Цель:
- Привитие любви к художественному слову, выразительному чтению.
- Знакомство с интересным человеком, творческой личностью, человеком активной жизненной позиции – И. С.Федотовой-Вахрушевой. Пробудить желание к творчеству, к активной жизненной позиции.
Задачи:
- Воспитывающая:
воспитание духовных и душевных качеств, необходимых человеку в жизни. Обращение человека к своим корням, к своему историческому прошлому, к истории своего края. - Обучающе-познавательная:
обучение выразительному чтению, монологической и диалогической речи, умению вести беседу, формулировать правильно вопросы, составление газеты-коллажа на заданную тему. - Развивающая:
знакомство с произведениями современных авторов национальной литературы, закрепление навыков сравнительного анализа лирических произведений.
Оформление: творческие работы, портрет поэта, цитаты о поэзии, выпуски газеты "Уличкомка" (редактор Дарья Вахрушева).
1. Вступительная беседа с классом.
Учитель: Ребята, сегодня у нас нетрадиционный урок, сегодня урок – творческая встреча, поэтому и домашнее задание будет творческим. Откройте дневники и запишите: домашняя творческая работа на тему:
- "Мое первое стихотворение о городе, родном крае, человеке..."
- "Вглядываясь в эти удивительные строки..."
- Об этом увлечении я хотел бы рассказать.
Ход урока
Учитель: Сегодня мы попадем с вами в интересную страну, которая получила свое название от древнего музыкального инструмента.
– Как называется эта страна? (Лирика)
– Что значит лирика?
– Какие виды лирики вы знаете? (Пейзажная, гражданская, дружеская, любовная, философская)
– Какой из видов лирики близок вам и чаще всего всем людям? (пейзажная). Почему?
– А еще? (Философская, так как мы размышляем, думаем, решаем жизненные проблемы...)
– Какие жанры лирических произведений вам известны? (Стихотворения, поэмы...)
– Все ли лирические произведения имеют одну и ту же форму? (Нет)
– Какие формы вам известны? (Поэтическая, прозаическая)
– Правильно, поэзия – это одна из форм лирики. Она может очаровывать читателя, пробуждать его воображение?
– Как мы называем человека, который создает для нас (читателей) поэтические произведения? (Поэт)
– Задумывались вы над тем, как приходят к поэту стихотворные строки?
– Скажите, а поэт – это профессия или увлечение?
Учитель: Сегодня в гостях у нас интересный человек, человек активной жизненной позиции, откликающийся поэтическим словом на каждое событие, происходящее вокруг И.С.Федотова-Вахрушева.
– Давайте познакомимся с ней и ее творчеством поближе, узнаем о ее профессии и увлечении.
2. Работа по группам:
Учитель: У первой группы (юные биографы) было домашнее задание – взять интервью у Ирины Семеновны о ее биографии, творчестве… и подготовить мультимедийную презентацию. Расскажите ребятам о ней. На уроке ребята показывают мультимедийную презентацию о жизни поэта, составленную по ее автобиографии.
– Проведем физминутку. (Дети встают и делают несколько упражнений для разгрузки)
– Вторая группа (юные поэты) познакомит нас со стихами и даст краткий комментарий к стихотворениям по плану (карточка – информатор у вас на столе)
План на карточке:
- Тема стихотворения.
- Идея?
- Лирический герой?
- Авторская позиция в произведении.
- Свое отношение к прочитанному произведению (восприятие текста)
1-й чтец:
Стихи Ирины Вахрушевой
Пес
Падал снег на мокрый нос.
Мерз под мокрым снегом пес.
Весь дрожал, скулил уныло.
Люди проходили мимо.
Ребра тощие наруже.
Никому-то он не нужен.
Мимо проходил мужик,
Пес еще больше поник.
Если пнет иль камень бросит?
Еле ноги пес уносит.
Там у старой теплотрассы
Были брошены матрасы.
Хвост поджав, крадется псина.
Прошлый раз с ордой крысиной
Он подрался за тепло.
Силы кинули его.
Вдруг учуял нос бродяжий
Запах косточки говяжьей.
Завело пустое брюхо,
Напряглось глухое ухо.
Вздрогнул хвост, дескать, то куда
Вдруг возникло это чудо?
Страха нет, лишь только голод
В голове стучит, как молот.
Видит пес, присели двое.
Вонь – от них, в руках спиртное.
“Заходи, Бродяга, в гости!
От столовки тащим кости…”
Радость, выражая лаем,
Пес подумал: “Жизнь не злая”.
2-й чтец:
В Женвай!
Когда по тракту едешь
В сторону Нылги,
Налево и направо
Березоньки видны.
Они как будто кланялись,
Приветствуя меня.
В Женвай я еду!
Ждет меня бабуленька моя!
Каникулы, каникулы!
Мой родниковый край,
Здесь воздух чистый, сладостный!
Здесь счастье, здесь мой рай.
Нам километров 10
Приходится идти,
А мы идем и песни
Поем еще в пути.
Вот вдоль дороги лиственниц
Посажена гряда.
Там мы маслят набрали,
Почти что два ведра.
Пасет коров колхозных
Простой пастух Илья.
И воздух тот навозный
До сих пор помню я.
Кричим мы: “Илля – улля!
Гуртэ инь скалдэ улля!”
В деревне куры, гуси.
И звуки так знакомы.
