Литература
-
Метод проектирования 2010
Метод проектов – целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и (или) идеального продукта. В основе метода проектов лежит развитие познавательной активности учащихся.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Художественный мир волшебной сказки "Василиса Прекрасная" 2010
Цели урока: развитие эмоционального восприятия художественного текста, освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания; знание понятия "художественный мир" сказки и его составляющих; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий; воспитание любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
-
Истоки духовно-нравственного воспитания в памятниках древнерусской литературы 2010
Более тринадцати лет я работаю учителем русского языка и литературы в сельской школе. За это время через мои руки прошли сотни детей. Глядя на подрастающее поколение, все чаще задаюсь вопросами: а что ожидает наших детей в будущем? Какими жизненными ориентирами они будут руководствоваться в дальнейшем? Трудно ответить сразу.
-
А.П. Чехов. "Хамелеон" 2010
Как изучать Чехова? Почему смешное и грустное рядом? Для этого отталкиваться необходимо от самого автора, его понимания действительности. Необходимо заняться изучением теории литературы, композицией рассказа, драматическим действием в рассказе "Хамелеон", "узнаванием" и "неузнаванием" субъекта действия. Полезно познакомить с псевдонимами автора.
-
Интегрированный урок истории, литературы и МХК в 9-м классе по теме: "Сумерки Серебряного века" 2010
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов).
-
Урок литературы в 9-м классе "Поэтический мир М.Ю. Лермонтова" 2010
Предлагаемое занятие (2-3 часа учебного времени) создает условия для формирования не только индивидуальной картины поэтического мира Лермонтова, построенной на эмоционально-чувственном восприятии, но и целостной концепции творчества поэта. Поэтому урок построен на субъект-субъектных отношениях учителя и учеников.
-
Интегрированный урок русской и татарской литературы по теме "Да, были люди в наше время…" 2010
К уроку использовалась презентация по творчеству М.Ю. Лермонтова и М.Джалиля. Был подготовлен дополнительный материал: стихи, песни инсценировки, выставка книг, толковый словарь татарского языка. Использовались методы беседы, обсуждения, игры, проблемной ситуации. Для контроля знаний использовались самостоятельные и проверочные работы.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Цветы в нашей жизни". 7-й класс 2010
Внеклассное мероприятие помогает прививать интерес к творчеству русских поэтов, внимательно и бережно относиться к слову, формировать умение выразительного чтения поэтических произведений, а также воспитывать любовь к родной природе.
-
И.В. Гёте. Четыре урока с "Фаустом" 2010
В статье представлены четыре урока по произведению Гёте "Фауст". Уроки можно провести и в форме конференции или литературного монтажа. Они знакомят учеников с величайшим немецким поэтом, философом, натуралистом. Обратите внимание подростков на одно из лучших мировых произведений – "Фауст". "Деяние – начало бытия!" В этом главный урок Гёте – неутомимо, стремительно двигаться вперед, бороться.
-
Программа интегрированного курса "Литература и изобразительное искусство" (8-й класс) 2010
Данная работа представляет собой разработку интегрированного курса по литературе и изобразительному искусству для 8-го класса. Программа составлена с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у учащихся любви к Отечеству, к русской литературе, к культурно-историческим традициям русского народа.
-
Урок внеклассного чтения "Образ мира, в слове явленный" Образ мира в лирике М.Зверева 2010
Методы: проблемный, групповой, исследовательский, познавательная рефлексия по ходу исследования. Группы заранее получают задания. С биографией поэта, его творчеством их до занятия знакомит библиотекарь или проходит встреча с поэтом. Концепция усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
-
Методическая разработка урока литературы в 11-м классе "Категория времени в стихотворении Б.Л. Пастернака "Сон" 2010
Цель урока: через специфику образной системы понять концепцию мира в стихотворении Б.Л. Пастернака "Сон"; создать условия для усвоения алгоритма анализа лирического произведения; способствовать формированию речевой компетенции.
-
Внеклассное чтение 2010
Предлагаемый материал можно использовать в 7–8-х классах на уроке внеклассного чтения или внеклассном мероприятии. Цель – воспитание патриотизма, любви к своей Родине, к берёзке – символу России, гордости за свою страну.
-
Литературная гостиная "Погиб поэт" 2010
Данный материал знакомит учащихся с последними минутами жизни А.С .Пушкина. Рекомендуется использовать в качестве дополнительной информации на уроке или внеурочном мероприятии.
-
Программа элективного курса по литературе "Тайны русской народной сказки" 2010
Сказка – это не только развлечение, но и целая философия жизни. Из всех фольклорных жанров сказка более других жанров подчиняется определенным законам. В курсе особое внимание уделено исследованию исторических корней произведений УНТ, происхождению народных сказок.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Иуда Искариот" Л.Андреева и евангельский сюжет 2010
Урок литературы в 11-м классе, целью которого является понять, почему Л.Андреев, создавая свой рассказ "Иуда Искариот", уходит от традиционного толкования евангельского текста. Почему его Иуда такой "раздвоенный"? Дать свой ответ на вопрос: почему Иуда предал Христа?
