В последнее время очень часто споры о том, изучение каких предметов должно стать приоритетным в курсе средней школы. У каждого в этом споре есть свои аргументы – и достаточно веские. Но никто не спорит с тем, что преподаванию литературы должно уделяться особое внимание. Урок литературы занимает среди других учебных дисциплин особое место. Приоритетность данной школьной дисциплины определяется, в первую очередь, тем фактом, что она дает читателю, ищущему своё место в мире, пытающемуся понять самого себя, словарь для разговоров о самом себе как бы “инструментарий” для рефлексии. Этот предмет отличается большими эмоциями, тесно связан с духовной жизнью человека.
Процесс восприятия художественного произведения – очень сложное и индивидуально неповторимое явление. Оно значительнее своеобразные процесса усвоения научных знаний. Художественная литература воздействует на очень широкую сферу психики, на мировоззрение, речь, этические и эстетические чувства, то есть, по существу, на формирование всей личности человека.
Знания учащихся по литературе особенные. Это сплав теоретических знаний об искусстве с образными представлениями и эстетическими чувствами. Если нет необходимого сопряжения и взаимной поддержки двух видов мышления, нет и подлинных знаний о литературе, так как отвлечённо-логические сведения, не связанные с непосредственными художественными впечатлениями и эмоциями, очень скоро забываются и не участвуют в художественном восприятии и оценке читаемого.
В области искусства, как ни в одной другой области познания, проявляются именно личностные, индивидуальные особенности человека. А это значит, что в процессе усвоения художественных произведений нельзя не учитывать личный опыт человека, ведь это эмоционально окрашенный, личностно-значимый опыт. Произведение художника необходимо нам именно потому, что в нём есть ответ на наши вопросы: наши, потому что художник не ставил их себе и не мог их предвидеть. Каждое новое приближение к произведению искусства есть его воссоздание, каждый новый читатель есть как бы его новый автор.
Это значит, что художественному мышлению свойственен своеобразный перенос “на себя”, то есть слияние процесса познания произведения искусства с процессом самопознания. Продуктом этого слияния является процесс формирования личностного отношения к литературному произведению, когда “объективные” читательские открытия в тексте окрашиваются “субъективным” личностным восприятием на основе своего жизненного опыта
Школьный анализ художественного произведения должен обогащать читательское восприятие, содействовать развитию личности ученика, быть увлекательным. В этом случае он приводит к созданию “дидактического резонанса”, когда обучающие усилия учителя совпадают с собственными усилиями школьников. Учитывая это, необходимо организовать аналитическую деятельность учащихся таким образом, чтобы она стала продолжением чтения и охватывала “зону ближайшего развития” (Л. С. Выготский)
Основные задачи, стоящие в обучении к предмету:
- Сформировать талантливого, грамотного читателя;
- Подготовить к одной из важнейших сфер деятельности человека-общения; (Грамотному)
- Научить владеть свободно словом как в устной, так и в письменной речи;
- Сформировать человека -творца
Возьмем наш учебник Т.Ф. Курдюмовой. Конечно же, он отражает стандарт программного материала, предусмотренный программой.
Но!!! Всего этого достичь невозможно без трех очень важных принципов дидактики: научности, доступности, наглядности. Все мы прекрасно знаем, что читательский интерес наших детей очень низок (мягко говоря). А те произведения, которые предлагаются для прочтения учащимися старших классов, не вызывают особого интереса у учащихся.
С какими трудностями я столкнулась при работе по данному учебнику: 1. Большим объёмом материала и недостаточным количеством часов для формирования следующих умений:
- Анализа эпизодов и произведения в целом; (произведения даются в сокращении)
- Характеристика героев и умение давать оценку поступков и характера героев.
- Видеть приемы, изобразительные средства, язык писателя, которые используются авторами.
Если раньше мы заканчивали 9 класс Н.В.Гоголем, и при этом давалась большая возможность для формирования названных умений, то в настоящее время эта возможность ограничена.
Но самое главное, что сейчас далеко недостает – наглядности. Я, лично испытываю в этом большой недостаток. В учебнике Т.Ф. Курдюмовой этот принцип вообще нарушен, а если есть какие-то иллюстрации, то они не выдерживают никакой критик.
А насколько бы это повысило эффективность урока, помогло бы любому учащемуся представить персонаж и вызвать интерес.
Компьютер. Мощный поток новой информации, рекламы. Применение компьютерных технологий в телевидении, игровых приставок, техники со встроенными компьютерами оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Сочетая в себе возможности книги, телевизора, видеомагнитофона, являясь уникальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер для ученика может выполнять различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения. Слышу по телевизору, радио, насколько плотно вошел в работу учителей этот помощник. Но еще недостаточно активно вошел компьютер в обучение учащихся, а причиной тому, ни не умение учителей использовать эти мощные потоки новой информации, а бездействие методических структур школьной администрации, их равнодушное бездействие к обучению школьников.
Остановлюсь на некотором материале. В прошлом году мне посчастливилось провести несколько таких уроков:
- А.А. Ахматова (презентация)
- Н. В. Гоголь “Мертвые души” (презентация)
- Поэты “Серебряного века”.
- А.С. Пушкин. Тема дружбы.
- Тема любви
- Школа духа и мысли.
- Особенности пейзажной лирики. И.А. Бунин.
Кроме того, большую возможность через компьютер представлено для самостоятельной работы и ее проверки.
Опорные конспекты:
А.С. Грибоедов. Поэты “серебряного века”.
Внедрение и использование мультимедиа-технологий в преподавании выявило ряд положительных сторон.
1. Например, применение специального проектора позволило в ходе урока наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного продукта, в том числе с помощью слайд-презентаций. Такая организация занятий дает возможность изложение учебного материала. Он сочетает в себе динамику, звук и экономить время, тем самым, интенсифицируя изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) Позволяют достичь гораздо большего эффекта. По данным Центра исследований человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов (презентация) – это основа любой современной презентации.
3. Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статистической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени.
2. Более того, ИКТ дают возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Создавая такие программы, можно ставить следующие цели:
- расширить кругозор учащихся, используя материал из разных источников информации.
- Учащиеся могут работать по группам, всем классом или индивидуально.
- Дифференцировать урок, давая возможность детям с различными интересами и способностями выбрать нужный материал (профильность)
- Активизировать познавательную деятельность учащихся – получить как можно больше информации за меньшее время.