Литература
-
Рассказ К.Паустовского «Колотый сахар» в школьном изучении 2021
В статье автор раскрывает один из способов анализа рассказа исходя из его рамочной композиции, создающей лирическое настроение и поэтическую атмосферу: полутона, оттенки, зыбкость, прозрачность. Анализ текста предполагает медленное вдумчивое чтение, внимание к каждому слову и детали, тщательную исследовательскую работу с художественным текстом, что помогает ученикам получить полное и разностороннее представление о персонажах рассказа, сформулировать его идею. Также одним из приемов анализа является соотнесение его содержания с притчей о сеятеле. В заключение доклада приведены отзывы учеников о творчестве К.Г.Паустовского.
-
Проекты на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности 2021
Проектная технология интересна и востребована современным образованием. Она широко используется педагогами при организации занятий внеурочной деятельности. В то же время многие педагоги задаются вопросом: целесообразно ли применение проектной деятельности на уроке? Этот вопрос уместен, так как организация данного вида деятельности требует наличия достаточного времени, а в условиях урочной системы это сделать проблематично. Русский язык и литература, история и обществознание – плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются проблемой отсутствия читательского интереса среди учащихся, что влечет за собой отсутствие навыков анализа и узкий кругозор. Интересная индивидуальная работа над проектами и работа в группах дает учащимся возможность получить новые знания, а учителю – решить вышеперечисленные проблемы. В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности является поиск способов решения поставленной проблемы.
-
Ученическое исследование по литературе ВКонтакте 2021
В поисках новых технологий в обучении литературе, способов заинтересовать обучающихся и мотивировать их, была опробирована технология исследования по литературе ВКонтакте. Наполнение страницы для каждого героя продумано до мелочей: юзерпик, любимые цитаты и музыка, политические взгляды и семейное положение, а также друзья и любимые книги. В журнале авто все имена и названия являются активными ссылками, чтобы читатель сразу мог узнать, что сочинил указанный писатель или композитор, или купить упомянутую книгу. Огромный труд, благодаря которому можно познакомиться теперь с полной характеристикой персонажа, изложенной в современной нам форме. Проанализировав эту форму работы с точки зрения глубины содержания и полезности, автор статьи приходит к выводам: работа над страничкой требует таких методов, как и исследовательская работа; недостатком ВКонтакте мы считаем необходимость присутствие автора для комментария, аргументации той или иной информации; работа ВКонтакте – важнейший фактор развития творческий способностей и позволяет формировать и развивать способность к творческому мышлению, к самостоятельности в принятии решений; такой вид деятельности в школе возможен и расширяет у современных школьников литературоведческий и культурологический кругозор, позволяет реализовать исследовательские способности, проанализировать затекстовое пространство.
-
Развитие творческих способностей студентов на уроках литературы 2021
Литература как учебная дисциплина в школе и колледже априори считается одной из ведущих в системе эстетического воспитания, так как призвана вызывать у учащихся интерес к красоте, доброте, справедливости. Изучение литературы всегда сопровождается обращением к другим видам искусства: музыке, живописи, театру, кино, в следствие чего задачей преподавателя литературы становится – помощь обучающимся в осознании литературного процесса, эстетики творчества писателей. Задача преподавателя словесности заключается не только в том, чтобы дать как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности студентов в процессе обучения.
-
«На несгорающем костре немыслимой любви…» Преломление темы любви в поэзии В.Маяковского 2021
Цели урока: дать представление о герое ранней лирики Маяковского; раскрыть своеобразие и трагическую противоречивость образа; способствовать формированию культуроведческой, литературоведческой, коммуникативной компетенций обучающихся; помочь преодолеть барьер неприятия поэта.
-
Содружество звёзд ММОШ! 2021
На протяжении ряда лет педагоги активно проводят метапредметнае практики, курсы, уроки. И обычно-необычайные уроки в потоках по литературе, на сцене малого театра школы – ораторское искусство, навигация в географии, спорт и искусство в полном смысле слова. Познакомьтесь с творцами, которые играют необыкновенные роли.
-
Методическая разработка урока по теме «Данко – герой, способный на подвиг» 2021
Цели урока: показать особенности раннего творчества М.Горького на примере рассказа “Старуха Изергиль”; проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия; через анализ легенды воспитать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям.
-
Лирический герой поэзии Маяковского. Урок-размышление 2021
Цели урока: дать представление о герое ранней лирики Маяковского; раскрыть своеобразие и трагическую противоречивость образа; способствовать формированию культуроведческой, литературоведческой, коммуникативной компетенций обучающихся; помочь преодолеть барьер неприятия поэта.
