Урок внеклассного чтения с использованием ИКТ "Не навреди…". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Обучающие задачи: продолжать формирование умений анализа произведения, сопоставления двух произведений, определение основной мысли произведения.

Развивающие задачи: закрепить умения сопоставлять произведения разных жанров, яркие эмоциональные впечатления облекать в словесные формы или письменные высказывания, выражающие их внутреннее состояние. Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные задачи: воспитывать способность к переживанию и сопереживанию, потребность восхищаться природой, желание понимать её и учиться у неё.

Оборудование: интерактивная доска, проигрыватель для дисков, запись “Голоса птиц”, на партах тексты произведений.

1. Вводное слово.

Начать наш урок мне хочется стихотворением С.Семёнова (читают ученики)

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Кромсая лёд, меняем рек теченье.
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы ещё придём просить прощенье
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька
Пока об этом думать неохота,
Сейчас не до этого… пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды.
Всё меньше окружающей природы,
Всё больше окружающей среды.

Я не хочу, чтоб речка высыхала,
Где плещет столько рыбок золотых,
Где пляшет резво лодка у причала,
Где тёплый вечер так порою тих!
Где сотней радуг лёд зимой искрится,
Где по весне бушует ледоход,
Где летом пьёт доверчивая птица,
Где сосны зеленеют круглый год!

Как вы думаете, почему я именно с этого начала наш урок? Да потому, что отношения между человеком и природой стали слишком напряжёнными. Как вы считаете, землетрясения, цунами, наводнения происходят просто так, а не как следствие деятельности человека? Погибают леса, исчезают животные, птицы! А ведь природа мудра, в ней есть гармония, и нарушать её опасно. Поэтому тема нашего урока звучит так: “Не навреди!” Это заповедь врачей: спасай, приноси пользу, а не вред. А разве мы с вами не должны так же относиться к “братьям нашим меньшим”?

Произведения, о которых мы будем говорить на уроке, посвящены воробьям, которые во множестве населяют наши города и посёлки. Это главные обитатели парков, площадей, балконов. Громким чириканьем они оживляют хмурые зимние дни, первыми возвещают о приближающейся весне. А знаете ли вы, что воробью даже поставлены памятники?

А теперь я предлагаю вам вспомнить произведения, героями которых стали воробьи.

2. Викторина.

1. Какой отважный поступок совершил воробей Пашка?

- Вернул украденный вороной стеклянный букетик.

2. Из какого он произведения?

- “Растрёпанный воробей” К. Паустовский.

3. В каком произведении воробья Пудика спасли мама и сильный страх?

- “Воробьишко” М. Горький.

4. От кого так мужественно спасал своего птенца воробей в одноимённом рассказе?

- От собаки.

5. Какую песенку пел воробей Пудик?

- Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам я мошек ем.

6. Чему пришлось Никите учить воробья в рассказе Е. Чарушина “Воробей”?

- Летать.

7. Как называется произведение Андрея Платонова о воробье и старом скрипаче?

- “Любовь к родине, или путешествие воробья”.

3. Беседа по рассказу Э. Сетон-Томпсона “Уличный певец”.

Как вы думаете, можно ли соотнести слово “певец” с воробьем? Почему?

Как мы обычно называем песенку воробья?

Нет, певцом скорее можно назвать соловья, дрозда, овсянку, канарейку, жаворонка, но уж никак не воробья. Воробей не поет, а чирикает, и песенку его называют чириканьем.

Но речь все-таки пойдет о воробье. Значит, в центре внимания будет не совсем обычный воробей.

Почему Рэнди назван “выдающейся птицей”? И кто сделал его выдающимся?

Воробей Сетон-Томпсона умел петь “на манер канарейки... песенку, громкую и звонкую”, иногда его песни бывали “необычно хороши”.

Своим даром он обязан человеку, подложившему воробьиное яйцо в гнездо канарейкам, а развить его помогли домашние певчие птицы. “Канарейки воспитали его на славу. Из него вышел певец, восполнявший энергией недостаток. природного таланта”. В результате в Рэнди будто две птицы сразу: воробей, призванный жить на воле, и канарейка, декоративная птичка, которую обычно содержат в клетке.

Что у него от воробья, а что от канарейки?

От воробья у него “крепкое телосложение”, энергия и драчливый характер, готовность в бою отстаивать свои права. От канарейки — “громкая и звонкая” песенка и неодолимое желание строить гнездо по-канареечьи.

Рэнди устраивал свое гнездо один, и “строительными материалами служили ему веточки и прутики”. И откуда ему было знать, что веточки и прутики считались среди его соплеменников неподходящими материалами?.. Ведь у его приемной матери-канарейки “было гнездо, сплетенное из прутиков, — великолепное гнездо!”.

