Урок литературы по творчеству М.Ю. Лермонтова (10-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 10


Цель урока: проанализировать стихи Лермонтова на данную тему, раскрыть особенности изображения войны и природы в лирике поэта, отношение Лермонтова к войне.

Оборудование: презентация, портрет, картины Лермонтова, видеозапись.

Ход урока

Слайд № 1 (Приложение) – сообщение темы урока
Тема сегодняшнего урока “Война и природа в лирике Лермонтова”
– В чем вы видите противоречие в теме урока?
Природа создает красоту, а война ее разрушает.

Слайд № 2
– Перед вами портреты поэта. Не видите ли вы и здесь противоречия?
На всех портретах Лермонтов в военной форме, что является атрибутом военной профессии, а в душе Лермонтов поэт, т.е. Призван воспевать красоту мира.(звучит музыка)
И он воспевал:

Слайд № 3

Но я люблю – за что , не знаю сам –
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек, подобные морям...

Слайд № 4 В известном стихотворении Лермонтов говорит о любви к родине, рисуя картины русской природы.
– Случайно ли это?
Война и мир уже в детстве столкнулись в душе поэта.

Слайд № 5-6 Поместье Тарханы радовало покоем и ласковостью среднерусской природы и тревожило людскими распрями. До конца жизни Лермонтов сохранил любовь к мирному покою природы, что отразилось в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен...”
На экране Тарханы(чтение и анализ той части стихотворения, где поэт вспоминает детство: и вижу я себя ребенком..)

– Какова особенность изображения природы?

Мир природы наполнен красками: “зеленая сеть трав”, “темная аллея”, “желтые листья”, “лазурный огонь глаз”, “розовая улыбка молодого дня”. Идиллическое описание многоцветное и живое. Но описание природы выполняет и другую роль: помогает оттенить “толпу”, лишенную своеобразия, неразличимую ни в красках, ни в звуках
В воспоминаниях Шан Перел, троюродного брата Лермонтова, есть эпизод, который показывает, чем нарушался мир в душе ребенка: “У бабушки было три сада, большой пруд перед домом, а за прудом роща; летом простору вдоволь. Зимой немного теснее, зато на пруду мы разбивались на два стана и перекидывались снежными комьями, на плотине с сердечным замиранием смотрели, как православный люд, стена на стену сходился на кулачки, и я помню, как раз расплакался Мишель, когда Василий – садовник выбрался из свалки с губой, рассеченной до крови”. Дикие забавы, даже игра в войну, ранили нежное сердце Лермонтова, и может быть, эти впечатления отозвались в трагедии кулачного боя, описанной в последней части “Песни про... купца Калашникова” (чтение отрывка наизусть).

– Каким настроением проникнуты эти строки?
– А в каком стихотворении о войне рассказывает Лермонтов с гордостью и почему?

“Бородино”. Величие и искренность народного патриотизма побуждали Лермонтова видеть в справедливой войне стихию, которая противостоит бесцветному, будничному существованию:

Как жизнь скучна, когда боренья нет...
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал...

Слайд № 7. Борьба с враждебными обстоятельствами, попирающими человеческое достоинство человека, было страстью, озарившей всю жизнь поэта.
В 1832г. Лермонтов поступает в школу гвардейских подпрапорщиков. И хотя среда будущих офицеров казалась ему пошлой, он сделал своей профессией войну, оставаясь в душе поэтом, т.е. Человеком, воспевающим красоту мира.
Поразительно, что сидя под арестом за дерзкие стихи “Смерть Поэта”, Лермонтов пишет стихотворение, исполненное восхищением красотой мира и благодарением за его божественную гармонию.

Ученик: – “Когда волнуется желтеющая нива...”

– Какие цвета можно использовать, рисуя иллюстрацию к этому стихотворению?
– Почему смиряется тревога в душе поэта?
– Что поражает в этом стихотворении?

Видео сюжет:

Поэзия – соединение сердец, сопряжение себя с миром, и равнодушно наблюдать “трагический балет” жизни, превращать ее впечатления в немую картину Лермонтов не может. Пусть он в “размышлении холодном убил последний жизни цвет”, пусть, привыкший к ужасам войны, услышав весть о гибели товарищей, друзей, он “не нашел в душе” своей “ни сожаленья, ни печали”.
Равнодушия в душе поэта нет, потому что была война кажется поэту разрушением красоты мира, его чистых красок, его прелестных звуков, его бесконечности.
Война несет в себе смерть, предел жизни и загрязняет мир, лишая его первозданной свежести и чистоты, нарушая связи между людьми и единство человека и природы.

Видео сюжет:

Самостоятельная работа.

Перед вами два текста, две картины, которые становятся итогом битвы. Сравните. Что общего и чем они отличаются?
“Валерик” и “Бородино”
Война – смерть людей, трагедии. Но в “Бородино” это справедливая борьба, то в “Валерике” – противоестественное природе явление.
Мир отравлен войной, она противоестественна, потому что разрушает красоту мира. Природа обнажает неестественность войны, антинародную ее суть.

Слайд № 8. Посмотрите на пейзажи Лермонтова. Покой и тишина, величественность. Война способна это только разрушить. Потому и воспевает поэт природу, утверждал жизнь, отвергая войну.

Слайд № 9. Приложение

Домашнее задание: Сочинение “Что я знаю о войне”. Используйте материалы сегодняшнего урока.