-
Дворецкий не виновен, или Особенности современного национального детектива 2021
Люди, влюбленные в детективный жанр, не представляют свою жизнь без захватывающих расследований, таинственных убийств, загадок. Часто развязка наступает в самый неожиданный момент и виновным становится тот человек.
-
Нравственные уроки повести В.Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана" 2021
При подготовке к ЕГЭ (задания С) особую трудность вызывает у учащихся подбор материала для аргументации читательского опыта. С этой целью предлагается работа по выявлению проблем в повести В.Распутина “Дочь Ивана. Мать Ивана”. Цели урока: знакомство учащихся с творчеством писателя В.Г.Распутина; анализ повести «Дочь Ивана, мать Ивана»; понять злободневность проблем, поднятых автором, и извлечь нравственные уроки из произведения, формирование умений выражать собственную позицию и формулировать проблемы, рассматриваемые в тексте.
-
ЛэпБук "Насекомые" (по мотивам сказки К.И.Чуковского "Муха-Цокотуха") 2021
Цель звнятия: систематизировать знания детей по теме «Насекомые». Задачи: учить детей составлять короткие предложения с использованием предлогов в, под; закреплять умение образовывать единственное и множественное число существительных; закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными; учить слушать стихотворное произведение К.Чуковского «Муха-Цокотуха», составлять описание насекомых, используя прием ТРИЗ (эмпатия).
-
Методическая разработка. Урок мужества. «Поклонимся великим тем годам!» 2021
Цель урока: развитие патриотических чувств у обучающихся; воспитание благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну; активизация творческих способностей и познавательной деятельности; развитие интереса учащихся к творческому наследию военных лет.
-
Праздник знаний в 1-м классе. Игра-путешествие «В поисках «Азбуки» 2021
Задачи мероприятия: формировать у учащихся понятия «речь письменная и устная», «звук», «знак вопроса»; развивать внимание, монологическую речь, фонематический слух, навыки самостоятельной учебной деятельности; познакомить с учебником «Азбука»; прививать интерес к чтению.
-
Календарно-тематическое планирование уроков литературы. 9-й класс 2021
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9-м классе составлено на основе: «Литература» Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровина 5–9 классы, 2017 г. и ориентировано на использование учебника под редакцией В.Я.Коровина и др. Литература 9 класс в 2 частях. - М.: Просвещение, 2019.
-
Разноуровневое обучение на уроках литературного чтения 2021
В современной школе всё более востребованным является подход предупреждения и преодоления неуспеваемости, а именно – разноуровневое обучение. В последнее время оно приобрело довольно широкую популярность. Основная цель включения в урок этой формы обучения является адаптация учебного процесса к познавательным возможностям, способностям и интересам каждого ученика.
-
Методы и формы работы над книгой 2021
Как мы обыкновенно читаем книги? Так, «как читается». Так, как подсказывают наше настроение, наши психические свойства, сложившиеся навыки, внешние обстоятельства. Чтение же рассматривается с двух сторон: что читать и как читать. Искусный читатель должен: во-первых, если потребуется, взять из книги сполна все, что она может дать; выжать, выпить, впитать сполна все ценное, что в ней имеется и может быть дано чтением; во-вторых, приспособлять способ чтения к цели чтения. Для того чтобы научиться искусству читать, необходимо знать цели и способы чтения книги.
-
«Методика работы с текстовой информацией на уроках литературы с применением технологии деятельностного метода обучения» 2021
Предлагаю интегрированный урок литературы «Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве» по системе деятельностного подхода, который затрагивает предметное информационное пространство курсов истории, литературы и МХК. Тема «Житие протопопа Аввакума им самим написанное» продолжает раздел курса «Древнерусская литература», посвященный духовной литературе и жанру жития. Этот материал раскрывает истоки отечественной прозы и подготавливает к восприятию всей последующей литературы в историко-литературном контексте. Данный урок способствует формированию ключевых компетенций учащихся: выявлять определённые закономерности изучаемого исторического процесса, прослеживать причинно-следственные связи невысказанные в тексте напрямую, интерпретировать их и соотносить с общей идеей урока, что позволяет создать целостное представление о борьбе "священства" и "царства" в России в XVII веке и его влиянии на культуру страны.
-
Инклюзивное образование – «За» и «Против» 2021
Одной из важнейших задач образовательного учреждения в соответствии с ФЗ РФ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» – является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени испытывает особые образовательных потребности – детей с ОВЗ.
-
Урок математики по теме "Число и цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5" на основе сказки К.И.Чуковского "Муха-Цокотуха" 2021
Цель урока: познакомить с числом и цифрой 5, с составом числа 5, сформировать представление о пятиугольнике.