Итак, в судьбу воробья изначально заложены два несоответствия, к которым причастен человек: свободная птичка заперта в клетку и поет она не своим голосом.

Первое несоответствие ликвидировал случай: клетка рухнула на пол, раскрылась, и Рэнди оказался на свободе. “Канарейки добровольно вернулись в свои клетки или позволили себя поймать”. Но Рэнди “не был рожден для того, чтобы жить пленником... Через неделю он был уже так же дик, как любой представитель его рода, и превратился в маленького уличного буяна, не отличающегося от других воробьев... Он, отплачивая ударом за удар, иногда поражал слушателей неожиданной музыкальной гаммой, которую заимствовал от канареек, но пел с истинно воробьиным задором”.

Кроме того, другие воробьи Рэнди “считали чужаком”, поскольку он вырос в клетке, никогда не приходили ему на помощь, а, наоборот, готовы были драться с ним “на стороне рослого Буяна”, воробья “с очень скверной репутацией”. Жизнь в клетке среди чужих птиц оставила в жизни нашего воробья свой след!..

И тем не менее своенравная Бидди, эта “белокрылая дама”, любви которой добивались многие воробьи, предпочла им всем именно Рэнди.

Какой характер был у каждого из супругов?

Рэнди был очень самолюбив и любил утверждать свое первенство в пении среди канареек. Характер у него, как у всех воробьев, драчливый, и автор называет его то “забиякой”, то “буяном”. Однако Рэнди обладал и необыкновенным упорством, усердием и терпением. Целую неделю он в одиночестве трудился, готовя домик для будущей подруги, долго добивался ее взаимности, терпел строптивые выходки и постепенно смирялся со вкусами избранницы, жертвуя своими. Он оказался однолюбом и после гибели Бидди ни разу не завел себе новой спутницы.

Бидди же была наделена своенравным, капризным характером, любила настаивать на своем и воспитывать своего неприспособленного к вольной жизни супруга. Ее “затеи отличались оригинальностью”: то ей вздумалось строить гнездо на фонаре, то выстилать его конским волосом. Однако она и верная подруга, готовая прийти на помощь.

Когда в пылу драки, возглавляемой Буяном, от Рэнди уже летели пух и перья, “в самую середину круга сражавшихся шлепнулась маленькая воробьиха с белыми перышками на крыльях... Буян быстро потерял весь свой задор и полетел обратно, в свою сторону, с Бидди, вцепившейся в его хвост подобно маленькому бульдогу...”

Как же складывалась супружеская жизнь Рэнди и Бидди? Почему в их семейной жизни не было “ни счастья, ни мира”, они постоянно ссорились?

Рэнди пытался внести в воробьиные традиции особенности жизни канареек (делал гнездо из прутиков, имел пристрастие к веточкам), это не нравилось своенравной воробьихе и вызывало скандалы в птичьем семействе. И не однажды Бидди показывала характер, оставляя Рэнди в одиночестве. Но каждый раз воробей шел на уступку своей подруге: он понял, что “гораздо спокойнее подчиниться ее решениям”.

Они долго не могли вывести птенцов. Почему?

Первое яйцо погибло из-за ссоры, разыгравшейся из-за несовпадения вкусов. А потом в жизнь помирившихся воробьев вновь вмешался человек, которому пришло в голову положить им в гнездо мраморное яйцо. В результате и это каменное, мертвое яйцо, и их собственные, в которых теплилась жизнь будущих воробышков, оказались выброшенными на землю: вероятно, супруги поссорились из-за чужеродного предмета...

Спасаясь от любопытства человека, воробьи свили гнездо на уличном фонаре, но он и здесь их настиг: “Фонарщик... отправил всю постройку Бидди и Рэнди в мусорный ящик”.

Однако, — говорит Сетон-Томпсон, — “энергии и самоуверенности воробья нет предела”. И супруги взялись за новое гнездо и новый материал — конский волос, который стал причиной гибели Бидди.

Как Рэнди переживал гибель своей подруги?

Он долго прыгал вокруг мертвого комочка или тихо сидел “на месте с опущенными крыльями”. Он не мог понять, что Бидди мертва, “и весь день старался чем-нибудь ее заинтересовать и вовлечь в их обычную жизнь”. Удрученный горем, он попал под велосипед и повредил крыло. Только благодаря девочке, поймавшей его и ухаживавшей “с нежностью” за пострадавшим, он остался жив. Но уже никогда больше не заводил себе новой подруги...

