Цель:
1) Познакомить учащихся с особенностями трактовки евангельского сюжета в повести.
2) Совершенствовать умение сопоставлять различные источники информации.
3) Развивать логическое и творческое мышление.
Оборудование урока: тексты рассказа Л.Андреева “Иуда Искариот”, ксерокопии фрагментов из Евангелия, презентация к уроку( см.Приложение №1),компьютер, проектор.
Ход урока
1. Организационный момент (слайд №1,2).
2. Проверка домашнего задания.
- Вы должны были познакомиться с рассказом Л.Андреева “Иуда Искариот” и ответить на вопросы (слайд №3):
- В чём особенность лица Иуды?
- Как это было связано с характером, поведением Иуды?
- Какое это имеет значение для понимания смысла произведения?
Учащиеся зачитывают описание портрета (глава 1), отвечают на вопросы, отмечая “двойственность”, “раздвоенность”, противоречие во внешности Иуды, а также противоречивость его поведения: безобразный – называет себя красивым, сильный – притворяется слабым, больным; трусливый – бросается на защиту Христа, предаёт – и сам же хочет расстроить свои планы и т.д.
3. Новый материал.
-. События последних дней Христа нашли своё отражение в живописи. Этим событиям посвящены иконы, фрески, картины известнейших художников. Обратимся к ним, посмотрим, как изображали Иуду древние мастера. (Слайд №4) - “Тайная вечеря”. Икона XVI века
- Как вы думаете, где Иуда? (версии учащихся).
Обращаем внимание учащихся на то, что изображение Иуды ничем не отличается от других: ни одеждой, ни безобразием лица, ни цветом волос, ни возрастом. Более того, его поза повторяет позу любимого ученика Христа – Иоанна.
(Слайд №5) - Россели. “Тайная вечеря”. ХVI в. и Симон Ушаков.“Тайная вечеря”. Икона XVII века.
- В более поздних произведениях узнать Иуду легко по отсутствию нимба над головой, но опять же ничто в его внешности не вызывает подозрения , удивления или отвращения… Он такой же, как и остальные ученики. Мы видим Иуду совсем не похожим на того, каким описал его Л.Андреев.
- Сделаем первые выводы. Что можно сказать о внешности Иуды в живописи и тексте повести? Зачем автор нарушает традицию?
- Лука, Иоанн, Марк и Матфей поведали нам о жизни и смерти Иисуса Христа в Евангелии. Каждый из евангелистов по-своему рассказывает об этом. Обратимся к тексту Евангелия от Матфея, потому что в нём мы найдём наибольшее количество упоминаний об Иуде, а также к тексту Евангелия от Иоанна.
(Слайд №6) – Евангелие от Матфея (чтение и комментарий)
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ.
… Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Левей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его (гл.10).
… Один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его (гл.26).
… Когда же настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст меня;… При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал (гл.26).
…говорит им Иисус: …встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий меня. И когда ещё говорил он, вот, Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями… Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его (гл.26).
… Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; … Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав Кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам.
И бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился (гл.27).
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА.
…Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана (гл.13).
4. Работа с текстом.
Сравните тексты Евангелия и Л.Андреева, заполните таблицу (слайд №7):
События | Евангелие | “Иуда Искариот” Л.Андреева |
Появление Иуды | ||
Измена Иуды | ||
Указание на предателя | ||
Предательство Иуды | ||
Самоубийство Иуды |
5.Вопрос-размышление.
- Сцена предательства целованием также стала предметом изображения для художников и иконописцев. Наиболее известна картина Джотто “Поцелуй Иуды” (слайд №8). Обратите внимание на выражение лица Иуды. Отличается ли этот Иуда от изображений в сцене Тайной вечери? Чем?
А от андреевского Иуды? Чем?
Так какой же он, Иуда, в повести Л.Андреева? Почему автор и здесь отходит от традиции? (ответы учащихся). Писатель отказывается от традиционного однозначного толкования образа Иуды, преследуя определённую цель. Понять замысел автора нам поможет ответ на вопрос: почему Иуда предаёт Христа? Сначала давайте выясним, как отвечает на этот вопрос евангельское повествование (ответы учащихся).
Схематично это можно изобразить так (Слайд №9) .
- корыстолюбие
- искушение дьявола
- измена
- “Тайная вечеря”(“и вошёл в него сатана”)
- предательство
- раскаяние
- самоубийство
А с какой целью совершает предательство Иуда Л.Андреева? (слайд № 10)
- Может быть, потому что любит деньги?
- Может быть, потому что ревнует, хочет быть первым и любимым учеником?
- Может быть, потому что любит? А он действительно любит?
- Может быть, потому что хочет, чтобы все узнали о том, кто перед ними? Своим предательством он провоцирует всех и подталкивает к правильному выбору: если толпа спасет Иисуса и поверит ему, предательство Иуды будет оправданным. А если – нет, тогда для кого учение Христа? Цель оправдывает средства? (ответы учащихся).
6. Итог урока.
- Сегодня мы пытались ответить на множество вопросов, которые возникают и при знакомстве с Евангелием и при прочтении повести Л.Андреева “Иуда Искариот”. Мы обязательно вернемся к евангельской истории при знакомстве с творчеством М.Булгакова. Предлагаю вам ещё раз, проанализировав всё, что вы услышали и увидели на уроке выполнить домашнее задание.
7. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру на тему:“ Почему Иуда предал Христа?” и изложить свою версию (слайд №11).
Литература.
- Библия. Московская Патриархия, 1994
- Андреев Л.Н. Избранное. М., 1988
- Андреев Л.Н. Проза. Публицистика. ( Книга для ученика и учителя) М., 1997
- Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. М., 1992
- Обернихина Г.А. Преподавание литературы в 11 классе. М., 2001