Цели:
- Развивать умение работать с дополнительной литературой, продолжить знакомство с легендами, мифами, стихами о цветах.
- Формировать у учащихся восприятие красоты родной природы, родного слова.
- Развивать наблюдательность, восприимчивость, умение словесно выразить настроение.
«Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища,
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище»
С. Красиков
Учитель: Один мудрый человек сказал: «
Чтобы жить, нужно солнце, небо и цветок». Как вы
понимаете эти слова?
Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь:
встречают при рождении, утешают в старости,
радуют на свадьбах, именинах, они с нами в
последнем пути…
Когда люди устают от суеты городов, от унылого
однообразия квартир, они выбираются на природу,
где их врачуют деревья, птицы и цветы. А что
значит «врачуют»? (Ответы детей).
Верно, без красоты беднее жизнь. Природа
открывает перед человеком возможность
почувствовать прекрасное, ощутить полноту жизни.
Красота цветов смягчает душу и раскрывает лучшие
грани человеческого характера. На природе Родина
видится в каждом листочке, в каждой росинке.
«Когда вы будете в Спасском, – писал И.С.Тургенев
в1882 году своим друзьям Полонским из французского
Буживаля, понимая, что смертельно болен, –
поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому
дубу, Родине поклонитесь, которую я никогда не
увижу». И просил прислать «сиреневый
цветок». Полонские выполнили эту просьбу.
1 ученик читает стихотворение «О сирени» русской поэтессы Е.Бекетовой.
По утру, на
заре,
В жизни счастье одно
По росистой
траве,
Мне найти суждено,
Я пойду свежим утром
дышать,
И то счастье в сирени живет;
И в душистую
тень,
На зеленых ветвях,
Где теснится
сирень,
На душистых кистях
Я пойду своё сердце
искать.
Моё бедное счастье цветет.
Учитель: Мир цветов таинствен и
чудесен. Народная мудрость гласит: «Кто
выращивает цветы, тот приносит радость себе и
людям». Нередко цветы «растут» на страницах книг,
и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство
красоты. А это значит, что среди нас не будет
людей с ледяным сердцем, как в сказке у Г. Х.
Андерсена «Снежная Королева». Вспомним, какие
цветы жили в доме у Кая и Герды? И что произошло с
этими цветами, когда сердце Кая превратилось в
ледышку?
А какое отражение нашли цветы в искусстве? О них
пишут стихи, их изображают на картинах, и
сейчас мы поговорим об отношении к цветам
поэтов.
2 ученик: «У меня на окне всегда цветы»,
– писал своей соседке по имению Прасковье
Александровне Осиповой в Тригорское ссыльный
Пушкин.
Александр Сергеевич выпросил у Анны Керн веточку
гелиотропа, которая всегда была в кабинете поэта
в Михайловском.
Звучит стихотворение А. С. Пушкина «Цветок».
Учитель: Нередко цветок мог сказать человеку больше, чем красноречивое послание: выразить и уважение, и любовь. В Австрии в 1973 году был построен первый оперный театр. Для первого представления была выбрана опера Сергея Прокофьева «Война и мир». Зал был переполнен, но лишь одно кресло в первом ряду оказалось незанятым: на нём лежала… БЕЛАЯ РОЗА. Неизвестный поклонник музыки Прокофьева, не успевший прилететь на представление, передал из Америки по телеграфу необычную просьбу: положить на его место розу в знак уважения великому композитору.
3 ученик: Поэтесса Древней Греции Сафо за 6 веков до нашей эры назвала розу царицей цветов. Её упругие стебли гордо держали цветки разных оттенков: снежно-белые, розовые, жёлтые, голубовато-сиреневые, словно волшебные, божественные.
4 ученик: А.А.Фет тоже называет розу царицей.
Осенняя роза
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил своё чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.Но в дуновении мороза
Между погибшими одна
Лишь ты одна, царица – роза,
Благоуханна и пышна.Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня.
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.
Учитель: С розой связано много мифов и легенд. Вот одна из них.
5 ученик: В индийских сказаниях говорится, что красивейшая из женщин – Лакшми – родилась из лепестков роз. В Древней Индии роза считалась такой ценностью, что согласно древним сказаниям, принёсший розу царю, мог просить у него, что угодно. Особое благоговение роза вызвала в Персии, где во славу её написаны сотни томов. Сама страна получила у поэтов название Гюлистан, от слова «гюль» – роза.
6 ученик читает стихотворение С. Я. Маршака «Абхазская роза».
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свёрток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей.Как он прекрасен, холоден и чист, –
Глубокий кубок, полный аромата,
Как дружен с ним простой и скромный лист,
Тёмно-зелёный, по краям зубчатый.За лепесток заходит лепесток
И все они своей пурпурной тканью
Струят неиссякаемый поток
Душистого и свежего дыханья.