Кто же виноват в этих несоответствиях?.. Чтобы основательнее ответить на этот вопрос, разделимся на две большие команды (варианты): “Если бы...” и “Потому что...”. Команда “Если бы...” будет продолжать предложения, начатые этим союзом, команда “Потому что...” — те, в которых будут эти слова.

4. Соревнование.

Вот эти задания:

1. Если бы человек не положил воробьиное яйцо в гнездо канарейкам... птицу воспитали бы воробьи.
2. Если бы его воспитали воробьи... он научился бы строить гнезда по-воробьиному.
3. Если бы он умел это делать... не было бы скандалов с Бидди и не пришлось бы постоянно менять место гнезда.
4. Если бы воробьи не считали Рэнди чужаком... они бы не дрались с ним...
5. Если бы в жизнь воробьиной пары не вмешивался человек... у них бы вывелись птенцы.
6. Если бы они вовремя обустроили гнездо... им бы хватило перьев, и они не стали бы собирать конский волос.
7. Если бы Рэнди не был угнетен и опечален... он бы не попал под велосипед.
8. Если бы Рэнди вырос на воле среди своих собратьев... его жизнь была бы счастливой.

ПОТОМУ ЧТО...

1. Рэнди не знал воробьиных порядков, потому что... воспитан в клетке приемными родителями-канарейками.
2. Рэнди строит гнездо один, потому что... не знал, что его делают парой.
3. Бидди ссорилась с Рэнди, потому что... он не умел строить гнездо и имел странные вкусы.
4. Воробьи дрались с Рэнди, потому что... его повадки отличались от их собственных, были им чужими.
5. Рэнди и Бидди не могли вывести птенцов, потому что... они часто ссорились, и в их жизнь вмешивался человек.
6. Бидди погибла, потому что... не умела правильно пользоваться конским волосом.
7. Рэнди захотел остаться холостяком... потому что не мог забыть свою подругу.
8. Рэнди не смог быть счастливым на воле, потому что... воспитан в клетке другими птицами.

Все вы молодцы!

Итак, в чем же причина драматической судьбы уличного певца?

Причина — в человеке, который положил воробьиное яйцо в гнездо канарейки. Это определило дальнейшую жизнь Рэнди: его семейные неурядицы, бесконечные уличные драки, несчастный случай с Бидди и с ним самим.

Задумайтесь, что могло руководить действиями человека?

Может быть, сострадание, как девочкой, которая выхаживала птицу. Может быть, любознательность или простое любопытство, как рассказчиком, который наблюдал за воробьями и устраивал с ними свои эксперименты. А может, стремление к порядку, как фонарщиком.

Кто человек в этом рассказе: спаситель, благодетель, искуситель, наблюдатель, враг?

Пожалуй, в нем есть все эти начала: он искушает воробьев мраморным яйцом, цветными ленточками, отнимает у Рэнди свободу, разрушает птичье гнездо и сбивает неосторожную пичужку велосипедом, он пристально наблюдает за жизнью Рэнди и Бидди, спасает воробья от гибели и возвращает его в безопасное место — в клетку.

Осуждать или хвалить его, дело ваше. Но с чем безусловно трудно согласиться?

(С невылупившимися из-за эксперимента птенцами.)

О чем заставляет задуматься рассказ?

О необходимости бережного отношения к “братьям нашим меньшим”, о чувстве такта в наблюдениях за их жизнью, о том, что и у них есть свои привязанности и привычки. Вторгаться в их мир настойчиво и без видимой на то причины — значит, разрушать что-то в этом чужом, но близком нам мире...

5. Задание на выявление логических ошибок.

ВОСТОЧНАЯ СКАЗКА

Воробей захотел быть таким, как павлин, — с гордой поступью, высоко поднятой головой и огромным хвостом. Он изо всех сил вытянул голову, раздул узкую грудку, растопырил перья хвоста. Он был уверен, что все станут им восхищаться. Самое же плохое было то, что все птицы стали смеяться над воробьём-павлином. И ему захотелось снова стать обыкновенным воробьём. Но когда он захотел пробежаться по-воробьиному, ему это не удалось. Он мог только прыгать. С тех пор воробьи стали прыгать.

Задание. Прочитайте внимательно приведённые ниже фрагменты и подумайте, какие из них и куда необходимо вставить в основной текст, чтобы его можно было завершить словами древнегреческого баснописца Эзопа: “Так справедливо попадает в беду тот, кто бросает свои занятия и берётся за совсем ему несвойственные”.