-
Технологическая карта урока литературы в 7-м классе. Знакомство с литературой и особенностями учебника. Литературные роды (эпос, лирика, драма) 2021
Представленная технологическая карта урока литературы в 7-м классе ««Знакомство с литературой и особенностями учебника. Литературные роды (эпос, лирика, драма)» – урок смешанного типа. Целью данного урока является знакомство со структурой и особенностями учебника, повторение 3 литературных родов. Урок разработан с учетом требований к современному уроку, в основе которого лежит системно-деятельностный подход.
-
Урок по русской литературе в 8-м классе. Нравственные уроки рассказа А.С.Грина «Зеленая лампа» 2021
Цели урока: познакомить учащихся с рассказом А.Грина «Зеленая лампа» с помощью приёма «чтение с остановками»; стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся с помощью приемов: составление рассказа с помощью ключевых слов, «сводная таблица»; способствовать развитию личных достижений учащихся через творческую активность.
-
Тема: «Кто он, главный герой романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»? / Споры русских критиков 19 века В.Г.Белинского и Д.И.Писарева об Евгении Онегине/» 2021
Цель урока: выяснить позиции русских критиков 19 века В.Г.Белинского и Д.И.Писарева о Евгении Онегине по роману в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», работая с критическими статьями публицистов; составить опорную схему, отражающую позицию одного из критиков, уметь аргументировать, в процессе работы сформировать самоопределение.
-
Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы в процессе освоения новых стандартов (из опыта работы) 2021
Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. К сожалению, для современного школьника характерны бедность словаря, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, употребление однозначных слов, отсутствие навыков логического анализа, ограниченность кругозора и мн.др. На исправление этого и нацелен воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы. В данной статье автор раскрывает эффективные методы и приемы воспитывающих воздействий на уроках русского языка и литературы.
-
Мини-проекты на уроках литературы в процессе подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку в 9-м классе 2021
В последнее время всё чаще стал использоваться метод проектов. Ценность метода состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Практическая направленность метода позволяет школьникам почувствовать, насколько значимы приобретённые ими знания для жизни. Формулы, термины и т.п. становятся не просто информацией для заучивания, а средством достижения поставленной цели. Метод проектов в значительной мере может обогатить классно-урочную систему как один из способов организации самостоятельной работы учащихся.
-
Урок литературы в 5-м классе «А без меня народ неполный...» (Знакомство с творчеством писателя-земляка А.П.Платонова) 2021
Данная методическая разработка – попытка проведения урока в форме виртуальной экскурсии. Подобная форма проведения способствует более полному усвоению материала. Наглядность, используемая на уроке, направлена на создание образа писателя, на успешное запоминание материала. Методы, которые применяются на этом уроке, позволяют сделать урок интересным, запоминающимся. Содержание урока связано с литературным краеведением. Это расширяет знания детей о малой родине, о её людях, прославивших этот край.
-
Игра "В гостях у писателя", посвященная творчеству Д.Дефо 2021
Представлена презентация к игре "В гостях у писателя", посвященная творчеству Д.Дефо.
-
Использование технологии коллективной мыследеятельности на уроках литературы 2021
Известно, что знания, добытые самостоятельно, сохраняются в памяти обучающихся гораздо дольше, чем те, которые получены в готовом виде. Поэтому в современной школе часто используют технологии личностно-ориентированного образования. Среди них выделяется технология коллективной мыследеятельности, ориентированная на поиск обучающимися самостоятельных решений учебной проблемы.
-
Интегрированное внеклассное мероприятие "Literature. 7 class" 2021
Цели урока: развитие кругозора учащихся, познавательной активности, метапредметных навыков, выявление одаренных детей. Задачи: актуализация знаний по предмету литература; работа над формированием навыков перевода с английского языка на русский и наоборот, расширение словарного запаса, активизация навыков письменной речи, чтения с пониманием основного содержания текста.
-
Актуализация исторического опыта духовного воспитания в современной школе 2021
что личность ученика останется не узнанной учителем, если на уроке литературы не будет звучать текст литературного произведения. Каким же образом новые педагогические технологии, предлагаемые учеными-педагогами сегодня, могут быть применены в каждом конкретном случае, при изучении каждого конкретного литературного произведения? При этом необходимо помнить о том, что учитель литературы «воспитывает душу»…
-
Сказка как вид народной прозы. Типы сказок. 5-й класс 2021
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения; создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества; сформировать умение отличать волшебную сказку от остальных видов сказок; продолжать формировать интерес к чтению.