перед вами и сказка, и
басня, и рассказ, и стихотворение, и песня, и
комедия, и драма.
Ведущий 2. Каждая страничка позволит вам
открыть для себя что-то новое, поразмышлять,
прикоснуться к удивительной тайне русского
слова.
Страница “Сказка”
(играет музыка вступления “В гостях у сказки”, выходят ученики в костюмах А.С.Пушкина и Арины Родионовны)
Пушкин: Няня, расскажи сказку!
Няня: Экой ты неуимчивый, Александр
Сергеевич!
П: Ну нянюшка…
Н: Ну уж слушай. Тут царевич наш думал да думал и наконец того говорит: “ А ну его, будь он неладен! Повесить так повесить: не дюже-то голова моя дорога”. А Марья Царевна и говорит: “Не печалься ты, Иван-царевич, скинь портки, повесь на шесток, а завтра возьми молоточек да и ходи около церкви: где лишнее - отрежь, а неровно где – приколоти”.
(Пушкин смеется)
Н: Экой ты смешливый, батюшка! Слушай-ка! Как на том окияне-море глубоком стоит остров зелен; как на том острову стоит дуб зеленый, от того дуба зеленого висит цепь золотая, по той цепи золотой ходит черный кот. Как черный кот во правую сторону идет – веселые песни заводит, как во левую сторону идет – старые сказки сказывает.
П: Няня, а послушай, как по-моему получается:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит,
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Н: Красиво по-новому соединил!
П: Вот какая, нянюшка, ты особенная у
меня!
Ведущий 1. Сказка… Это слово знакомо нам
с детства. В нем тепло материнских рук, прелесть
улыбки и ласковое слово.
Ведущий 2. Словно мягким пушистым
платком окутывает нас волшебный мир сказки.
Ведущий 1. Сказки бывают разные:
народные и литературные, волшебные и бытовые,
серьезные и докучные. А какие сказки любите вы?
Ведущий 2. Вернитесь в мир детства. На
сцене 5 класс и сказка “Городок Жур-жур”.
(учащиеся показывают инсценировку народной сказки)
Страница “Басня”
Ведущий 1. Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца “дедушки Крылова”, как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.
Ведущий 2. Крылов написал 205 басен. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По определению Гоголя, басни Крылова – “книга мудрости самого народа”. В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.
Ученик читает стихотворение:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.
Ведущий 1. Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. На сцене ученики 6 класса с басней “Зеркало и обезьяна”.
(учащиеся показывают инсценировку басни)
Страница “Юмористические рассказы”
Ведущий 2. За короткую жизнь Антон Павлович Чехов в своих произведениях сумел отобразить почти все стороны российской действительности конца 19 века.
Это свойство его творчества – удивительное. По обилию тем, которые он затронул, Чехову нет равных среди самых прославленных русских писателей.
Ведущий 1. И “малая форма”, то есть коротенький рассказ, с внешне незатейливым сюжетом, но с очень глубоким содержанием. Особенно удавалась Чехову. Он общепризнанный мастер этого жанра, до сих пор непревзойденный в мире.
Ведущий 2. Удивительны юмор и сатира у Чехова. Они выступают и в обособленном, “чистом” виде, и в сочетании с раздумьями над смыслом жизни. Он поражает достоверным воспроизведением будничной жизни простых людей.
На сцене 7 класс.
(учащиеся показывают инсценировку рассказа “Лошадиная фамилия”)
Страница “Драма и комедия”
Ведущий 1. Скажи, пожалуйста, ты знаешь,
что такое драма?
Ведущий 2. Ну да. Драма – это род
литературы, драматические произведения написаны
для постановки на сцене.
Ведущий 1. А кто был великий русский
драматург, тоже знаешь?
Ведущий 2. Знаю. Александр Николаевич
Островский. Автор сорока семи пьес. Создатель
русского национального театра.
Ведущий 1. И все?
Ведущий 2. Да.
Ведущий 1. А что мы знаем о нем самом? Как представляем его судьбу? Он не дрался на дуэли, подобно Лермонтову, не отбывал каторгу, как Достоевский, не сражался на четвертом бастионе Севастополя, как Толстой. Жизнь прожил домоседом и всего лишь два раза сменил квартиру. Он не оставил воспоминаний, не вел дневников, неохотно писал письма. Так и остался Островский одним из самых закрытых, если не сказать самых загадочных лиц русской литературной истории.
Ведущий 2. За Островского всю жизнь говорили его герои: 728 действующих лиц его пьес – купцы, чиновники, богатые вдовы, студенты, девушки-бесприданницы, свахи, приказчики, помещики, актеры, цари, воины, градоначальники – несть им числа.
Ведущий 1. Сцену из комедии “Свои люди – сочтемся” сыграют ученики 9 класса.
(инсценировка отрывка)
Липочка: Сейчас, сейчас, маменька! Последний кружок! Вас на то и бог создал, чтобы жаловаться. Сами-то вы не очень для меня значительны. Раз, два, три…(плохо и не в такт танцует вальс)
Маменька: Каково детище-то ненагдядное! Прошу подумать, как она мать-то честит! Ах ты болтушка бестолковая! Да разве можно такими речами поносить родителей?! Да неужто я затем тебя на свет родила, учила да берегла пуще соломинки?
Л: Не вы учили – посторонние; полноте, пожалуйста; вы и сами-то, признаться сказать, ничему не воспитаны. Ну, что ж? А выросла да посмотрела на светский тон, так и вижу, что я гораздо других образованнее. Что ж мне, потакать вашим глупостям? Как же!
М: Уймись, эй, уймись, бесстыдница!
Выведешь ты меня из терпения, прямо к отцу пойду,
житья скажу нет от дочери, Самсонушко!
