Истоки духовно-нравственного воспитания в памятниках древнерусской литературы

Разделы: Литература


Более тринадцати лет я работаю учителем русского языка и литературы в сельской школе. За это время через мои руки прошли сотни детей. Глядя на подрастающее поколение, все чаще задаюсь вопросами: а что ожидает наших детей в будущем? Какими жизненными ориентирами они будут руководствоваться в дальнейшем? Трудно ответить сразу. Сегодня мы живем в очень непростое время, когда вокруг нас царствуют равнодушие, эгоизм, человеческая жестокость, угрожающие растлить наши души и души наших детей; время, когда добро и зло постоянно противостоят друг другу. Невольно вспоминаются строки Ф.Тютчева, написанные в прошлом веке:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени.
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

С другой стороны, сегодня можно наблюдать подъем поиска духовности, исследование внутреннего мира современной молодежи, ее ценностных ориентации, возрождение влияния церкви, усиление влечения к полноценному образованию, особенно – элитарному; в методике успешно развивается личностно-ориентированное образование, учитывающее интересы и одаренность школьников.

Нашим детям не всегда легко ориентироваться в таком многозначном мире. Все это говорит о необходимости совершенствовать воспитательную работу на уроках русского языка и особенно литературы; использовать максимально все возможности данных предметов для формирования духовно богатой, гармонически развитой личности, с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.

Древнерусская литература является средоточием русской духовности и патриотизма. Специфика ее нравственного воздействия и заключается в том, что читатель имеет возможность познакомиться с событиями древней истории Руси, сверить свои оценки жизни с мудрыми оценками писателей того далекого времени. В процессе восприятия древнерусских произведений учащиеся могут усваивать сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждаться в истинности тех или иных нравственных решений, получать опыт нравственной оценки. Это особенно актуально в наше время, когда Россия переживает глубокие преобразования, сопровождающиеся серьезными духовными потерями. За школьными партами сидят дети 90-х годов, принявшие на свои неокрепшие плечи все последствия политических и социальных реформ, расслоение общества, безработицу. Мы в ответе за них потому, что им предстоит наследовать страну; за их нравственность, так как народ безнравственный обречен на гибель и уничтожение.

Знакомить учащихся с памятниками древнерусской православной литературы я начинаю с 7 класса. Конечно, это “Повесть временных лет”, “Житие протопопа Аввакума, им самим написанное”, “Слово о полку Игореве”, “Повесть о Петре и Февронии Муромских”, “Поучение Владимира Мономаха”, “Житие Сергия Радонежского”, “Слово о погибели Русской земли” и другие. С интересом ребята узнают об отроке Варфоломее -Преподобном Сергии Радонежском, жизнь которого была высоким примером нравственного подвига — скромности, аскетизма, самоотречения, подвижничества. “ При всей любви Варфоломея к одиночеству, природе и при всей мечтательности он, конечно, добросовестнейше исполнял всякое дело – этою чертою исполнена вся его жизнь”. По словам Б.Зайцева “ В народе, якобы лишь призванном к “ ниспровержениям” и разинской разнузданности, к моральному кликушеству и эпилепсии, Сергий как раз пример “ любимейшей самим народом ясности, света, и прозрачного и ровного”. Находясь в суровом одиночестве, он “поднялся, по словам историка В. О. Ключевского, на такую высоту, о которой мы и не чаяли, чтобы она кому-нибудь из наших была доступна”.

Более ста лет назад один из многочисленных почитателей Преподобного Сергия, пожив несколько дней в Троице-Сергиевой лавре, написал: “Полюби святого Сергия: он был русский в душе; полюби его искренно, и он тебя полюбит”. Это послание относится и к нам, живущим сегодня. Оно призывает нас обратиться к Сергию, проникнуть в его сущность, воспринять его учительство и покровительство, открыть для себя новую путеводную звезду…

Конечно, мною продолжает осуществляться постоянная связь с Евангелием, так как без знания Библии невозможно понять, например, значимость и актуальность заветов Владимира Мономаха. Отчего герой отравился в лесную глушь, в уединение, почему был причислен к лику святых. Без знания той далекой традиции трудно будет разобраться в нравственных исканиях героев А.С.Пушкина “Капитанская дочка”, М.Ю.Лермонтова “ Песня про купца Калашникова...” и лирических стихотворениях “ Молитва”, “Ангел”, поэме “Мцыри” и Л.Н.Толстого. Сомнения, мучения, ошибки и победы, через которые проходят литературные герои, максимально приближаются нами к действительности и проблемам, которые волнуют учащихся этого возраста сегодня.

Занятия в среднем звене я провожу в форме эстетических бесед, даю задания для самостоятельной работы, углубляя тем самым непосредственность впечатления. Использую творческие работы разных жанров: эссе “Сердце”, “Любовь”, сочинение – раздумье “Гляжу в себя”, очерк “Люди древней Руси и человек будущего”, “Кто мой ближний?”, провожу литературные игры.

