Урок литературы в 7-м классе: "Жанры эпоса, лирики, драмы в произведениях литературы"

Разделы: Литература


Цель урока:

  • познакомить учащихся с тем, как события XX века нашли отражение в литературе этого столетия;
  • повторить с учениками литературоведческие термины;
  • формировать у школьников умение соотносить роды и жанры литературы.

Оборудование:

  • закрытая запись темы урока на доске;
  • таблица на доске;
  • стенд с различными литературными терминами;
  • карта с символическим изображением на доске и у каждого ученика
  • эпиграф: “Литература – искусство слова”

ХОД УРОКА

1. Определение темы урока в форме игры “Назови литературный термин по описанию”.

- Наиболее обобщающее, исторически устойчивое деление литературных произведений в соответствии с тремя формами изображения человеческой личности (род).

- Исторически сложившийся вид литературного произведения (жанр).

- Род литературы, в котором отражены переживания, чувства, мысли автора литературного произведения (лирика).

- Род литературы, в котором повествуется о событиях и героях (эпос).

- Один из родов художественной литературы, в котором события, происходящие с героями, их чувства, переживания отражены в действиях и поступках и воплощены на сцене (драма).

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Ученики открывают тетради, записывают тему урока)

2. Слово учителя о том, что вся художественная литература – это огромная страна. Жизнь ее – это отражение жизни человека. Литература 20 века продолжает развитие литературы XIX века.

3. Работа с учебником.

- Чтение материала вступительной статьи (1, 3 абзацы). Какие изменения произошли в XX веке?

- Чтение вступительной статьи до конца. Какие изменения в сфере коммуникации отразились на искусстве слова? (Cм. эпиграф)

- Какой род литературы быстрее других откликнулся на требования времени?

4. Игра “Обозначь города-жанры на символической карте”.

Один ученик у доски, остальные на местах на “контурных картах” отмечают города-жанры в “стране” “Лирика.

5. Творческая работа “Исправь таблицу”.

ЭПОС ЛИРИКА ДРАМА
“Размышления у парадного подъезда Ревизор” “Пляшущие человечки”

Одновременно у доски выполняется индивидуальное задание: составить схему “Роды и жанры литературы”.

6. Итог урока. Используя карточки с терминами, сгруппировать их по разделам.

7. Домашнее задание:

  • заполнить “контурную карту”;
  • по желанию придумать игру с литературными терминами.