Учитель: Также царственным цветком считается хризантема. Японию называют Страной Хризантем. Хризантемы выращивают в каждом дворе, изображают на картинах, монетах, гербе Японии, так трон японского императора с 8 века зовётся «хризантеновым». Золотистая хризантема – символ солнца, от которого, согласно легенде, произошёл японский народ. Этому цветку посвящены стихи и песни, из них составляют неповторимые композиции. И, пожалуй, только там мог появиться такой восточный афоризм: «Если хочешь быть счастливым, всю жизнь выращивай хризантемы».
Ученик:
На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стеклах – небо ярко-синее
И застреха в снеговой пыли.
Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно.
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом всё запушено.
И всё утро яркие и чистые
Буду видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моем окне.
И.А.Бунин
Учитель: Пока мы говорили о домашних цветах, выращенных людьми, а сейчас поговорим о цветах, которые растут на свободе, им помогает выжить сама природа. Вот давайте мысленно перенесемся в лес, на поляну или на луговые просторы, поможет нам в этом МУЗЫКА ЛЕСА, опять же не сочиненная, не написанная человеком, а только подслушанная и записанная им. (Слушается запись звуков леса)
Учитель: Как вы думаете, какой цветок считают символом чистой и беззаветной любви? (Ландыш).
Ученик: По древнерусской легенде морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, он же отдал своё сердце Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши – символы чистой любви. Ландыши были любимыми цветами П.И.Чайковского, Н.М.Карамзина, И.А.Бунина, А.И.Куприна.
Ученик:
Ландыш милый, ландыш нежный,
Белый ландыш, ландыш снежный,
Наш цветок!
Встал ты меж зелёных створок,
Чтоб тебя, кто только зорок,
Видеть мог.
Колокольчики качая,
В воздухе веселом мая,
Бел и чист,
Ты, как звезды, в травах светишь,
Ты узором тонким метишь
Полный лист.
В.Я.Брюсов
Учитель: Вы идете по летнему лугу и видите среди разнотравья голубые колокольчики, нежные и неприхотливые цветы. Они чаруют своим изяществом и неброской расцветкой. Глядишь на колокольчики, и кажется, что у них есть душа, наивная, открытая, доверчивая. Что-то удивительное, родное таится в этих нежных, милых цветах. В разных уголках России он носит разное название: звоночек, голубой орлик.
Ученик:
Колокольчики мои, И о чем звените вы
Цветики степные! В день веселый мая,
Что глядите на меня Средь некошеной травы,
Темно-голубые? Головой качая?
А.Толстой
Учитель: Невозможно, проходя мимо поляны, на которой цветут ромашки, остаться равнодушным. Ромашку в старину называли «ворожбой». Как вы думаете, почему? На лепестках этого цветка гадали: «Любит – не любит». И цветок сердцу чаще всего подсказывал. Также народная молва утверждает, что этот цветок похож на удивительный глаз, который всё видит.
Ученик:
Ромашка, излучая свет, Она в лугу, она в лесу
На солнышко похожая, И рядом – на обочине.
Бежит везде за нами вслед, По всей земле её красу
Своя, а не прихожая. Ветра сосредоточили.
До поздней осени на нас По всем полянам и полям
Бросает взгляды смелые Ромашка с мая месяца
Её весёлый жёлтый глаз На счастье вам, на радость вам
Через ресницы белые. Растет, цветет и светится
М.Дудин
Учитель: Мы вспомним ещё один
неброский, но милый цветок, незабудку. Почему он
так называется?
Легенда гласит. Однажды богиня Флора спустилась
на землю, чтобы одарить именами растущие на ней
цветы. Дав всем цветам имена, она уже хотела
удалиться, но вдруг услышала тонкий слабый
голосок: «Дай и мне какое-нибудь имя, Флора!» Она
поняла, что забыла о каком-то цветке, оглянулась
вокруг, но никого не заметила. Снова захотела
Флора уйти, но тот же голос опять жалобно
пропищал что-то. Приглядевшись, она увидела
совсем крохотный цветок, дала ему название и
наделила чудесным свойством возвращать память
тем, кто забудет свою родину, своих близких.
Ученик:
Их видимо-невидимо, Должно быть, оторвали
Не сосчитаешь их! От неба лоскуток,
И кто их только выдумал – Чуть-чуть поколдовали
Весёлых, голубых? И сделали цветок.
Е.Серова
Учитель: И.С.Тургенев преподносил своим друзьям только фиалки. Фиалка была любимым цветком великой русской актрисы М.Ермоловой. Горячо любил и воспевал фиалки А.Блок
Ученик:
Лиловый букет удивленных фиалок
Похож на лиловый закат.
Подобно закату, он светит устало
И нежный струит аромат.
Подобно закату, огонь его жалок.