В старших классах у учащихся уже возникает потребность осознать целостную картину мира, его историческое развитие. Учитывая эти психологические особенности личности, я уделяю большое внимание опять знакомству детей с памятниками древнерусской литературы, которое мы осуществляем в основном на уроках внеклассного чтения. Литературные произведения изучаются путем исследовательского метода сопоставления героев, сравнения произведений различных видов искусств, рецензирования книг, спектаклей, кинофильмов. Работа с текстами помогает мне наполнить детское восприятие окружающего мира христианским смыслом, формирует у учащихся любовь к Отечеству и своему народу через знание его истории и культуры, показывает красоту земли русской, неисчерпаемые источники мудрости ее людей, величие и бескрайность ее просторов, дет возможность детям в период их активного поиска своего места в жизни укрепить дух, сохранить веру в высшие ценности, обрести душевное равновесие и чувство гордости за свою Родину. Так, например, житийная литература, которая является нравственным эталоном, открывает перед ребенком нечто важное, большое, глубокое, сильное, затрагивая самые сокровенные струны его души. Всегда интересно проходит урок по “Житию” протопопа Аввакума. Это сочинение яростного бунтаря высоко ценилось И.С.Тургеневым, Л.Н.Толстым, Ф.М.Достоевским, М.Горьким. В чем же проявляется подвиг автора произведения? Учащиеся знают, что традиционно в древней Руси героями житийной литературы были идеальные образы князей и монахов. Создавая свое “Житие”, Аввакум впервые в русской литературе вывел героем самого себя. Изображая не только быт, но и душевный мир человека, его переживания и страдания, он сделал первый шаг из литературы Средневековья в русскую литературу Нового времени. Новаторство Аввакума проявилось и том, что он писал просторечным языком. Обращаясь к тем, кто его слушал, автор провозглашал: “...не позазрите просторечию нашему, понеже люблю свой русский природный язык... не брегу о красноречии и не уничижаю своего языка русского”.

Яркая личность Аввакума, бесстрашная борьба за свои идеалы с государственной и церковной властью, его самоотверженность, бескорыстие, его “Житие” всегда останутся в памяти потомков.

Не менее увлекательным был урок внеклассного чтения по житию нашего земляка, митрополита Московского и Коломенского Макария (в мире Михаил Петрович Булгаков). Учащиеся не без интереса узнали о том, что митрополит Макарий родился в 1816 году в семье священника Фроловской церкви села Суркова Курской епархии. Узнали, что, обучившись в Белгородском Духовном училище, Курской Духовной семинарии и Киевской Духовной Академии, он преподавал курс церковной и гражданской истории в Киевской Духовной Академии, возглавлял несколько лет Санкт-Петербургскую Духовную Академию, после которой управлял рядом российских православных епархий. Преосвященный Макарий занимал должности ответственного редактора журнала “Христианское чтение”, члена главного правления училищ, главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия в учебных и воспитательных заведениях всех ведомств, председателя Комитета по изданию книг для народа. Он учил милосердию, с отеческой заботой одинаково относился к бедным и богатым, малым и великим. Митрополит сам любил книги и мечтал о духовном обновлении общества, о чем сегодня мечтаем и мы, в связи с резким падением нравственности людей.

Большое воспитательное значение, на мой взгляд, имеет поэма святителя Иосафа “Брань честных семи добродетелей семью грехами смертными”, которую мы также рассматривали с детьми на уроке внеклассного чтения. Действие начинается незадолго до Великого поста и продолжается до Великой Четыредесятницы. Прочитав с учениками первые строки поэмы: Человек — пришелец в мир, временный и странный, Проходил и вдаль, и вширь все земные страны. О бессмертии мечтал в этой краткой жизни, К небесам душой взлетал, как к святой отчизне. И на жизненных стезях лютый и суровый, Вдруг напал жестокий враг, вмиг убить готовый, – мы увидели, что человек начинает сражение с “жестоким врагом” – семью смертными грехами, но собственных сил ему не хватает. И он обращается за помощью к семи Добродетелям. Битва за человека, израненного грехами, назначается на время Великого поста. Все повествование автор построил на олицетворении. Семь Добродетелей: Смирение, Благоутробие, Целомудрие, Любовь, Пост, Кротость, Набожность и семь смертных грехов: Гордость, Зависть, Гнев, Блуд, Обжорство, Лакомство, Леность представлены в поэме как живые существа с определенными внутренними качествами и внешними чертами, очень яркими и запоминающимися. Эта поэма позволила мне вести разговор с детьми о борьбе добра и зла в сердце человека. Я убедилась в том, что после знакомства с этим произведением учащиеся легче поняли Ф.Достоевского, Н.Лескова и других писателей, размышлявших с крестьянских позиций над проблемой добра и зла. Я спросила детей: “Каково, по вашему мнению, воспитательное значение поэмы?”.

Ученица: “Она дает духовно-нравственные ориентиры – как очистить свое сердце от зла”. Эта мысль была ею подтверждена цитатой из текста:

Если Господь нападет, погаси горенъе,
Знай, тебя победа ждет, лишь призвав Смиренье.
Если ненависть разит к ближнему и Богу,
Ей оружьем пригрози, взяв Любовь в подмогу...

