Литература
-
Урок географии в 8-м классе на тему: "Кавказ" 2010
Разработка комбинированного урока географии с использованием межпредметных связей. Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная. Урок проходит с мультимедийным показом слайдов.
-
Интегрированный урок по литературе и русскому языку "Второй круг жизненных испытаний Базарова. Правописание суффиксов прилагательных" 2010
На уроке были использованы следующие формы: для объяснения нового материала по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» - аналитическая беседа, для обобщения по написанию суффиксов имён прилагательных – самостоятельная работа. Задания для самостоятельной работы по русскому языку взяты из текста романа. На уроке используется дифференцированный подход к обучающимся.
-
Литературная игра "Знаете ли вы жизнь и творчество А.С. Пушкина?" для учащихся 9-х классов 2010
Игра проходит в форме соревнований двух команд и включает 5 конкурсов: «Разминка», «Из каких произведений А.С.Пушкина эти строки?», «Поэтический», «Экзамен», «Блиц на двоих». Цель урока – обобщить материал, изученный на уроках по теме «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»; развивать творческие способности учащихся; воспитывать интерес к творчеству поэта и желание изучать его.
-
Использование технологии творческой мастерской на уроках литературы 2010
Педагогическая творческая мастерская – форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. В мастерской построения знаний она представлена так: творческий процесс – творческий продукт – осознание его закономерностей – соотнесение полученного с достижениями культуры – коррекция деятельности – новый продукт.
-
Урок литературы по творчеству М.Ю. Лермонтова (10-й класс) 2010
Урок анализирует стихи Лермонтова на данную тему, раскрывает особенности изображения войны и природы в лирике поэта, отношение Лермонтова к войне. Урок сопровождается презентацией.
-
Интегрированный урок "Красота и величие русской природы в поэзии, живописи и в музыке" 2010
Уроки такого характера позволяют экономить время,так как дают возможность не дублировать материал на разных предметах. Создаётся больше возможностей для решения познавательных задач, реализации творческого потенциала. Они развивают творческую фантазию учащихся, обогащают их речь, повышают эрудицию и познания, воспитывают культуру и вкус.
-
Анализ лирического произведения по опорным "ключевым" образам на примере стихотворения М. Лермонтова "Парус". 6-й класс. 2010
Урок состоит из двух частей. В первой половине учащиеся знакомятся с биографией М.Ю. Лермонтова, во второй проводится подробный анализ стихотворения. Рассматривается каждое четверостишие по пунктам.
-
Сценарий литературного праздника "Со страниц на сцену" 2010
В рамках подготовки к празднику классы получают задание инсценировать любую сказку, басню И.А. Крылова, рассказ А.П. Чехова, отрывок из пьесы А.Н. Островского и подготовить песню В. Высоцкого к живому исполнению.
-
Урок литературы в 5-м классе на тему "Роль пейзажа в "Донских рассказах" М.А.Шолохова" (по рассказу "Жеребенок") 2010
Урок проводится в рамках регионального компонента синхронно рассказу К.Г. Паустовского "Теплый хлеб". Тема пейзажа уже изучена на примере рассказа К.Г. Паустовского. Анализ пейзажных зарисовок на примере рассказа М.А. Шолохова "Жеребенок" у учащихся не вызывает затруднений.
-
Литературно-музыкальная гостиная "Сергей Есенин – душа России" 2010
Литературно-музыкальная гостиная, на которой учащиеся вспоминают страницы жизни и творчества С.Есенина, отмечая своеобразие его лирики. Ученики читают стихотворения поэта, звучат песни, написанные на его стихи.
-
Метод проектирования 2010
Метод проектов – целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и (или) идеального продукта. В основе метода проектов лежит развитие познавательной активности учащихся.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Художественный мир волшебной сказки "Василиса Прекрасная" 2010
Цели урока: развитие эмоционального восприятия художественного текста, освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания; знание понятия "художественный мир" сказки и его составляющих; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий; воспитание любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
-
Истоки духовно-нравственного воспитания в памятниках древнерусской литературы 2010
Более тринадцати лет я работаю учителем русского языка и литературы в сельской школе. За это время через мои руки прошли сотни детей. Глядя на подрастающее поколение, все чаще задаюсь вопросами: а что ожидает наших детей в будущем? Какими жизненными ориентирами они будут руководствоваться в дальнейшем? Трудно ответить сразу.
-
А.П. Чехов. "Хамелеон" 2010
Как изучать Чехова? Почему смешное и грустное рядом? Для этого отталкиваться необходимо от самого автора, его понимания действительности. Необходимо заняться изучением теории литературы, композицией рассказа, драматическим действием в рассказе "Хамелеон", "узнаванием" и "неузнаванием" субъекта действия. Полезно познакомить с псевдонимами автора.
-
Интегрированный урок истории, литературы и МХК в 9-м классе по теме: "Сумерки Серебряного века" 2010
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов).
