Цели:
- С помощью интерпретации статьи показать отношение Писарева и Базарову, его убеждения и заблуждения.
- Привитие интереса к критике Писарева.
- Развивать в детях умение высказывать свое мнение, умение принимать мнения товарищей; умение слушать друг друга, умение обобщать, сравнивать, сопоставлять.
Оборудование урока:
- портрет Писарева, статья "Базаров";
- выставка книг о Д.И. Писареве.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
1. Вступительное слово учителя.
Д.П. Писарев - выдающийся критик, публицист, прошел недолгий, но противоречивый путь творческого развития. У Писарева можно поучиться мудрому, тонкому пониманию души. В нем проявились такие индивидуалистические свойства и качества: рассудительность, стойкость духа, целеустремленность, искренность, честность... "Себе цену знаю", - с гордым достоинством говорил Писарев. В статье "Базаров" критик старался сказать то, что думал. Писарев в Базарове подмечает все, без всяких компромиссов.
2. Краткое сообщение заранее подготовленным учеником о жизни и творчестве Д.И. Писарева.
Писарев Дмитрий Иванович (1840-1868), критик, публицист.
Родился 2 октября (14 н.с.) в селе Знаменское Орловской губернии в небогатой дворянской семье. Детские годы прошли в родительском доме; его первоначальным образованием и воспитанием занималась мать, Варвара Дмитриевна. В четыре года свободно читал по-русски и по-французски, затем овладел немецким,
В 1852-1856 годах учился в Петербургской гимназии, по окончании которой поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Начиная с 1859 года Писарев регулярно выступает с рецензиями и статьями в журнале "Рассвет" ("Обломов". Роман Гончарова"; "Дворянское гнездо". Роман И.Тургенева"; "Три смерти". Рассказ графа Л.Толстого"). Неудовлетворенный университетской программой, целенаправленно занимается самообразованием.
В 1860 году в результате переутомления и личных переживаний на почве многолетней безответной любви к своей кузине Р.Кореневой Писарев душевно заболевает и четыре месяца проводит в психиатрической лечебнице. После выздоровления продолжает университетский курс и успешно заканчивает университет в 1861 году. Активно сотрудничает с журналом "Русское слово" (до его закрытия в 1866-м), становится его ведущим критиком и практически соредактором. Его статьи привлекают внимание читателей остротой мысли, искренностью тона, полемическим духом.
В 1862 году публикует статью "Базаров", которая обострила споры вокруг так называемого "нигилизма" и "нигилистов". Критик открыто симпатизирует Базарову, его сильному, честному и суровому характеру. Он считал, что Тургенев понял этот новый для России человеческий тип "так верно, как не поймет ни один из наших молодых реалистов".
В этом же году, возмущенный репрессиями против "нигилистов" и закрытием ряда демократических просветительских учреждений, Писарев пишет памфлет (по поводу брошюры Шедо-Ферроти, написанной по заказу правительства и обращенной против Герцена), содержащий призыв к свержению правительства и физической ликвидации царствующего дома.
2 июля 1862 года был арестован и заключен в одиночную камеру Петропавловской крепости, где провел четыре года. После года, проведенного в заключении, получил разрешение писать и печататься.
Годы заточения - расцвет деятельности Писарева и его влияния на русскую демократию. На это время приходится почти сорок его публикаций в "Русском слове" (статья "Мотивы русской драмы" (1864); "Реалисты", "Пушкин и Белинский" (1865); "Мыслящий пролетариат о романе Чернышевского "Что делать?"" и др.).
Досрочно освобожденный 18 ноября 1866 года по амнистии Писарев сначала работает со своим прежним соредактором, издававшим теперь журнал "Дело", но в 1868 году принимает приглашение Н.Некрасова сотрудничать в "Отечественных записках", где публикует ряд статей и рецензий.
Творческий путь Писарева на 28 году жизни внезапно оборвался: во время отдыха под Ригой он утонул, купаясь в Балтийском море. Похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.
3. Слово учителя.
