Цели урока:
- закрепить и систематизировать знания
учащихся о пейзажной лирике А.С.Пушкина,
усовершенствовать эти знания;
- познакомить с музыкальными пьесами
П.И.Чайковского из цикла “Времена года”;
- осуществить подготовку к сознательному и
глубокому анализу лирического произведения
(работа со средствами языковой выразительности:
олицетворение, эпитет);
- научить чувствовать внутреннюю мелодию,
напевность стихотворения, а также оценивать
переживания автора, вложенные в литературное или
в музыкальное произведение;
- совершенствовать навык сознательного, беглого
и выразительного чтения; осуществить попытку
музыкального чтения (чтения под музыку);
- способствовать развитию таких психических
познавательных процессов, как память, мышление,
речь, воображение и т.д.;
- воспитывать чувство прекрасного, прививать
любовь к поэзии и к музыке;
- прививать любовь к родной культуре,
литературному наследию и музыкальному
достоянию.
Оборудование:
- книги для выставки (стихи А.С.Пушкина, книги о
композиторе П.И.Чайковском);
- портреты А.С.Пушкина и П.И.Чайковского;
- компьютерная презентация “Петр Ильич
Чайковский”;
- компьютерная презентация “Времена года”
(пейзажи);
- запись музыкального цикла П.И.Чайковского
“Времена года”;
- раздаточный материал для индивидуальной и
групповой работы;
- иллюстративный материал для творческой работы;
- карты самооценки, индивидуальные задания на
карточках.
Этапы урока | Ход урока | Примечания | |
1.Организационный момент. Представление групп. |
Класс разделен на четыре группы: 1.
“Волшебница зима”. В каждой группе есть консультант, организующий и контролирующий работу. |
||
2.Сообщение темы и цели урока. Знакомство с планом урока. |
План урока заранее вывешен на
доску для учащихся. Цель: организовать работу на
уроке, соблюдать последовательность и временные
рамки. План: 1. Представление групп. |
||
3.Вступительное слово учителя. | Сегодня нам предстоит совершить путешествие в мир прекрасной поэзии А.С.Пушкина и чудесной музыки П.И.Чайковского. И Чайковский, и Пушкин больше всего любили свою Родину. Русские неповторимые пейзажи, красота родной природы, русский человек вдохновляли их на создание гениальных произведений. | ||
4. Компьютерная презентация. “Петр Ильич Чайковский”. |
Озвучивают презентацию дети. Целевая установка: внимательно слушать, после выполнить тестовое задание с последующей самооценкой. Дети, выступившие с презентацией, получают индивидуальные задания. |
См. Приложения к уроку:
№1.Презентация №2 .Тестовое задание. №3.Бланки с ответами для самооценки. №4.Образец индивид. задания. |
|
5. Литературная гостиная. Работа в парах. | Путешествие по временам года. 1.Осень. Чтение и анализ стихотворения “ Унылая пора…”. Чтение стихотворения под музыку учителем. Беседа о настроении, созданном музыкальным произведением (“Осенняя песнь” П.И.Чайковского). Работа в парах. Примерные вопросы: - Какое стихотворение можно назвать
музыкальным? |
Звучит “Осенняя песнь” из цикла
П.И.Чайковского “Времена года”. Работа в парах: Приложение № 5.
Просмотр презентации “Осенний пейзаж” (составляется из любых фотографий с осенним пейзажем). |
|
2.Зима. -Работа со стихотворением А.С.Пушкина “Буря мглою небо кроет…”. Чтение стихотворения по музыку учеником (“Масленица” из цикла “Времена года”). Работа с языковыми средствами: олицетворение. Работа в парах. - Работа со стихотворением “Мороз и солнце”. Чтение стихотворения по музыку учеником (“На тройке” из цикла “Времена года”). Работа с языковыми средствами: эпитет. Работа в парах. |
Работа в парах: Приложение № 6. Просмотр презентации “Зимний пейзаж” (составляется из любых фотографий с зимним пейзажем). Работа в парах: Приложение №7. |
||
3. Весна. Работа со стихотворение “Гонимы вешними лучами…”. Чтение стихотворения по музыку учеником. (“Подснежник” из цикла “Времена года”). Работа в парах. | Работа в парах: Приложение № 8. Просмотр презентации “Весенний пейзаж”. |
||
4. Лето. Прослушивание музыкального фрагмента (“Песнь косаря” из цикла “Времена года”). Домашнее задание: подобрать и выучить стихотворение о лете. | Просмотр презентации “Летний
пейзаж”. Приложение №11 |
||
6. Поэтическая мастерская. Работа в
группах. Выступления групп. |
Описание работы: Каждой группе
предложен иллюстративный материал, фрагменты
стихотворений о природе, даны планы устных
ответов. Задача групп сделать литературный
коллаж. Выбрать понравившуюся иллюстрацию,
объяснить свой выбор, подобрать к нему
стихотворные строки, рассказать о характере
музыкального произведения, которое может
дополнить пейзаж. Выступления групп. |
См. Приложение №9. | |
7. Подведение итогов. | Заполнение карт самооценки. | См. Приложение №10. |