Взгляните на маленький куст,
Нет радости в нежных листочках фиалок,
Есть скрытая-скрытая грусть.
А.Блок
Учитель: Многие поэты любили и воспевали в стихах нежные, неприхотливые полевые цветы, растущие в полях и на лугах России.
Ученик: Полевые цветы. И.А.Бунин
В блеске огней, за зеркальными стёклами, Есть на полях моей родины скромные
Пышно цветут дорогие цветы, Сестры и братья заморских цветов:
Нежны и сладки их тонкие запахи, Их возрастила весна благовонная
Листья и стебли полны красоты. В зелени майской лесов и лугов.Их возрастили в теплицах заботливо, Видят они не теплицы зеркальные,
Их привезли из-за синих морей. А небосклона простор голубой,
Их не пугают метели холодные, Видят они не огни, а таинственный
Бурные грозы и свежесть ночей… Вечных созвездий узор золотой.
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.
Учитель: Мы говорили про летние цветы и совсем забыли о тех, кто первыми встречает весну. Конечно же, это подснежники. Легенда рассказывает, когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть её своим вниманием, несколько снежинок превратилось в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда, потому этот цветок и стал символом надежды. Расцветая в окружении снегов, он и сам похож на снежинку и выдерживает 10-градусный мороз. Также вспомним стихотворение Зои Ивановны Сосниной, жительницы г. Березовского, о нашем сибирском цветке – кандыке, предвестнике весны.
Зиме по ночам ещё снится, В хрустальную вазу из снега
Что может вернуть холода. Он тоненькой ножкой ступил
Но днем по сосулькам-ресницам Наполненный солнечной негой
Стекает, как слёзы, вода. Проснулся и веки открылЗадело слегка акварелью Не встретилось дива иного
Берёзу и куст тальника И вряд ли приснится во сне
И вот оно – чудо апреля Прелестной головкой лиловой
Упругий бутон кандыка. Кандык поклонился весне.
Учитель: А сейчас догадайтесь, о каких цветах пойдёт речь?
Ученик:
Темной ночью белых лилий
Сон неясный тих.
Ветерок ночной прохладой
Обвевает их.
Ночь их чашечки раскрыла
В одеянии невинном
Чистой красоты.
И.А.Бунин
Учитель: Лилия получила своё название от древнегалльского слова «ли-ли», что значит «белый-белый». По библейской легенде, этот цветок вырос из слёз Евы, изгнанной из рая. На Руси лилия считалась символом чистоты и невинности. Её дарили невесте.
Ученик:
Я лилий нарвала прекрасных и душистых,
Стыдливо-замкнутых, как дев невинных рой,
С их лепестков, дрожащих и росистых,
Пила я аромат и счастье, и покой.И сердце трепетно сжималось, как от боли,
А бледные цветы качали головой.
И вновь мечтала я о той далёкой воле,
О той стране, где я была с тобой.
А.Ахматова
Учитель: На пороге лето. Мы ждём его с ярким солнцем и весёлыми дождями, с говором дубрав и ароматами цветов. Но теперь, когда попадутся нам на глаза цветы, не спешите сорвать их.
Ученик: Л.Чарская «Не рвите цветов».
Не рви цветов, не надо! Ромашки серебристой
Их нежный аромат Пахучая гряда.
Наполнил воздух сада, И с нивы занесённый
Они так красят сад. Прелестный василёк,
И мак кичливо-сонный
И белый дрок.
Ведь у тебя, малютка
Есть дома много роз. Не рви ж цветов, не надо!
А здесь вот незабудка, Их нежный аромат
Вот ландыш, полный слёз; Наполнил воздух сада
Левкой – такой душистый, Они так красят сад!
Горошек, резеда,
Ученик:
Цветы – они, как счастье, умирают, Цветы – они, как песня, сердце ранят,
Беречь их нужно бдительно и строго, И пусть она звучит их лепестками,
И если это счастье увядает, Ведь песня – это шелест их дыханья,
То вновь запахнет розами нескоро. Звучащая душевными словами.
Ю.А.Дудко
Учитель: Стоит задуматься, как хрупка
наша планета, в наших руках жизнь планеты Земля. И
хотелось закончить наш урок выдержками из
газетной статьи:
«Воздух – наш отец. Вода – мать. Земля – дом.
Настало время осознать каждому, что мы живём в
озоновом одуванчике, что наша земля – одинокий
небесный цветок, расположенный на удачном
расстоянии от солнца.
А мы взрываем в одуванчике бомбы! Мы прогрызаем
его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем
нежные тычинки лесов.
Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку:
сбереги, сохрани, где стоишь, где живёшь – на
расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на
расстоянии вытянутой руки.
И твоё личное активное пространство, помноженное
на миллионы, станет охраняемым пространством
Отечества, помноженное на миллиарды –
охраняемые пространства мира.
В заключение звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.