Особенности развития России, её национальной культуры и традиции исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека. На протяжении многих десятилетий одной из основных учебных дисциплин в школе остается «Литература». К знанию литературных произведений учащиеся обращаются во время сдачи ЕГЭ по русскому языку, так как одним из критериев оценки выполнения задания с развернутым ответом (часть С–сочинение-рассуждение) является аргументация своего мнения с опорой на читательский опыт выпускника.
Появление в последнее время множества книг с кратким пересказом входящих в школьную программу произведений, сборников готовых сочинений, готовых домашних заданий, увеличение потоков информации не вызывает у учащихся сознательного отношения к учению, развития познавательных процессов, умения ими управлять, сознательно их регулировать, не формирует познавательного интереса у школьников.
Отсутствие познавательного интереса у многих учащихся - острая современная проблема. Как сделать урок по литературе интересным? Как заинтересовать учеников деятельностью, связанной с литературой? Перед учителем встает проблема формирования у учащихся познавательного интереса.
Под познавательным интересом различные его исследователи понимают особую избирательную направленность личности на процесс познания, избирательный характер которой выражается в той или иной предметной области (С. Л. Рубинштейн); стремление человека обращать на что-то внимание, познавать какие-либо предметы и явления (Ф.Н. Гоноболин); особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями, отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам (Г.И. Щукина); эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер (И.Ф. Харламов). Г.И. Щукина предложила выделить в учебно-воспитательном процессе два источника познавательных интересов: во-первых, содержание учебного материала; во-вторых, организация познавательной деятельности учащихся, то есть методы и приемы, используемые учителем в обучении.
В своей практической деятельности я убедилась, что краеведческий материал вызывает большой интерес у школьников. Элементы краеведческого материала обогащают изложение литературного содержания уроков и вызывают в сознании учащихся связь с окружающей действительностью, что ведет к появлению любопытства и со временем к развитию интереса к предмету. Краеведческий материал создает условия для работы исследовательского характера, помогает развитию активной творческой деятельности. В. Бианки писал, что краевед прежде всего исследователь, маленький Колумб.
Я предполагаю, что формирование познавательных интересов у учащихся будет осуществляться более эффективно, если использовать на уроках литературы краеведение. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- введение краеведческого материала в содержание программы по литературе;
- применение инновационных методов и приемов на уроках литературы.
Рассмотрим введение краеведения в содержание учебного материала.
Чтобы применять краеведческий материал, сначала необходимо изучить библиографию, затем выделить направления использования краеведения на уроках. Я выделила следующие направления:
- устное народное творчество Кубани (пословицы, поговорки, загадки, казачьи были, легенды, сказки, народные песни, обряды);
- произведения об истории родного края (казачество, ВОВ);
- картины родной природы, люди Кубани в книгах писателей-земляков;
- произведения кубанских писателей о формировании характера ребенка;
- мир русской классики (писатели, посетившие наш край);
- литературные страницы Геленджика.
На следующем этапе – адаптировать содержательную часть краеведческого материала к программе по литературе и определить его место в календарно – тематическом планировании. Сформулировать цели и задачи вводимого материала. Считаю, что удобнее всего краеведческий материал представлять в его непосредственной идейно-тематической связи с программным материалом по литературе.
Для формирования познавательного интереса, я убедилась, важна организация познавательной деятельности учащегося. Необходимо выбрать формы работы по литературе на основе краеведения, продумать приемы включения элементов краеведения в урок литературы. Это может быть:
- краеведческое вступление к уроку
- краеведческая конкретизация
- краеведческое дополнение
- использование краеведческого материала как основного для изучения темы
Вот начало урока в 9 классе о А.С. Грибоедове: «Каждый побывавший на Кавказе русский писатель неизбежно подвергался опасности пленения. В июле 1828г Грибоедов совершил переезд по Военно-Грузинской дороге. Только случайность уберегла его от нападения горцев и возможного плена. Что привело Грибоедова на Кавказ? Каким был этот смелый человек, который любил повторять восточную мудрость: «Худшая из стран та, где нет друга».
Современный образовательный процесс немыслим без новых технологий, без таких форм организации занятий, в которых учащиеся могли бы максимально проявить свои способности, овладеть соответствующими компетенциями в условиях самостоятельной работы. Мною использовались проектный метод, проблемное обучение, учебная дискуссия, нетрадиционные формы уроков.
Особенно заинтересовались учащиеся проектной деятельностью. Предпочтение отдавалось литературно - творческим, исследовательским, информационным типам проектов. В течение учебной деятельности были выполнены проекты: «Человек создан для счастья как птица для полета» (газета о В.Г. Короленко), «Кубанский край - казачий край» (реферат), Г.Пономаренко- великий сын Кубани»(сочинение), «Годы войны-века памяти»(литературно-музыкальная композиция). При подготовке проектов учащимися использовались информационные технологии. Информация по данным темам собиралась не только из литературных источников, но и из Интернет-ресурсов. Некоторые результаты оформлялись в виде компьютерной презентации. Проектная деятельность позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.
Большой интерес у ребят вызывают нетрадиционные формы уроков (урок-экскурсия, библиотечный урок, музейный урок, интегрированный). Например, перед изучением темы в 8 классе «Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» проводим урок в этнографическом музее нашей школы «Казачья горница». Погружение в атмосферу эпохи изучаемого события, взгляд через призму конкретных исторических лиц обеспечивает интерес к изучаемому предмету.
Использование в педагогической практике краеведения и элементов новых технологий позволило заинтересовать школьников своим предметом. Увеличилось количество учащихся, принимающих участие в различных конкурсах, фестивалях, предметных неделях. На протяжении нескольких лет учащиеся становятся победителями, призерами городского и зонального этапов олимпиады по русскому языку, литературе, конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». Результат работы ученика по литературе – это, конечно, создание творческой работы, собственного текста. Несколько ребят стали победителями краевого этапа, участниками Всероссийского конкурса «Дети и книги».
Использование в педагогической практике элементов краеведения через выбор оптимальных форм, методов и приёмов при изучении литературы является только одним из факторов формирования познавательного интереса школьников.
К статье прилагается компьютерная презентация (Приложение 1).