Взаимосвязь эпизодов в романе А.С. Пушкина "Дубровский"

Разделы: Литература


Цель:

  • Расстановка образов-персонажей и группировка других образов
  • Анализ взаимосвязи ряда эпизодов, раскрывающих драматическую судьбу Владимира Дубровского и преданных ему крестьян
  • Формирование представления о композиции романа, её элементах
  • Постижение психологического мира героев: их переживаний, мыслей, мотивированности поступков.

Оборудование:

  • Интерактивная доска
  • Презентация
  • Опорные слова

Методические приёмы:

  • Блиц-опрос
  • Выразительное чтение, работа над интонацией
  • Аналитическая беседа по вопросам
  • Представление героев через их портретную характеристику и сценический образ
  • Игра “условное допущение”
  • Акцентное вычитывание

Приложение

Ход урока

1. Актуализация знаний

1. Блиц-опрос: Определение героев по описанию. Взаимопроверка. Ответы выводятся на интерактивную доску

1. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Троекуров
2. Сей …, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами. Андрей Гаврилович Дубровский
3. Он увидел, во-первых, что Дубровский мало знает толку в делах, во-вторых, что человека столь горячего и неосмотрительного нетрудно будет поставить в самое невыгодное положение. Шабашкин
4. … воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Владимир Дубровский
5. … несмотря на то, они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство. Крепостные Троекурова

2. Раскрытие психологических характеров героев: смысл их поступков, мотивы и побуждения через сценический образ.

Вспомним, как развивалось действие, что делали и о чём думали главные герои.

(Ученицы читают заранее подготовленные ими монологи от имени Троекурова и Владимира Дубровского.) См. Приложение 1

Во время чтения монологов на доске – иллюстрации: “На псарне у Троекурова” (художник Д. Шмаринов), “Больной указывает на двор с видом ужаса и гнева” (художник Косульников), “Смерть отца Дубровского” (художник Д. Шмаринов)

После чтения каждого монолога – беседа:

Узнали ли вы персонаж, по каким признакам?

(Место в композиции иллюстрации, поза, одежда.)

Соответствует ли психологический портрет, созданный ученицей, и иллюстрация.

Оценка работы учениц: Понравилось ли вам чтение, кому лучше удалось войти в роль?

2. Объявление темы урока. Постановка целей и задач. Анализ схемы «Композиция романа “Дубровский”»

  • Повторение необходимых литературоведческих понятий.

На доске схема “Композиция романа “Дубровский“”. Подготовленная ученица дает определение композиции и сюжета, рассказывает об общей композиции романа и отмечает ее особенности (см. Приложение 2):

  • отсутствие правого поля в “шляпе”
  • протяженность экспозиции романа
  • разветвление сюжетных линий (синяя – Троекуров, красная – Владимир Дубровский)

3. Работа по определению логики построения эпизодов, их взаимосвязи

1. Анализ эпизода “Суд”.

Какой эпизод в экспозиции романа является высшей точкой конфликта между Троекуровым и Андреем Дубровским? Когда противоречие достигает предела и выражается в особенно острой форме?

(Эпизод “Суд”.)

На доску выводится иллюстрация “Сцена в суде” (художник Д. Шмаринов). При ответе используются опорные слова (см. Приложение 3)

(Троекуров и судейские против А.Г. Дубровского. Столкновение низости, мстительности, бесчеловечности облечённого властью помещика-самодура Троекурова с гордой независимостью и высоким понятием чести бедного дворянина А.Г. Дубровского. Противостояние одного А.Г. Дубровского Троекурову и судейским – два лагеря).

Какова роль этого эпизода? А если бы его не было? (Не было бы смерти Андрея Дубровского, не приехал бы его сын и т.д. – была бы совсем другая история)

2. Анализ эпизода “Приказные в Кистеневке”.

Беседа по вопросам:

Как ведут себя приказные в Кистенёвке?

Выборочное выразительное чтение (портретные характеристики и реплики приказных):

Как портретные характеристики героев помогают раскрыть их подлинную сущность? Учитель обращает внимание на грамматические особенности описания: “в усах”, “замысловатый чиновник”.

Как речевые характеристики героев помогают раскрыть их подлинную сущность?

Как ведут себя кистеневские крестьяне? (просматривается градация: голос, ропот, вопли, толпа двинулась)

Кто останавливает дошедших до предела крестьян? Почему?

(Владимир Дубровский – он не хотел, чтобы его крестьян наказали, и еще верил, что государь милостив.)

3. Анализ эпизода “Дубровский читает письма своей матери”.

На доске иллюстрация художника Шмаринова.

– Что явилось “последней каплей” в решении В. Дубровского поджечь свой родной дом?

(Воспоминания о родных, ощущение одиночества и чувство утраты.)

(Пересказ основных сюжетных моментов, акцент на встрече с Архипом-кузнецом.)

4. Анализ эпизода “Пожар”

На доске Иллюстрация художника Шмаринова “Дубровский с няней у горящего дома”.

– Как вёл себя Архип-кузнец? Что двигало им?

Раскрытие психологического состояния героя через сценический образ.

(Ученица читает заранее подготовленный ею монолог от имени Архипа-кузнеца.)

Сравнение иллюстраций “Суд” и “Дубровский с няней у горящего дома”.

В эпизоде “Пожар в Кистенёвке” масштаб столкновения разрастается – втягиваются народные массы. Образуются две враждующих группировки. Какие это группировки?

(Дубровский и его крестьяне – Троекуров и чиновники)

Как связан эпизод “Суд” с эпизодом “Пожар в Кистенёвке”?

(Все эпизоды последовательно связаны между собой – получается история).

Вывод. Рассмотренные эпизоды - это исключительные ситуации, в которых проявляется недюжинный характер, гордость героя – В. Дубровского, вступающего в конфликт с обществом. Появляется мотив благородного разбойника.

Каждый эпизод несет определенную смысловую нагрузку и объясняет поступки героев.

На доске схеме “Композиция романа “Дубровский“”. “Пожар в Кистенёвке” – завязка романтической линии романа – любовной истории.

Домашнее задание. Чтение гл.8-10. Вопросы.