-
Урок литературы в 9-м классе "Поэтический мир М.Ю. Лермонтова" 2010
Предлагаемое занятие (2-3 часа учебного времени) создает условия для формирования не только индивидуальной картины поэтического мира Лермонтова, построенной на эмоционально-чувственном восприятии, но и целостной концепции творчества поэта. Поэтому урок построен на субъект-субъектных отношениях учителя и учеников.
-
Интегрированный урок русской и татарской литературы по теме "Да, были люди в наше время…" 2010
К уроку использовалась презентация по творчеству М.Ю. Лермонтова и М.Джалиля. Был подготовлен дополнительный материал: стихи, песни инсценировки, выставка книг, толковый словарь татарского языка. Использовались методы беседы, обсуждения, игры, проблемной ситуации. Для контроля знаний использовались самостоятельные и проверочные работы.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Цветы в нашей жизни". 7-й класс 2010
Внеклассное мероприятие помогает прививать интерес к творчеству русских поэтов, внимательно и бережно относиться к слову, формировать умение выразительного чтения поэтических произведений, а также воспитывать любовь к родной природе.
-
И.В. Гёте. Четыре урока с "Фаустом" 2010
В статье представлены четыре урока по произведению Гёте "Фауст". Уроки можно провести и в форме конференции или литературного монтажа. Они знакомят учеников с величайшим немецким поэтом, философом, натуралистом. Обратите внимание подростков на одно из лучших мировых произведений – "Фауст". "Деяние – начало бытия!" В этом главный урок Гёте – неутомимо, стремительно двигаться вперед, бороться.
-
Программа интегрированного курса "Литература и изобразительное искусство" (8-й класс) 2010
Данная работа представляет собой разработку интегрированного курса по литературе и изобразительному искусству для 8-го класса. Программа составлена с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у учащихся любви к Отечеству, к русской литературе, к культурно-историческим традициям русского народа.
-
Урок внеклассного чтения "Образ мира, в слове явленный" Образ мира в лирике М.Зверева 2010
Методы: проблемный, групповой, исследовательский, познавательная рефлексия по ходу исследования. Группы заранее получают задания. С биографией поэта, его творчеством их до занятия знакомит библиотекарь или проходит встреча с поэтом. Концепция усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
-
Методическая разработка урока литературы в 11-м классе "Категория времени в стихотворении Б.Л. Пастернака "Сон" 2010
Цель урока: через специфику образной системы понять концепцию мира в стихотворении Б.Л. Пастернака "Сон"; создать условия для усвоения алгоритма анализа лирического произведения; способствовать формированию речевой компетенции.
-
Внеклассное чтение 2010
Предлагаемый материал можно использовать в 7–8-х классах на уроке внеклассного чтения или внеклассном мероприятии. Цель – воспитание патриотизма, любви к своей Родине, к берёзке – символу России, гордости за свою страну.
-
Литературная гостиная "Погиб поэт" 2010
Данный материал знакомит учащихся с последними минутами жизни А.С .Пушкина. Рекомендуется использовать в качестве дополнительной информации на уроке или внеурочном мероприятии.
-
Программа элективного курса по литературе "Тайны русской народной сказки" 2010
Сказка – это не только развлечение, но и целая философия жизни. Из всех фольклорных жанров сказка более других жанров подчиняется определенным законам. В курсе особое внимание уделено исследованию исторических корней произведений УНТ, происхождению народных сказок.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Иуда Искариот" Л.Андреева и евангельский сюжет 2010
Урок литературы в 11-м классе, целью которого является понять, почему Л.Андреев, создавая свой рассказ "Иуда Искариот", уходит от традиционного толкования евангельского текста. Почему его Иуда такой "раздвоенный"? Дать свой ответ на вопрос: почему Иуда предал Христа?
-
Коллективно-познавательная деятельность на уроках литературы 2010
Цель данной экскурсии – расширить кругозор учащихся новыми знаниями о Лицее, о А.С. Пушкине и его лицейских друзьях, пробудить к творческому поиску учеников, научить анализировать, обрабатывать получаемую информацию, грамотно выражать свою точку зрения, делать выводы.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе по теме "Два поколения в романе А.А. Лиханова "Мой генерал" 2010
Урок внеклассного чтения по теме "Два поколения в романе А.Лиханова "Мой генерал"" знакомит учащихся 6-го класса с личностью писателя-земляка, рассматривает важные для подростков нравственные проблемы. В ходе урока используется мультимедийная презентация.
-
Игра-викторина "Литературный ринг" 2010
Игра-викторина "Литературный ринг" проводится по правилам известной игры "Звездный час". Можно использовать во внеклассной работе, в частности в рамках недели русского языка и литературы.
-
Литературный вечер как одна из форм внеклассной работы 2010
Проблема организации внеклассной работы является актуальной в наше время. Она является логическим следствием и продолжением работы на уроке и тем самым максимально способствует развитию творческой активности школьников. Любая внеклассная работа учащихся, как и классная, требует внимательного руководства и контроля со стороны учителя.