Мы изучили роман И.С. Тургенева "Отцы и дети". У каждого из нас сложилось определенное мнение о Базарове. Кто-то восхищается, кто-то считает, что "базаровщина" - болезнь века, в нем виновато общество, в котором "негде повернуться, нечем дышать, некуда девать исполинской силы". Все-таки правда остается на стороне Базаровых, и Тургенев, как настоящий художник, критик, не мог не увидеть этого.
4. Беседа по вопросам.
- Ваше первое впечатление о статье "Базаров".
(Критическая буря, возникшая по поводу "Отцов и детей", драматически переживалась Тургеневым. В ответ вышла статья Писарева, который многое предугадал в русском нигилизме. Писарев восторженно благодарит автора за художественное изображение Базарова, в котором он видит истинный тип лучших и сильных умов нового поколения. Из статьи видно, что Писарев доволен Базаровым. Статья дает ответ на многие вопросы.)
- Каков Базаров, по мнению Писарева, в сравнении с другими литературными героями?
("У Печорина есть воля без знания, у Рудиных - знание без воли, у Базарова - есть знание и воля, мысль и дело сливаются в одно целое".)
- Согласны ли с мнением Писарева, который считает, что светлым лучом можно назвать тургеневского Базарова, чем Катерину из драмы "Гроза"? (Писарев наотрез отказывается видеть в Катерине положительную героиню, а в ее самоубийстве - вызов "темному царству". Критик считает, что светлым лучом можно назвать человека с развитым умом, твердым характером. Катерина, слепо руководствуясь чувствами,, совершает множество глупостей и, наконец "бросается в воду и делает, таким образом, последнюю и величайшую нелепость" Поэтому, по мнению Писарева, можно назвать светлым лучом Базарова.)
Физкультминутка (для глаз).
5. Защита вариантов ответа (вопросы по статье даны заранее).
- Разделяет ли Писарев неприятие поэзии, музыки, эстетических наслаждений Базарова?
Один из вариантов ответа 1 группы: "Писарев в своей статье говорит, что не разделяет этих заблуждений и считает их признаком "узкого умственного деспотизма. Невозможно не наслаждаться красотою природы, мягким воздухом, свежею зеленью, нежными переливами контуров и красок".
6. Интерпретация отдельных моментов статьи.
(Учащиеся читают интересные моменты из статьи и анализируют.)
1. Сообщение "юных критиков" на тему: "Писарев о героях романа".
Первое сообщение: Аркадий Кирсанов - неглупый малый, выпускник университета, человек, лишенный умственной оригинальности и постоянно нуждающийся в поддержке. Он "с чужого голоса" отрицает авторитеты. Хочет быть "сыном своего века", "напяливает" на себя идеи Базарова. Аркадий - сам по себе, а идеи - сами по себе.
Второе сообщение: Николай Петрович Кирсанов, по мнению Писарева, человек ограниченный и цельный, нежели его сын. "У него больше соответствия и гармонии, чем у сына..."
Третье сообщение: Павел Петрович в глубине души "такой же скептик и эмпирик, как и сам Базаров". Привык жить независимо, праздно, не подчиняя себя чужим, и поэтому ненавидит тех людей, в которых встречает отпор. (Дети анализируют отдельные высказывания, дополняют.)
- Почему Писарев говорит о каждом из героев, окружающих Базарова, как о посторонних?
(Скорее всего критик видит в Базарове больше личности, а нечестный и ограниченный - вреднее врага.)
7. Чтение высказываний критиков, писателей о статье "Базарова".
III. Итог урока.
- Что общего во взглядах у Писарева и у Тургенева?
(Писарев согласен с Тургеневым, который оправдал Базарова и оценил по его достоинству. Базаров вышел из испытаний чистым и крепким. Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу. Отрицая природу, отрицаешь сам себя, свою жизнь как часть природы человека.)
- Что есть общего в Базарове и Писареве?
(Мы считаем, что в Писареве сам Базаров. Сам Писарев - образец возвышенного героизма, он же и рукоплещет во всем Базарову.)
Домашнее задание. Написать сочинение на тему "Можно ли Базарова назвать "светлым лучом"?".