-
Коллективно-познавательная деятельность на уроках литературы 2010
Цель данной экскурсии – расширить кругозор учащихся новыми знаниями о Лицее, о А.С. Пушкине и его лицейских друзьях, пробудить к творческому поиску учеников, научить анализировать, обрабатывать получаемую информацию, грамотно выражать свою точку зрения, делать выводы.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе по теме "Два поколения в романе А.А. Лиханова "Мой генерал" 2010
Урок внеклассного чтения по теме "Два поколения в романе А.Лиханова "Мой генерал"" знакомит учащихся 6-го класса с личностью писателя-земляка, рассматривает важные для подростков нравственные проблемы. В ходе урока используется мультимедийная презентация.
-
Игра-викторина "Литературный ринг" 2010
Игра-викторина "Литературный ринг" проводится по правилам известной игры "Звездный час". Можно использовать во внеклассной работе, в частности в рамках недели русского языка и литературы.
-
Литературный вечер как одна из форм внеклассной работы 2010
Проблема организации внеклассной работы является актуальной в наше время. Она является логическим следствием и продолжением работы на уроке и тем самым максимально способствует развитию творческой активности школьников. Любая внеклассная работа учащихся, как и классная, требует внимательного руководства и контроля со стороны учителя.
-
Урок в 5-м классе "Образ весны в стихотворениях Ф.И. Тютчева "Весенние воды" и Е.А. Баратынского "Весна! Весна!.." 2010
В стихотворении Тютчева изображена динамичная картина природы: конец зимы, весеннее половодье, почти летний хоровод тёплых дней; покой, буйство, покой. У Баратынского весна изображена иначе, это единая картина, но с разных точек зрения: небо, ручьи, песня жаворонка. Различие в изображении образа весны обусловлено разным мироощущением поэтов.
-
Игра-путешествие "Что за прелесть эти сказки!" (по сказкам Х.К. Андерсена) 2010
Урок разработан к ежегодному Всероссийскому уроку чтению. Нестандартные формы работы на уроках литературы мотивируют ребят на чтение произведений русских и зарубежных классиков, реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся.
-
Стихотворения раннего Маяковского. "Хорошее отношение к лошадям" 2010
На основе материала урока подвести учащихся к пониманию художественного своеобразия раннего периода творчества В.В. Маяковского. Учащиеся не только анализируют поэтический текст, делают обобщения, но и строят алгоритм образа, скрытого в стихотворении, раскрывают гуманистический пафос стихотворения «Хорошее отношение к лошадям».
-
"Что было бы с музыкой, если б не было литературы" 2010
Музыка, как и любое другое искусство, возникает из самой жизни и является ее частью. У музыки и литературы очень много общих точек соприкосновения, и потому авторы программы под руководством Д.Б. Кабалевского уделили огромное внимание связям этих двух искусств.
-
"…Пусть поколения знают и помнят" (Вечер ко Дню Победы) 2010
Представленное мероприятие направлено на пробуждение интереса к истории страны. В период подготовки к мероприятию было задействовано большее количество ребят, чем участвовало в самом вечере. Были проведены конкурсы на лучшего ведущего, на лучшего чтеца и исполнителя песен о войне и военном периоде.
-
Урок комбинированного типа "Человек-солдат в стихотворениях К.М. Симонова" 2010
Урок комбинированного типа построен с учетом требований дифференцированного подхода к обучению литературе. Автор опирается на личностные особенности ученика и на специфику идейно-эстетической и родо-жанровой природы произведения. Используются разнообразные формы работы, разработана система заданий различной сложности.
-
Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы (сценарий) 2010
В сценарии подобраны малоизвестные стихотворения. Они выстроены в определённом смысловом порядке, которому соответствуют следующие после них песни. Помимо стихотворений указано используемое музыкальное сопровождение, даны рекомендации по показу жанровой сценки. В композиции может принимать участие весь класс.
-
Урок-размышление по литературе: "Нравственный выбор героев" по произведениям В.Быкова "Сотников", "Обелиск", В.Закруткина "Матерь человеческая" 2010
Основная идея урока - показать истинный облик человека, прошедшего испытания войной, через поступки, действия, мысли. Проследить, как писатели раскрывают правду о человеке на войне. Выбранные произведения представляют своеобразную трилогию, посвящённую проблеме нравственного выбора человека в экстремальных условиях, в трагических ситуациях войны.
-
Интегрированный урок (ИЗО + музыка + литература + художественный труд) 2010
Автор дает представление о композиции, изменении ее содержания в зависимости от ритма. Продолжает знакомство с отрезной аппликацией. Учит работе по памяти. Воспитывает любовь к музыке, литературе, изобразительному искусству. Развивает у учащихся воображение, фантазию, мелкую моторику рук.
-
Методическая разработка тематического вечера "Грустит романс тревожно и светло!" 2010
Романс – жанр музыкально-поэтического творчества, являющийся частью русской художественной культуры. Задача вечера – помочь музыке и словам выйти из глубины души и глубины вещей и объединить в прекрасную, волнующую и благотворно воспитывающую и детей и взрослых гармонию, полную подлинной, свежей и прозрачной жизни.