Урок литературы в 11-м классе по теме "Иуда Искариот" Л.Андреева и евангельский сюжет

Разделы: Литература


Цель:

1) Познакомить учащихся с особенностями трактовки евангельского сюжета в повести.

2) Совершенствовать умение сопоставлять различные источники информации.

3) Развивать логическое и творческое мышление.

Оборудование урока: тексты рассказа Л.Андреева “Иуда Искариот”, ксерокопии фрагментов из Евангелия, презентация к уроку( см.Приложение №1),компьютер, проектор.

Ход урока

1. Организационный момент (слайд №1,2).

Презентация.

2. Проверка домашнего задания.

- Вы должны были познакомиться с рассказом Л.Андреева “Иуда Искариот” и ответить на вопросы (слайд №3):

  • В чём особенность лица Иуды?
  • Как это было связано с характером, поведением Иуды?
  • Какое это имеет значение для понимания смысла произведения?

Учащиеся зачитывают описание портрета (глава 1), отвечают на вопросы, отмечая “двойственность”, “раздвоенность”, противоречие во внешности Иуды, а также противоречивость его поведения: безобразный – называет себя красивым, сильный – притворяется слабым, больным; трусливый – бросается на защиту Христа, предаёт – и сам же хочет расстроить свои планы и т.д.

3. Новый материал.

-. События последних дней Христа нашли своё отражение в живописи. Этим событиям посвящены иконы, фрески, картины известнейших художников. Обратимся к ним, посмотрим, как изображали Иуду древние мастера. (Слайд №4) - “Тайная вечеря”. Икона XVI века

- Как вы думаете, где Иуда? (версии учащихся).

Обращаем внимание учащихся на то, что изображение Иуды ничем не отличается от других: ни одеждой, ни безобразием лица, ни цветом волос, ни возрастом. Более того, его поза повторяет позу любимого ученика Христа – Иоанна.

(Слайд №5) - Россели. “Тайная вечеря”. ХVI в. и Симон Ушаков.“Тайная вечеря”. Икона XVII века.

- В более поздних произведениях узнать Иуду легко по отсутствию нимба над головой, но опять же ничто в его внешности не вызывает подозрения , удивления или отвращения… Он такой же, как и остальные ученики. Мы видим Иуду совсем не похожим на того, каким описал его Л.Андреев.

- Сделаем первые выводы. Что можно сказать о внешности Иуды в живописи и тексте повести? Зачем автор нарушает традицию?

- Лука, Иоанн, Марк и Матфей поведали нам о жизни и смерти Иисуса Христа в Евангелии. Каждый из евангелистов по-своему рассказывает об этом. Обратимся к тексту Евангелия от Матфея, потому что в нём мы найдём наибольшее количество упоминаний об Иуде, а также к тексту Евангелия от Иоанна.

(Слайд №6) – Евангелие от Матфея (чтение и комментарий)

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ.

… Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Левей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его (гл.10).

… Один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его (гл.26).

… Когда же настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст меня;… При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал (гл.26).

…говорит им Иисус: …встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий меня. И когда ещё говорил он, вот, Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями… Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его (гл.26).

… Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; … Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав Кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам.

И бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился (гл.27).

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА.

…Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана (гл.13).

4. Работа с текстом.

Сравните тексты Евангелия и Л.Андреева, заполните таблицу (слайд №7):

События Евангелие “Иуда Искариот” Л.Андреева
Появление Иуды    
Измена Иуды    
Указание на предателя    
Предательство Иуды    
Самоубийство Иуды    

5.Вопрос-размышление.

- Сцена предательства целованием также стала предметом изображения для художников и иконописцев. Наиболее известна картина Джотто “Поцелуй Иуды” (слайд №8). Обратите внимание на выражение лица Иуды. Отличается ли этот Иуда от изображений в сцене Тайной вечери? Чем?

А от андреевского Иуды? Чем?

Так какой же он, Иуда, в повести Л.Андреева? Почему автор и здесь отходит от традиции? (ответы учащихся). Писатель отказывается от традиционного однозначного толкования образа Иуды, преследуя определённую цель. Понять замысел автора нам поможет ответ на вопрос: почему Иуда предаёт Христа? Сначала давайте выясним, как отвечает на этот вопрос евангельское повествование (ответы учащихся).

Схематично это можно изобразить так (Слайд №9) .

  •  корыстолюбие
  • искушение дьявола
  • измена
  • “Тайная вечеря”(“и вошёл в него сатана”)
  • предательство
  • раскаяние
  • самоубийство

А с какой целью совершает предательство Иуда Л.Андреева? (слайд № 10)

  • Может быть, потому что любит деньги?
  • Может быть, потому что ревнует, хочет быть первым и любимым учеником?
  • Может быть, потому что любит? А он действительно любит?
  • Может быть, потому что хочет, чтобы все узнали о том, кто перед ними? Своим предательством он провоцирует всех и подталкивает к правильному выбору: если толпа спасет Иисуса и поверит ему, предательство Иуды будет оправданным. А если – нет, тогда для кого учение Христа? Цель оправдывает средства? (ответы учащихся).

6. Итог урока.

- Сегодня мы пытались ответить на множество вопросов, которые возникают и при знакомстве с Евангелием и при прочтении повести Л.Андреева “Иуда Искариот”. Мы обязательно вернемся к евангельской истории при знакомстве с творчеством М.Булгакова. Предлагаю вам ещё раз, проанализировав всё, что вы услышали и увидели на уроке выполнить домашнее задание.

7. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру на тему:“ Почему Иуда предал Христа?” и изложить свою версию (слайд №11).

Литература.

  1. Библия. Московская Патриархия, 1994
  2. Андреев Л.Н. Избранное. М., 1988
  3. Андреев Л.Н. Проза. Публицистика. ( Книга для ученика и учителя) М., 1997
  4. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. М., 1992
  5. Обернихина Г.А. Преподавание литературы в 11 классе. М., 2001