Интегрированный урок (литература, музыка + МХК) "Времена года в поэзии и в музыке" (А.С. Пушкин и П.И. Чайковский)

Разделы: Литература


Цели урока:

- закрепить и систематизировать знания учащихся о пейзажной лирике А.С.Пушкина, усовершенствовать эти знания;
- познакомить с музыкальными пьесами П.И.Чайковского из цикла “Времена года”;
- осуществить подготовку к сознательному и глубокому анализу лирического произведения (работа со средствами языковой выразительности: олицетворение, эпитет);
- научить чувствовать внутреннюю мелодию, напевность стихотворения, а также оценивать переживания автора, вложенные в литературное или в музыкальное произведение;
- совершенствовать навык сознательного, беглого и выразительного чтения; осуществить попытку музыкального чтения (чтения под музыку);
- способствовать развитию таких психических познавательных процессов, как память, мышление, речь, воображение и т.д.;
- воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к поэзии и к музыке;
- прививать любовь к родной культуре, литературному наследию и музыкальному достоянию.

Оборудование:

- книги для выставки (стихи А.С.Пушкина, книги о композиторе П.И.Чайковском);
- портреты А.С.Пушкина и П.И.Чайковского;
- компьютерная презентация “Петр Ильич Чайковский”;
- компьютерная презентация “Времена года” (пейзажи);
- запись музыкального цикла П.И.Чайковского “Времена года”;
- раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы;
- иллюстративный материал для творческой работы;
- карты самооценки, индивидуальные задания на карточках.

Этапы урока Ход урока Примечания
1.Организационный момент.

Представление групп.

Класс разделен на четыре группы:

1. “Волшебница зима”.
2. “Весна! Весна!”.
3. “Ах, лето красное!”.
4. “ Очей очарованье”.

В каждой группе есть консультант, организующий и контролирующий работу.

2.Сообщение темы и цели урока.

Знакомство с планом урока.

План урока заранее вывешен на доску для учащихся. Цель: организовать работу на уроке, соблюдать последовательность и временные рамки.

План:

1. Представление групп.
2. Презентация.
3. Самостоятельная работа. Самооценка.
4. Литературная гостиная (чтение стихотворений под музыку, знакомство с музыкой П.И.Чайковского).
5. Работа на карточках в парах. Анализ работ.
6. Поэтическая мастерская. Работа в группах. Выступления групп.
7. Подведение итогов урока. Заполнение карт самооценки.

3.Вступительное слово учителя. Сегодня нам предстоит совершить путешествие в мир прекрасной поэзии А.С.Пушкина и чудесной музыки П.И.Чайковского. И Чайковский, и Пушкин больше всего любили свою Родину. Русские неповторимые пейзажи, красота родной природы, русский человек вдохновляли их на создание гениальных произведений.  
4. Компьютерная презентация.

“Петр Ильич Чайковский”.

Озвучивают презентацию дети.

Целевая установка: внимательно слушать, после выполнить тестовое задание с последующей самооценкой.

Дети, выступившие с презентацией, получают индивидуальные задания.

См. Приложения к уроку: №1.Презентация

№2 .Тестовое задание.

№3.Бланки с ответами для самооценки.

№4.Образец индивид. задания.

5. Литературная гостиная. Работа в парах.  

Путешествие по временам года.

1.Осень. Чтение и анализ стихотворения “ Унылая пора…”. Чтение стихотворения под музыку учителем. Беседа о настроении, созданном музыкальным произведением (“Осенняя песнь” П.И.Чайковского). Работа в парах.

Примерные вопросы:

- Какое стихотворение можно назвать музыкальным?
- Какую музыку вы бы подобрали к этому стихотворению?
- Какое настроение создается при чтении? При прослушивании музыкального произведения?
- Опишите, что вы себе представили, слушая музыку?
- Каким был характер мелодии? Как менялась мелодия?
- Как читать стихотворение под музыку?

Звучит “Осенняя песнь” из цикла П.И.Чайковского “Времена года”.

Работа в парах: Приложение № 5.

 

Просмотр презентации “Осенний пейзаж” (составляется из любых фотографий с осенним пейзажем).

  2.Зима.

-Работа со стихотворением А.С.Пушкина “Буря мглою небо кроет…”. Чтение стихотворения по музыку учеником (“Масленица” из цикла “Времена года”). Работа с языковыми средствами: олицетворение. Работа в парах.

- Работа со стихотворением “Мороз и солнце”. Чтение стихотворения по музыку учеником (“На тройке” из цикла “Времена года”). Работа с языковыми средствами: эпитет. Работа в парах.

Работа в парах: Приложение № 6.

Просмотр презентации “Зимний пейзаж” (составляется из любых фотографий с зимним пейзажем).

Работа в парах: Приложение №7.

  3. Весна. Работа со стихотворение “Гонимы вешними лучами…”. Чтение стихотворения по музыку учеником. (“Подснежник” из цикла “Времена года”). Работа в парах. Работа в парах: Приложение № 8.

Просмотр презентации “Весенний пейзаж”.

  4. Лето. Прослушивание музыкального фрагмента (“Песнь косаря” из цикла “Времена года”). Домашнее задание: подобрать и выучить стихотворение о лете. Просмотр презентации “Летний пейзаж”.

Приложение №11

6. Поэтическая мастерская. Работа в группах.

Выступления групп.

Описание работы: Каждой группе предложен иллюстративный материал, фрагменты стихотворений о природе, даны планы устных ответов. Задача групп сделать литературный коллаж. Выбрать понравившуюся иллюстрацию, объяснить свой выбор, подобрать к нему стихотворные строки, рассказать о характере музыкального произведения, которое может дополнить пейзаж.

Выступления групп.

См. Приложение №9.
7. Подведение итогов. Заполнение карт самооценки. См. Приложение №10.

Приложения.