Писатели Хангаласского улуса

Разделы: Литература, Краеведение, Урок с использованием электронного учебника

Класс: 10

Ключевые слова: работа с текстом


Применение разных способов в работе с текстом

С Хангаласским улусом связаны судьбы многих писателей, оказавших влияние на развитие всей якутской литературы. Каково положение в якутской литературе изучение произведений писателей Хангаласского улуса? В 1983, 1989 годах произведения Исая Никифорова «Суор кыланар сиригэр» и «Саллааттар» вошли в программу внеклассного чтения. В 1996 в программу якутской литературы 8 класса вошло только одно произведение Степана Ефремова «Городские девушки». В 2017 году в учебник «Родная литература» для 8 класса (утвержден Министерством образования РС (Я)) вновь вошла драма Степана Ефремова «Родные братья». В этот же учебник также вошел сокращенный вариант романа А.Е.Варламовой-Айысхааны «Побеги холодных времен» (1 часть). В программу 11 класса вошли отрывок повести Павла Харитонова-Ойуку «Порог жизни» и стихотворение Николая Калитина «Снег предвестник».

В школьной программе творчество местных писателей (Хангаласского улуса) представлено фрагментарно и непоследовательно, в связи с чем, большая часть учащихся к окончанию 11 класса не имеют цельного представления о творчестве писателей своего района, своей малой родины. Перед учителем родного языка и литературы стоит задача использования всех видов и форм работы, в том числе, и литературного краеведения. На этом уроке работа с текстом произведений писателей Хангаласского улуса идет через интернет-ссылки библиотечных сайтов. Расширяя и обогащая знания школьников о литературном творчестве родного улуса, прививаем им любовь и уважение к истории малой Родины, знание жизни и творчества поэтов, любовь к чтению.

Цель урока: Углубление знаний учеников о писателях Хангаласского улуса, работа с текстом.

Используемый материал: интернет-ссылки библиотечных сайтов («Хангаласская Центральная библиотека» http://xang-elib.ru, «Республиканская Национальная библиотека» http://nlrs.ru), презентация «Писатели Хангаласского улуса», выставка книг по произведениям писателей, якутские толковые словари, карточки с заданиями, литературная карта писателей Хангаласского улуса, финальная таблица-опросник по количеству детей.

Советы по ходу урока:

  1. До начала урока дети должны быть зарегистрированы на сайтах улусной и республиканской национальной библиотек;
  2. На каждой парте положи памятку как работать с сайтом;
  3. Подготовь и разложи заранее используемый материал;
  4. Каждая группа имеет ноутбук или компьютер для входа в интернет, отправь заранее гиперссылку;
  5. Использование онлайн сервиса для дистанционного зачета. Онлайн тест пад сервис (online test pad).

Урок составлен на основе моей авторской программы для изучения произведений местных писателей «Писатели Хангаласского улуса».

Введение

Ребята, что бы вы рассказали людям о писателях-земляках, которые творили для народа и которые живут и работают сейчас? Сегодняшний урок начнем со стихотворения Натальи Борисовой-Нарыйа «Хангаласцы с горячей кровью».

Каково положение в якутской литературе изучение произведений писателей Хангаласского улуса?

В 1983, 1989 годах произведения Исая Никифорова «Суор кыланар сиригэр» и «Саллааттар» вошли в программу внеклассного чтения.

В 1996 в программу якутской литературы 8 класса вошло только одно произведение Степана Ефремова «Городские девушки».

В 2017 году в учебник «Родная литература» для 8 класса (утвержден Министерством образования РС (Я)) вновь вошла драма Степана Ефремова «Родные братья». В этот же учебник также вошел сокращенный вариант романа А.Е.Варламовой-Айысхааны «Побеги холодных времен» (1 часть). В программу 11 класса вошли отрывок повести Павла Харитонова-Ойуку «Порог жизни» и стихотворение Николая Калитина «Снег предвестник».

Итак, какова тема сегодняшнего урока?

Цель: Углубление знаний учеников о писателях Хангаласского улуса, работа с текстом.

Задачи:

  • Подбор и применение материала о писателях с интернет сайта (улусная и республиканская национальная библиотека);
  • Привлечение любви к чтению через произведения писателей родного Хангаласского улуса, облегченный вход через электронную библиотеку;
  • Разбор языка писателя, первые навыки исследования;
  • Разработка карты писателей Хангаласского улуса

Работаем на сайте библиотек. Раздача карточек по группам.

I. Задание: Найди из интернета, с сайта улусной библиотеки http://xang-elib.ru о каком писателе идет речь:

  • Этот писатель провел 15 лет в лагерях и в ссылке.
  • «Мы - хангаласцы» автор гимна Хангаласского улуса.
  • Ответственный секретарь журнала «Чолбон», пишет произведения на тему о жизни молодежи.
  • Он работал директором Саха театра. С 2005 года его имя носит Булгунняхтахская средняя школа Хангаласского улуса.
  • Эта писательница работала редактором газеты «Илкэн», у нее редкое специальность «актриса драмы и кино со специализацией кукол».
  • Один из олонхосутов Хангаласского улуса, народный певец, член Союза писателей.
  • Благодаря ему знаменитая книга Д.Дефо «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» заговорила на якутском языке, кроме того он перевел произведения многих русских классиков, писатель-переводчик.
  • Писатель фронтовик работал 12 лет редактором улусной газеты (тогда газета называлась «Знамя советов», потом «Ленские маяки»).
  • Долгое время работал директором в краеведческом музея города Покровск РС (Я). У него несколько романов о жизни ямщиков. Народный писатель Якутии.