А другой ученик ответил так: “Поэма помогает прикоснуться сердцем к добродетели. В ней присутствуют реальные люди, которые прославили свой путь глубокой верой, праведной жизнью, любовью и бескорыстной помощью к ближним”.

Далее я сказала учащимся о том, что поэма дает нам возможность в живой увлекательной форме познакомиться с православным календарем Великого поста. Ну и, конечно, в этом произведении содержатся удивительно светлые и теплые строки о любви и почитании Сыном своей Матери. По моей просьбе учащиеся выделили следующие цитаты:

Видя все, из высших Сил, Ангел ясноликий
У Престола возгласил:
“Пресвятой Владыко! Вот выходит из дворца
В путь Тебе – Девица,
Всех Троих созданий, Царь,
Матерь и Царица!”.
Царь же сам для встречи встал
Матери Небесной,
Вышним Силам приказал гимн воспеть чудесный.
Молвил, счастья не тая, сам слова привета:
“Приди, Ближняя Моя, Голубица света!”.
Мать в ответ: “Раба Твоя, Мой Владыко, Сыне,
Утруждаю лишь Тебя посещеньем ныне”.
Взяв же за руку, с Собой Деву в свете лика
На Престол Святейший свой усадил Владыка.

Потом эти строки я использовала и на уроках литературы, и на воспитательных часах в беседах о взаимоотношениях детей и родителей в современном мире, об отношении к матери. Здесь же я напоминаю детям притчу о “Блудном сыне”, которая нашла отражение в поэме. В заключение я говорю учащимся о том, что поэма святителя Иосафа многогранна и в богословном, и в духовно-нравственном смысле. Она помогает воспитывать добродетельных людей, оценивать их нравственность.

Проводя уроки древнерусской литературы, я замечаю определенные трудности ее восприятия школьниками. Это и понятно. Ведь данные произведения отдалены от нас по времени своего создания, изучать их непросто. Поэтому сначала выделяю для подробного текстуального анализа наиболее значимые художественные произведения, определяю минимум историко-теоретических и литературоведческих знаний, который должен быть усвоен детьми. Это прежде всего такие понятия, как древнерусская литература, время ее возникновения, направления и жанры, своеобразие литературного творчества древней Руси, взаимосвязь искусств, влияние культуры того времени на последующие столетия.

Чтобы чтение не было пассивным, не оставалось непонятных мест, непрочитанных строк, читаем вместе и тут же комментируем прочитанное. Работаем со школьным словарем литературных терминов, составляем собственную страничку литературно – исторического словаря, куда выносим и тут же растолковываем такие понятия православного характера как: архиепископ, мученик, святой, канонизация и др. Чтобы вовлечь всех учащихся в работу, задаю вопросы по звучащему тексту.. Использую для этого творческие виды заданий: словесное рисование, составление киносценария, сценическую постановку эпизода древнерусского текста, обсуждение возможных “декораций” к сценам древнерусских православных книг. Проводим в классе тематические викторины, игры и КВНы.

Один из уроков посвящаю разговору о влиянии православных традиций древнерусской литературы на последующую литературу и культуру. Зачитываю отрывки произведений Рылеева (“Дума” – образы Владимира, Святослава), Жуковского (“Русская слава”), Пушкина (“Песнь о вещем Олеге”). Называю А.П.Сумарокова (трагедии “Синав и Трувер”, “Хореев”), Я.Княжнина (трагедия “Вадим Новгородский”) и других.

Приходим вместе с ребятами к выводу, что, “только опираясь на лучшие достижения древней православной литературы, могла развиваться и совершенствоваться наша оригинальная самобытная литература, занявшая в 19 веке первое место среди литературы мира. Это чутко воспринял и точно выразил Н.Л.Бердяев: “В русской литературе, у великих писателей религиозные мотивы и темы более сильны, чем в какой-либо литературе мира... Вся наша литература 19 века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, мира. В значительных своих творениях она пронизана религиозной мыслью”.

Итак, я считаю, что успешное воспитание детей возможно только на образах самых возвышенных духовных устремлений в жизни и творчестве людей. Главное – пригласить ребят в мир добродетелей, открыть им сердца людей, живших и живущих в этом мире, помочь им захотеть жить такой же счастливой жизнью, как эти люди.

Таким образом, опираясь на православно-христианские истины, приобщая детей к исконным святыням на уроках литературы, я стремлюсь преображать души своих учеников. Как говорил Преподобный Серафим Соровский:

“Страсти и пороки постепенно перерождаются в добродетели: гордость – в смирение, эгоизм – в любовь, самоволие – в послушание”.

Тема “Изучение древнерусской литературы в школе” интересна и таит много путей и подходов в изложении ее для детей. Бросим монету в древнерусскую реку, говорю детям, чтобы вернуться. И пусть знакомство это продолжится, и далекая Русь станет более близкой. Ведь главное – чтоб не порвалась связь времен…