Л: Да, вам житья нет! Воображаю. – А мне
есть от вас житье? Зачем вы отказали жениху? Чем
не бесподобная партия? Чем не Капидон? Что вы
нашли в этом легковерного?
М: А то и легковерного, что зубоскал.
Приехал, ломался, ломался, вертелся, вертелся. Эка
невидаль!
Л: Да, много вы знаете! В ихнем кругу
всегда так делают. Он ведь не купчишка
какой-нибудь. Душка, милашка!
М: Да, хорош душка! Скажите, пожалуйста!
Жалко, что не отдали тебя за шута горохового.
Л: Не хотите вы моего счастия. Вам с
тятенькой только кляузы строить да тиранить.
М: Разве мне тебя не жаль, ты думаешь! Да
что делать-то! Потерпи малость, уж коли много лет
ждала. Ведь нельзя же тебе вдруг жениха найти:
скоро-то только кошки мышей ловят.
Л: Что мне до ваших кошек! Мне мужа надобно! Что это такое! Все подруги с мужьями давно, а я словно сиротка какая! Отыскался один и тому отказали. Слышите, найдите мне жениха, беспременно найдите, а то найду гусара, тайком с ним обвенчаемся и убежим.
М: Что ты, беспутная? Кто вбил в тебя
такие скверности. Ах ты, собачий огрызок! Видно,
придется отца позвать.
Л: Как же позволю я над собой
командовать! Вот еще новости!
М: Молчи, бесстыжие твои глаза, молчи!
Словечко пикнешь, язык ниже пяток пришью. Вот
послал господь утешение! Мальчишка ты, шельмец, и
на уме-то у тебя вовсе не женское!
Л: Все я скверна, а сами-то вы каковы после этого! Что вам угодно спровадить меня на тот свет прежде времени, извести своими капризами? (плачет) Что ж , пожалуй, я уж и так, как муха какая, кашляю! (плачет)
М: (стоит и смотрит на нее) Ну, полно, полно!
(Липочка плачет навзрыд очень громко)
Ну, полно, перестань! Ну, я виновата, перестань только, я виновата!
(Липочка плачет)
Липочка, ну перестань! Ну, не сердись на меня, бабу глупую неученую (обнимает дочь) Ну, прости ты меня, сережки куплю.
Л: На что мне сережки ваши, у меня и так
полно. А вы купите браслет с изумрудами.
М: Куплю, куплю, только ты плакать
перестань!
Л: (уже успокоившись) Тогда и
перестану, как замуж выйду.
Страничка “Авторская песня”
Ведущий 1. Не правда ли современные
нравы?
Ведущий 2. Да уж, а ведь написано это было
более ста лет назад.
Ведущий 1. А что интересовало людей в 20
веке?
Ведущий 2. Да то же, что и всегда: любовь и
верность, дружба и честь, долг и служение родине,
выбор собственного жизненного пути, наконец.
Ведущий 1. Неужели, и в 20 веке не решили
люди этих проблем?
Ведущий 2. Ты знаешь, был такой поэт,
бард, композитор, актер, человек – Владимир
Семенович Высоцкий.
Ведущий 1. А что это такое бард?
Ведущий 2. Об этом нам расскажут ученики
11 класса.
(инсценировка)
1 ученик: У меня в семье не было никого из актеров и режиссеров. Но мама очень любила театр и с самых-самых малых лет каждую субботу – лет до тринадцати – водила меня в театр. И это, наверное, осталось. Видно, в душе каждого человека остается маленький уголок от детства, который открывается навстречу искусству.
2 ученик: Родители хотели, чтоб я стал нормальным советским инженером, и я поступил в Московский строительный институт, но потом почувствовал, что мне это…. Словом, невмоготу, и однажды залил тушью чертеж, в шестой раз переделанный и сказал своему другу, что больше в институт не хожу. С большим трудом поступил в студию МХАТ.
3 ученик: Гитара у Владимира Высоцкого появилась не сразу. Сначала он играл на рояле, потом на аккордеоне. Пел дворовые песни. А потом – услышал песни Булата Окуджавы. Высоцкий стал писать песни в этом стиле – как стихи под гитару.
4 ученик:
Если трудно идешь – по колено в грязи,
Да по острым камням, босиком по воде
По студеной…
Пропыленный, обветренный, дымный, огнем
Опаленный –
Хоть какой, – доберись, добреди, доползи.
5 ученик: Что-то мистическое чувствуется в судьбе Владимира Высоцкого… Его измотанное сердце перестает биться… В первый раз – в 1979, на концерте. Он падает на сцене. Клиническая смерть.
1 ученик: Прямой укол в сердце возвращает его к жизни. Год спустя – день в день – встреча со смертью состоялась.
2 ученик: В театре на Таганке Высоцкий играл Гамлета. Спектакль был отменен, но ни один человек не попросил вернуть деньги за билет.
3 ученик: Через три дня на Таганской площади собралось почти 400 тысяч человек. Это был первый народный митинг, хоть и молчавший. Его песни каждый знал наизусть. Только в 1981 году его стихи были напечатаны.
4 ученик: В этих песнях – и любовь, и смерть, и верность, словом, жизнь, правда жизни.
(звучит песня В.Высоцкого в исполнении учеников 11 класса)
Ведущий 1. Ну вот, уважаемые друзья, подошел к концу наш вечер. Мы надеемся, что каждый из вас теперь с удовольствием возьмет в руки книгу и перечитает тех авторов, странички которых мы только приоткрыли.
Ведущий 2. Также мы хотим пожелать вам обрести себя, найти свой путь, свою книгу и не расставаться с ней до конца жизни. Спасибо за внимание. До свидания.