И разные бабуси расспрашивают, кто мы?
Прошли мы мост,
Как будто по площади прошли.
“К Вершининым! К Вершининым!”
Детишки понесли.
На следующее утро узнает весь Женвай,
Приехала к Вершининым с дочуркой чужапай.
3-й чтец:
Ижевск
Текла – бежала речка,
Ее прозвали Иж.
Пришел прогресс нарушил
Гладь ее и тишь.
Теперь она запружена,
Заводами затружена.
И сотни лет России служит она.Пусть скажут: “Невеличка!
Где столичный блеск?”
Но с мировою славою
Мастеровой Ижевск.
Удмуртская жемчужина!
Кузница оружия!
Сотни лет России служит она.Люди – это главное.
Город – это мы.
Самое бесценное –
Память старины
Сила их не дюженна.
И уже заслуженно
Сотни лет России служит она.Над куполами лучики.
Храм наполнил свет.
Пусть так будет тысячи,
Миллионы лет.
С облаками кружевом,
По асфальту с лужами
Солнце над Ижевском служит нам.
4-й чтец:
Розовое небо
Было небо розовым когда-то,
А Земля была чистой, ребята!
Травоядными были драконы.
Были добрыми природы законы.
Солнце было на много ниже.
Звезды были, конечно же, ближе.
Не было снега зимою.
Океан был с теплой водою.
Насекомые были просто
С человеческого роста.
И растения были гиганты.
Все нормальные, не мутанты.
Было небо розовым цветом,
А закат, какой был при этом?
И заря не много, ни мало,
Радугу напоминала.
Это вовсе не сказки, ребята.
Это было – было когда-то.
И когда ни будь, так снова случится.
Стоит призме зла разбиться.
5-й чтец:
* * *
В родном краю и солнце ярче,
И веселей журчит ручей.
И хлеб, печенный мамой, слаще.
И соль земли родной горчей.
6-й чтец:
* * *
Хорошо жить в краю,
Где само все растет и пышет,
Где воздух сам витаминами дышит.
Где климат теплый, мягкий, влажный.
А мы живем в краю отважных.
Нет бурных рек, но реки пота
С удмуртов выжила работа.
Нет ярких красок, но мне милее
Цвет колокольчика, пырея.
А горечь трав родного края
Мне не заменит сладость рая.
7-й чтец:
О деревне. (Веселые стишки)
Береги природу, человек!
Ведь она твой продлевает век.Жаль, деревня далеко,
Пьем жидкое Ижмолоко.Яйца пил в деревне дед.
Прожил он почти 100 лет.Если б городское пил,
Сальмонеллу б подхватил.Городской вдыхая смок,
Человек стерпеть не смог.
Не здоровья угрозу,
А коровьего навоза.Если мир перевернется,
Город в пропасти сорвется.
Тем, кто ближе был к земле,
Падать не куда уже.Шел по лесу городской.
Он пинал грибы ногой.
Бросил банку на опушке.
Бум! Медведю по макушке.Долго тряс его медведь
У плаката “Не сорить!”Случай был у нас такой.
Заблудился домовой.
В городском сыром подвале
За бомжа его признали.
8-й чтец:
Первый снег.
Я с первым снегом родилась
И может по тому
Я белым светом напилась
И первенство ему.
Встаю я рано, в пять утра
И оставляю след
На свежее выпавшем снегу,
А он скрипит “привет”
Ложится мягкий снег на плечи
Деревья в платьях подвенечных
Сквозь пелену видна луна
Белейшей зависти полна
Земля покрылась райским пухом
И воздух пахнет свежим духом.
И тонут звуки растворяясь
О нежность белую касаясь
К обеду все растает это,
Но я наполню душу светом.
(Ирина Вахрушева)
3. Учитель: Третья группа (юные редакторы) внимательно слушает и обобщает в виде стенгазеты или коллажа, подводит итог урока. (Задание группа получает в начале урока)
4. Учитель: Ребята, а вам интересно послушать любимые стихи Ирины Семеновны? Попросим ее почитать и поделиться с нами сокровенными мыслями о творчестве, о поэзии...
Звучат стихи, читаемые самой поэтессой. Ирина Семеновна обращается к ребятам с вопросами и отвечает на их вопросы. (Стихи, прочитанные на уроке надо смотреть в приложении.)
5. Учитель: Пожалуйста, 3 группа, презентуйте ваше задание, расскажите, что у вас получилось?
Дети вывешивают газету – коллаж и дают комментированный ответ.
Учащиеся: Поэзия Ирины Семеновны учит нас всему доброму. Рассказывает о ее детстве, о ее любви к родной земле.
– Мы увидели, что главное для нее в жизни – это ее семья, дом, любимая работа, ее увлечение поэзией.
– Ирина Семеновна учит любить свой край, гордиться тем, что мы живем здесь в Удмуртии, маленьком родниковом крае, это важно понимать и осознавать.
– Она рассказывала нам так интересно, что многие из нас захотели попробовать написать стихи или создать творческую работу.
6. Учитель: Вывод запишем в тетрадь:
– Чему учит нас поэзия? (Например: поэзия зовет нас ко всему живому, доброму, хорошему. Учит жить людей в мире и дружбе... Поэзия может стать для человека и увлечением и его профессией.)
– Спасибо за внимание. Дети дарят цветы Ирине Семеновне.