Урок литературы в 9-м классе "Поэтический мир М.Ю. Лермонтова"

Разделы: Литература


Произведения М.Ю.Лермонтова изучаются на протяжении всего курса литературы. Программа 9 класса предполагает монографическое изучение творчества поэта, что подразумевает создание целостной концепции художественного мира М.Ю.Лермонтова. Многие согласятся с тем, что сделать это достаточно сложно в силу определенных факторов:

  • субъективизм лирики М.Ю.Лермонтова;
  • условность выделения в лирике поэта определенных тем и мотивов;
  • взаимопроникновение поэтических образов и символов;
  • трудность выделения временных этапов эволюции поэта;
  • постоянное творческое переосмысление раннее написанного (возврат поэта к темам ранней лирики).

Предлагаемое занятие (2-3 часа учебного времени) создает условия для формирования не только индивидуальной картины поэтического мира Лермонтова, построенной на эмоционально-чувственном восприятии, но и целостной концепции творчества поэта.
В системе уроков по творчеству Лермонтова в 9 классе данное занятие следует после изучения биографии поэта. В 10 классе запланировано изучение следующих тем: тема поэта и поэзии; философские мотивы; тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова.
Особенностью предлагаемого занятия является также и то, что отдельные этапы имеют смысловую законченность и могут применяться как самостоятельные, в зависимости от уровня подготовленности обучающихся и количества учебных часов по программе.

Оборудование урока: интерактивная доска, мультимедийная презентация.

Цели урока:

  • знать основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова;
  • понимать своеобразие художественного мира поэта;
  • совершенствовать навык анализа текста на уровне содержания (темы, мотивы, идеи) и формы (изобразительно-выразительные средства);
  • развивать основные рече-мыслительные умения (сравнение, обобщение, анализ, синтез);
  • развивать эмоционально-ценностные компетенции.

I. Создание субъективного представления о лирическом герое М.Ю.Лермонтова через восприятие художественного текста

1. Выразительное чтение стихотворений М.Ю.Лермонтова («Ангел», «Монолог», «Молитва», «Благодарность»). Чтение стихов сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации, подготовленной учащимися.

2. Заполнение учащимися таблицы после прочтения стихотворений.

Мое восприятие состояния лирического героя Ключевые слова и словосочетания из поэтических текстов
   
   
   
   

Рекомендации по работе с таблицей. Фронтальное озвучивание левой части таблицы для создания общего представления учащихся о состоянии лирического героя М.Ю.Лермонтова.

3. Работа с цитатой М.М.Дунаева, автора книги «Православие и русская литература».

Задание: выскажите свое мнение по цитате М.М.Дунаева, используя в качестве аргументов ключевые слова и словосочетания из таблицы.
«Как часто силой мысли в краткий час/ Я жил века и жизнию иной,/ И о земле позабывал, Не раз/ Встревоженный печальною мечтой,/ Я плакал, но все образы мои,/ Предметы мнимой злобы иль любви,/ Не походили на существ земных./ О нет! Всё было ад иль небо в них», – эти строки написаны Лермонтовы в 17 лет. «Ад иль небо», кромешный мрак и божественный свет, две столь противоположные крайности в душе, между которыми разрывается она, всякий раз являя в своих стремлениях то хаос смятения, то гармонию устремленности к Творцу, но чаще всего парадоксальное смешение того и другого… Противозначные полюса создают мощно напряженное пространство. Это полярное напряжение не успокаивает душу, но способно лишь сильнее взорвать боль, страдание, муку, терзание страстей. Любимые слова Лермонтова: страдание, страсть, мука».

Вывод: учащиеся приходят к пониманию противоречивости внутреннего мира лирического героя М.Ю.Лермонтова.

II. Определение основных тем и мотивов лирики Лермонтова через истолкование поэтических текстов

1. Работа в группах.

Задание: соотнесите каждое стихотворение с предложенными темами (мотивами).

  • «Письмо» (1829), «Чаша жизни» (1831), «И скучно и грустно» (1840), «Нет, я не Байрон…» (1836), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841)
  • «Монолог» (1829), «Пророк» (1841), «Исповедь» (1831), «Листок» (1841), «Как часто пестрою толпою окружен…» (1840)
  • «Жалобы турка» (1829), «Парус» (1832), «Жела­ние» (1832), «Кинжал» (1837), «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837)
  • «Бородино» (1827), «Прощай, немытая Рос­сия» (1840), «На севере диком…» (1841), «Ангел» (1831), «Нищий» (1830)
  • «Из-под таинственной, холодной полумаски…» (1841), «Утес» (1841), «Узник» (1837), «Сосед» (1837), «Пленный рыцарь» (1840)
  • «Я к вам пишу» (1840), «Кавказ» (1830), «Родина» (1841), «Соседка» (1840), «Тучи» (1840)