1) …и упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки;
2) …и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два;
3) ...и пытался выступать так же элегантно, как это делает павлин;
4) ...рассердился, распушился и кинулся с разинутым клювом;
5) Через неделю он превратился в маленького уличного буяна, подобно другим воробьям, вечно дерущимся между собой на улице. Он раздавал им удар за ударом;
6) Но скоро устал от непривычной манеры держаться. Шея и ноги стали болеть.

Справка для учителя. № 3 — после второго предложения; № 6 — после третьего. № 1, 2 — предложения из стихотворения в прозе И.С. Тургенева “Воробей”. № 4, 5 — предложения из рассказа Э.Сетон-Томпсона “Уличный певец”

6. Физминутка.

СТРОИЛ ВОРОБЕЙ

Воробей своим трудом (ходьба на месте)
Сам решил построить дом.
Дом под мельницей как раз,
Всё для стройки он припас.
-Я строю так, как мой отец, (руки вперёд и в стороны)
Я здесь хозяин, наконец!
И прыг, и скок, (прыжки)
И прыг, и скок,
И на трубу мякины клок.
А ветер воет:
Бу-бу-бу!..
Качает стены и трубу.(качаем поднятыми руками)
Опять чирикает жена:
- Тут кладка прочная нужна!
Но воробей в ответ жене:
- Да что ты всё мешаешь мне! (махи руками)
Так строил дед мой и отец,
Я сам строитель, наконец!
Жена чирикнуть не успела, (Наклоны в стороны и вниз)
Как вся постройка полетела.

7. Сравнительный анализ рассказа Э.Сетон-Томпсона “Уличный певец” и стихотворения И.С. Тургенева “Воробей”.

А теперь давайте вспомним, что такое стихотворение в прозе.

Какое впечатление произвело на вас произведение Тургенева?

Стихотворение Тургенева волнует ребят, его герой – воробей – вызывает у них восхищение и уважение. Они удивляются его мужеству и любви.

Попросим их сравнить произведение русского писателя с рассказом Сетон-Томпсона “Уличный певец”. Какое из них, на ваш взгляд, более занимательно, интересно?

Более занимательным и интересным большинство учащихся называет рассказ Сетон-Томпсона, потому что в нем описаны с улыбкой характеры воробьев, их приключения, подробности жизни. Но волнует их больше тургеневский “Воробей”, потому что писатель изобразил настоящий подвиг птицы, готовой пожертвовать собой ради своего детища.

- Вспомните, какую характеристику-определение давал Сетон-Томпсон Рэнди.

(“Выдающаяся птица”).

У тургеневского воробья тоже есть такая характеристика-определение. Какая? (“Героическая птица”).

С какой интонацией звучит каждая из них?

В определении “выдающаяся птица” звучит скорее добрая улыбка, мягкая ирония рассказчика, который с любопытством наблюдает за перипетиями воробьиной жизни, за своеобразным характером “уличного певца”. Даже в самом названии “Уличный певец” будто заложено оценочное, ироничное начало: сам воробей бесспорно считает себя превосходным певцом (недаром он заставляет молчать всех канареек!), но он всего лишь “уличный певец”, то есть певец-самоучка, владеющий только азами певческого искусства, певец для толпы.

В определении “героическая птица” нет ни тени иронии. Автор с сочувствием и восхищением замечает: “Каким громадным чудовищем должна была казаться ему собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке...”

Как Тургенев рисует беспомощность, незащищенность птенца, его страх перед опасностью?

У молодого воробья “желтизна около клюва” и “детский” пух на голове. Он сидит “неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки”. Ясно, что птенец еще не умеет летать, страх парализовал его и он даже не в состоянии отпрыгнуть в сторону, забиться в траву. Смерть смотрит ему в глаза...

Представьте себе, какой ужас испытывает его отец, сидящий на ветке и понимающий, что сейчас, может быть, погибнет его дитя... Почему он не смог усидеть на ветке? (“Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда”.)

Что это за сила?

(Тургенев называет ее “любовным порывом”, любовью...)

Как писатель показывает отвагу и самоотверженность старого воробья?

“...Воробей камнем упал перед... самой мордой” собаки — “и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собой!”

Воробей испытывает смертельный страх, об этом говорит его трепещущее тело, одичавший и охрипший голос, но он не может поступить иначе: в нем говорит голос жизни, голос любви, который сильнее страха смерти.

Смогли бы вы пожертвовать собой? Если да, то ради кого?

Как вы думаете, способен ли был Рэнди на такой подвиг?

Дети считают это возможным, так как и воробей Сетон-Томпсона отличался храбростью и преданностью, и если бы понадобилось защищать Бидди от врагов или спасти птенцов, он, несомненно, сделал бы это, Кстати, Бидди в рассказе уже спасала своего друга.