Ответы:

  • Георгий Борисов
  • Георгий Борисов
  • Анна Варламова-Айысхаана
  • Степан Ефремов
  • Варвара Данилова
  • Платон Семенов-Ырыа Былатыан
  • Дмитрий Кириллин
  • Исай Никифоров
  • Павел Харитонов-Ойуку

Дополнительные вопросы. Высший балл. Отвечаем сразу:

  • Сколько улиц носит имена писателей в городе Покровск?
  • Имени какого писателя газета «Хангаласс» учредила премию для пишущих детей?
  • В 2008 организован улусный клуб для талантливых, творческих и пишущих людей. Название клуба?

II. Задание: Выполни задание по произведению писателя в электронной библиотеке http://xang-elib.ru, http://nlrs.ru

  • С сайта Хангаласской библиотеки http://xang-elib.ru. 1 часть 31 страница романа Анны Варламовой-Айысхааны «Үргүөрдээх кэм үнүгэстэрэ» («Побеги холодных времен»). Кто выступил докладом на собрании отцов?
  • С сайта национальной библиотеки http://nlrs.ru. Какое стихотворение есть на 8 странице книги Семена Ильина «Көрдөххө саҕах чугас» («Закат близок, когда смотришь»), Стр 8, о каком произведении идет речь, год написания?
  • С сайта национальной библиотеки http://nlrs.ru. «Братья» Степана Ефремова, год издания 1937 год. Сколько сцен было в драме?

III. Задание:Работа с произведениями Исая Никифорова

Исай Прокопьевич Никифоров.(01.05.1915-03.09.1976)

Наш земляк, знаменитый якутский писатель, заслуженный работник культуры ЯАССР, Почетный гражданин Орджоникидзевского района, участник Великой Отечественной войны, боевой офицер, журналист, кавалер Ордена «Красная звезда». Произведения: «Кырымахтаахтар» (1965), «Быһый уол" (1967, 2006), "Илин былдьаһыы" (1972, 2006), "Сүрэх кэпсиир" (1974)

Цель задания: Через произведения писателя-фронтовика И.П.Никифорова обращаем внимание на изучение языка и стиля писателя. Жизнь, быт, традиции прибрежных жителей.

Задание: Выпиши незнакомые слова и при помощи словаря

- "Оҕонньор өрбөҕөр суулана сылдьыбыт боруллуо, Дьураҕа ааттыылларынан, «ала тойон» куорсунун ылла. Куорсунун үс төгүл төхтөрүйэн уокка алыастаата, куорсун төбөтүн кыһыл чоххо аҕаан кэҥэрдиилээтэ» («Быһый уол»)

"Ордьоох Киргиэлэй...үтэһэҕэ үөлэн, сөбүргэнэҕэ хатара аспыт куһун хабаҕын сыатынан оҕунуохтаан баран эмиэ бу сиригэр ууран кэбистэ (саатын)" ("Кырымахтаахтар")

IV. Задание: Работа с карто. На карте Хангаласского улуса поставь имена писателей по месту рождения

  • Иванова Галина Ивановна-Айтыына Уран (10.03.1969)
  • Никифоров Исай Прокопьевич (01.05.1915 - 03.09.1976)
  • Ойуку - Харитонов Павел Николаевич ( бэс ыйын 22күнэ 1941 )
  • Семенов Платон Саввич-Ырыа Былатыан (1875-1963)
  • Павлов Николай Николаевич - Тыаьыт (1904 - 1974)
  • Борисова Наталья Николаевна - Нарыйа (1955 с)
  • Кириллин Дмитрий Васильевич (22.10.1927 - 12. 11.2014)
  • Варламова А.Е. (Матвеева) - Айысхаана 1952 с. (тохсунньу 2 күнүгэр)
  • Калитин Николай Романович (01.06.1940)
  • Ильин Семен Дмитриевич (1929-1976)
  • Данилова Варвара Васильевна (29.08.1967)
  • Ефремов Степан Павлович (06.01.1905 - 24.03.1983)
  • Борисов Георгий (04.03.1918-31.12.2000)

Заключение. Самооценивание

Ребята, урок достиг цели? Как вы думаете, удалось ли углубить знания о писателях Хангаласского улуса? Как вы оцениваете работу с текстом, применяя разные способы? Сейчас составим итоговую таблицу. Каждый оценит сегодняшнюю работу по 10-балльной шкале. Тут вы отвечаете на вопросы: заполнил, сложно, любимое задание, что больше понравилось? Что бы вам хотелось узнать еще? Пожелание учителю. Оцени себя.

Памятка

Используй при работе с произведением на сайте

Для выполнения задания по произведениям писателей в электронной библиотеке на сайте http://xang-elib.ru, http://nlrs.ru

  • Нажми на ссылку http://xang-biblio.ru
  • Наверху найди и нажми на Писатели Хангаласского улуса
  • Нажми на имя автора, например, Анна Егорова-Айысхаана
  • Нажми на читать под именем писателя

Таким образом работай и с другими текстами на сайтах Хангалассской электронной библиотеки: http://xang-elib.ru Республиканской национальной библиотеки: http://nlrs.ru. Не забудь зарегистрироваться.