Цель урока:
- познакомить учащихся с тем, как события XX века нашли отражение в литературе этого столетия;
- повторить с учениками литературоведческие термины;
- формировать у школьников умение соотносить роды и жанры литературы.
Оборудование:
- закрытая запись темы урока на доске;
- таблица на доске;
- стенд с различными литературными терминами;
- карта с символическим изображением на доске и у каждого ученика
- эпиграф: “Литература – искусство слова”
ХОД УРОКА
1. Определение темы урока в форме игры “Назови литературный термин по описанию”.
- Наиболее обобщающее, исторически устойчивое деление литературных произведений в соответствии с тремя формами изображения человеческой личности (род).
- Исторически сложившийся вид литературного произведения (жанр).
- Род литературы, в котором отражены переживания, чувства, мысли автора литературного произведения (лирика).
- Род литературы, в котором повествуется о событиях и героях (эпос).
- Один из родов художественной литературы, в котором события, происходящие с героями, их чувства, переживания отражены в действиях и поступках и воплощены на сцене (драма).
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Ученики открывают тетради, записывают тему урока)
2. Слово учителя о том, что вся художественная литература – это огромная страна. Жизнь ее – это отражение жизни человека. Литература 20 века продолжает развитие литературы XIX века.
3. Работа с учебником.
- Чтение материала вступительной статьи (1, 3 абзацы). Какие изменения произошли в XX веке?
- Чтение вступительной статьи до конца. Какие изменения в сфере коммуникации отразились на искусстве слова? (Cм. эпиграф)
- Какой род литературы быстрее других откликнулся на требования времени?
4. Игра “Обозначь города-жанры на символической карте”.
Один ученик у доски, остальные на местах на “контурных картах” отмечают города-жанры в “стране” “Лирика.
5. Творческая работа “Исправь таблицу”.
ЭПОС | ЛИРИКА | ДРАМА |
“Размышления у парадного подъезда | “Ревизор” | “Пляшущие человечки” |
Одновременно у доски выполняется индивидуальное задание: составить схему “Роды и жанры литературы”.
6. Итог урока. Используя карточки с терминами, сгруппировать их по разделам.
7. Домашнее задание:
- заполнить “контурную карту”;
- по желанию придумать игру с литературными терминами.