Цель:
- Расстановка образов-персонажей и группировка других образов
- Анализ взаимосвязи ряда эпизодов, раскрывающих драматическую судьбу Владимира Дубровского и преданных ему крестьян
- Формирование представления о композиции романа, её элементах
- Постижение психологического мира героев: их переживаний, мыслей, мотивированности поступков.
Оборудование:
- Интерактивная доска
- Презентация
- Опорные слова
Методические приёмы:
- Блиц-опрос
- Выразительное чтение, работа над интонацией
- Аналитическая беседа по вопросам
- Представление героев через их портретную характеристику и сценический образ
- Игра “условное допущение”
- Акцентное вычитывание
Ход урока
1. Актуализация знаний
1. Блиц-опрос: Определение героев по описанию. Взаимопроверка. Ответы выводятся на интерактивную доску
1. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. | Троекуров |
2. Сей …, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами. | Андрей Гаврилович Дубровский |
3. Он увидел, во-первых, что Дубровский мало знает толку в делах, во-вторых, что человека столь горячего и неосмотрительного нетрудно будет поставить в самое невыгодное положение. | Шабашкин |
4. … воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. | Владимир Дубровский |
5. … несмотря на то, они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство. | Крепостные Троекурова |
2. Раскрытие психологических характеров героев: смысл их поступков, мотивы и побуждения через сценический образ.
Вспомним, как развивалось действие, что делали и о чём думали главные герои.
(Ученицы читают заранее подготовленные ими монологи от имени Троекурова и Владимира Дубровского.) См. Приложение 1
Во время чтения монологов на доске – иллюстрации: “На псарне у Троекурова” (художник Д. Шмаринов), “Больной указывает на двор с видом ужаса и гнева” (художник Косульников), “Смерть отца Дубровского” (художник Д. Шмаринов)
После чтения каждого монолога – беседа:
Узнали ли вы персонаж, по каким признакам?
(Место в композиции иллюстрации, поза, одежда.)
Соответствует ли психологический портрет, созданный ученицей, и иллюстрация.
Оценка работы учениц: Понравилось ли вам чтение, кому лучше удалось войти в роль?
2. Объявление темы урока. Постановка целей и задач. Анализ схемы «Композиция романа “Дубровский”»
- Повторение необходимых литературоведческих понятий.
На доске схема “Композиция романа “Дубровский“”. Подготовленная ученица дает определение композиции и сюжета, рассказывает об общей композиции романа и отмечает ее особенности (см. Приложение 2):
- отсутствие правого поля в “шляпе”
- протяженность экспозиции романа
- разветвление сюжетных линий (синяя – Троекуров, красная – Владимир Дубровский)
3. Работа по определению логики построения эпизодов, их взаимосвязи
1. Анализ эпизода “Суд”.
Какой эпизод в экспозиции романа является высшей точкой конфликта между Троекуровым и Андреем Дубровским? Когда противоречие достигает предела и выражается в особенно острой форме?
(Эпизод “Суд”.)
На доску выводится иллюстрация “Сцена в суде” (художник Д. Шмаринов). При ответе используются опорные слова (см. Приложение 3)
(Троекуров и судейские против А.Г. Дубровского. Столкновение низости, мстительности, бесчеловечности облечённого властью помещика-самодура Троекурова с гордой независимостью и высоким понятием чести бедного дворянина А.Г. Дубровского. Противостояние одного А.Г. Дубровского Троекурову и судейским – два лагеря).
Какова роль этого эпизода? А если бы его не было? (Не было бы смерти Андрея Дубровского, не приехал бы его сын и т.д. – была бы совсем другая история)
2. Анализ эпизода “Приказные в Кистеневке”.
Беседа по вопросам:
Как ведут себя приказные в Кистенёвке?
Выборочное выразительное чтение (портретные характеристики и реплики приказных):
Как портретные характеристики героев помогают раскрыть их подлинную сущность? Учитель обращает внимание на грамматические особенности описания: “в усах”, “замысловатый чиновник”.
Как речевые характеристики героев помогают раскрыть их подлинную сущность?
Как ведут себя кистеневские крестьяне? (просматривается градация: голос, ропот, вопли, толпа двинулась)
Кто останавливает дошедших до предела крестьян? Почему?
(Владимир Дубровский – он не хотел, чтобы его крестьян наказали, и еще верил, что государь милостив.)
3. Анализ эпизода “Дубровский читает письма своей матери”.
На доске иллюстрация художника Шмаринова.
– Что явилось “последней каплей” в решении В. Дубровского поджечь свой родной дом?
(Воспоминания о родных, ощущение одиночества и чувство утраты.)
(Пересказ основных сюжетных моментов, акцент на встрече с Архипом-кузнецом.)
4. Анализ эпизода “Пожар”
На доске Иллюстрация художника Шмаринова “Дубровский с няней у горящего дома”.
– Как вёл себя Архип-кузнец? Что двигало им?
Раскрытие психологического состояния героя через сценический образ.
(Ученица читает заранее подготовленный ею монолог от имени Архипа-кузнеца.)
Сравнение иллюстраций “Суд” и “Дубровский с няней у горящего дома”.
В эпизоде “Пожар в Кистенёвке” масштаб столкновения разрастается – втягиваются народные массы. Образуются две враждующих группировки. Какие это группировки?
(Дубровский и его крестьяне – Троекуров и чиновники)
Как связан эпизод “Суд” с эпизодом “Пожар в Кистенёвке”?
(Все эпизоды последовательно связаны между собой – получается история).
Вывод. Рассмотренные эпизоды - это исключительные ситуации, в которых проявляется недюжинный характер, гордость героя – В. Дубровского, вступающего в конфликт с обществом. Появляется мотив благородного разбойника.
Каждый эпизод несет определенную смысловую нагрузку и объясняет поступки героев.
На доске схеме “Композиция романа “Дубровский“”. “Пожар в Кистенёвке” – завязка романтической линии романа – любовной истории.
Домашнее задание. Чтение гл.8-10. Вопросы.