Почему Тургенев “удалился, благоговея”, и увел с собой “смущенного пса”?

Его поразила сила любви, заключенная в маленьком воробьином сердце, которая оказалась способной победить саму смерть: “Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь”.

Посмотрите на значение слова “благоговея”?

(Благостное настроение, преклонение, умиление, глубочайшее почтение)

Испытываете ли вы чувство благоговения перед кем-либо? Если да, то перед кем?

Как вы думаете, в каких словах заключена главная мысль произведения?

(“Только ею, только любовью держится и движется жизнь”.)

Восхищенный любовным порывом “маленькой героической птицы”, автор приходит к глубокому осмыслению увиденной картины, сосредоточивая свою мысль в заключительной фразе.

Какова же роль человека в этой истории?

Человек здесь живет в согласии с природой, он не вмешивается без нужды в ее жизнь; природа — часть его собственного мира, она дает ему уроки мудрости и любви, и, наблюдая ее, он учится у нее, преломляя жизнь природы через человеческую...

Сравните рассказчиков в произведениях Сетон-Томпсона и Тургенева. Что руководит их действиями? Как они относятся к живому миру?

Оба рассказчика любят и знают природу, с явной симпатией и сочувствием описывают ее представителей. Но автором “Воробья” руководит прежде всего любовь и уважение к “братья нашим меньшим”, он не смотрит на них сверху вниз, он ощущает их равными человеку по силе чувств, по готовности к самопожертвованию. Любовный порыв птицы вызывает у него благоговение.

Автор же “Уличного певца” выступает, скорее всего, в роли любознательного наблюдателя, который с удовольствием старшего и главного следит за жизнью маленьких пичуг. Он признает их право на характер, привычки и привязанности, даже на горе. Но все это остается лишь правом младшего, не способного подняться до высоты духа. Поэтому рассказчик легко вмешивается в жизнь птиц, ставит над ними опыты, создавая для них драматические ситуации.

Чья авторская позиция вам ближе и почему?

Хотя многим нравится рассказчик Сетон-Томпсона, и они защищают его неуемную любознательность, большинство детей привлекает позиция Тургенева, который, умеет учиться у природы, а не только наблюдать за ней.

Если бы вы были мамами и папами, какое из этих произведений вы бы в первую очередь прочитали своим детям и почему?

Многие дети считают, что начинать нужно с “Уличного певца”, так как он проще, занимательнее и “рассчитан на детей”, а “Воробей” — “взрослое произведение”, требующее серьезных размышлений. Однако большая группа ребят отдает первенство “Воробью”, так как именно это произведение, по их мнению, воспитывает любовь и уважение к природе, а в наше время это так важно. Но большинство детей считает необходимым прочесть оба произведения.

8. Творческое задание.

Я хочу предложить вам творческое задание: оттолкнувшись от отдельных эпизодов или моментов “Уличного певца”, рассказать о них так, как мог бы рассказать Тургенев в своей миниатюре. Обратим внимание детей на ритмичность прозы Тургенева, попробуем записать как стихи один абзац. Прочитаем его с необходимыми паузами, которые помогут разбить отрывок на отдельные строчки, затем расставим ударения.

Здесь нет ни рифмы, ни размера, но все равно просматривается определенный ритм, близкий то к четырехстопному ямбу, то к четырехстопному хорею. Это происходит благодаря интонационному членению фразы, которое и создает музыкальность прозы.

В произведении Тургенева очень сильно лирическое начало (вспомните портрет напуганного птенца, описание подвига воробья), мы чувствуем настроение автора, ему важно не повествование, а переживание, которое вызывает эпизод, размышления, каким он способствует. А в конце миниатюры часто содержится вывод, мудрая мысль.

Предложим учащимся поработать с такими эпизодами “Уличного певца”: “Чужая песенка” (необычная песня воробья), “Уроки семейной жизни” (как Рэнди учился быть супругом), “Верная подруга” (рассказ о драке с Буяном), “Гибель подруги”, “Превратности судьбы” (краткое изложение жизни Рэнди) и т.д. Названия детям даются для того, чтобы показать, на чем должно быть сосредоточено их внимание, где должен быть идейный центр миниатюры.

9. Подведение итогов.

- Что вы узнали сегодня на уроке?
- Помог он вам что-то понять?
- Интересно ли вам было на уроке?

Пусть на вашем жизненном пути встречаются только добрые люди, готовые прийти вам на помощь, поддержать в трудную минуту, вселить веру, а вы будете внимательны и добры ко всему, что вас окружает.

Список литературы.

Соловей Т.Г. Знакомые незнакомцы // Литература в школе. 2005. № 3. С. 44-48.