Основные темы и мотивы:

  • Тема судьбы поколения (отрицание существующей действительности, бездуховность общества)
  • Тема одиночества (мотив непонятости, усталости и безысходности)
  • Тема Родины (обращение к отечественной истории и поиск идеалов в прошлом)
  • Тема природа (природа как одухотворенная красота и как отражение трагических моментов жизни человеческой души)
  • Тема любви и дружбы (страсть и страдание как составляющие любви, поиск духовной близости и понимания)
  • Тема самопознания (противоборство земных и небесных сил, богоборческие мотивы)
  • Тема избранности (судьба поэта и его творений)

2. Работа с интерактивной доской: предложенные темы выведены на экране, учащиеся оформляют результаты работы, вписывая названия стихотворений.

3. Фронтальная аналитическая работа.

В чем своеобразие каждой предложенной темы в лирике М.Ю.Лермонтова?
Всегда ли можно однозначно определить тему стихотворения? Почему?

Вывод: поэтический мир М.Ю.Лермонтова характеризуется сильным субъективным началом, и как следствие – условность выделения в лирике поэта определенных тем и мотивов и взаимопроникновение поэтических образов и символов.

III. Определение концепции мира и человека в лирике М.Ю.Лермонтова

1. Создание проблемной ситуации: все многообразие тем можно свести к нескольким. Каким?
Учащиеся предлагают свои варианты объединения тем.. Под руководством учителя все темы объединяются в три: «Я» и природа», «Я» и люди», «Я» и Творец».

2. Общее задание: составить монологическое высказывание на тему «Я» и природа», «Я» и люди», «Я» и Творец» с опорой на предложенные стихотворения и вопросы. Учащиеся выбирают близкую им тематическую группу стихотворений М.Ю.Лермонтова.

«Я» и природа «Я» и люди «Я» и Творец
Парус Дума Сон
Тучи Монолог Когда волнуется желтеющая нива…
Сосна Как часто пестрою толпою окружен… Молитва
Утес И скучно, и грустно… Благодарность
Листок Отчего Выхожу один я на дорогу…
Синие горы Кавказа… Нет, не тебя так пылко я люблю…  
Когда волнуется желтеющая нива… Я не унижусь пред тобой…  
Горные вершины…    

Вопросы для 1-й группы:

  1. Каким предстает мир природы М.Ю.Лермонтова?
  2. Какие природные образы используются в стихотворениях М.Ю.Лермонтова и почему?
  3. Какие изобразительно-выразительные средства используются для создания поэтических образов?

Вопросы для 2-й группы:

  • Каким представлено поколение М.Ю.Лермонтова в данных стихотворениях?
  • Отождествляет ли себя поэт с данным поколением?
  • Как можно охарактеризовать любовное чувство лирического героя?
  • Какие изобразительно-выразительные средства используются для понимания состояния лирического героя?
  • В чем трагедия взаимоотношений лирического героя с миром?

Вопросы для 3-й группы:

  1. Каковы основные мотивы в стихотворениях?
  2. Какие изобразительно-выразительные средства раскрывают замысел поэта?
  3. В чем противоречивость состояния лирического героя?

Учащиеся озвучивают результаты коллективной деятельности. Регламент одного выступления 5 минут.

4. Вывод-обобщение (учащиеся выбирают один из вариантов задания)

Вариант А. Выбрать и прокомментировать цитату, которая, по вашему мнению, наиболее точно отражает своеобразие поэтического мира М.Ю.Лермонтова.
«Лермонтов никуда не приходит, а только уходит… Вы его вечно видите «со спины». Какую бы вы ему «гармонию» ни дали, какой бы вы ему «Рай» ни насадили, – вы видите, что он берется «за скобку двери»… «Прощайте! ухожу!» – сущность всей поэзии Лермонтова. Ничего, кроме этого. А этим полно все». (В.В.Розанов)
«Я – та особа, у которой бываю с наибольшим удовольствием… лучший мой родственник – я сам». (М.Ю.Лермонтов)

Вариант Б. Свое индивидуальное восприятие лирики М.Ю.Лермонтова учащиеся выражают в продуктивно – творческой деятельности: создание хокку, хайку, синквейна… (не исключается и традиционная поэтическая форма).

IV. Домашнее задание (на выбор):

  • Буклет «Концепция мира и человека в лирике М.Ю.Лермонтова».
  • Поэтический словарь М.Ю.Лермонтова (выбрать и оформить как словарную статью наиболее частотные слова из лирики М.Ю.Лермонтова, сопроводив их примерами из текста).
  • Мультимедийная презентация «Поэтический мир М.Ю.Лермонтова».