Конспект интегрированного урока литературного чтения и музыки в 4-м классе по теме «Родная природа в стихотворении Е.А.Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!..» и в музыке С.В.Рахманинова»

Разделы: Литература, Музыка, Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 4

Ключевые слова: Е.А.Баратынский «Весна весна как воздух чист..»


Тип урока: интегрированный урок открытия новых знаний.

Цели:

  • познакомить учащихся с произведением русской классической поэзии - стихотворением Е.А.Баратынского «Весна! Весна! как воздух чист;
  • читать стихотворение Баратынского о родной природе и слушать музыкальные пейзажи С.В.Рахманинова, чтобы почувствовать единство человека и природы, увидеть в поэзии совершенство и красоту природы и мира;
  • продолжить работу над анализом лирического стихотворения;
  • поговорить о значении природы в жизни поэта и в жизни композитора, прочесть стихи поэта и прослушать музыкальные произведения композитора.

Задачи:

  • дать представление о картинах наступления весны, связывая чтение с непосредственными наблюдениями;
  • учить детей наблюдать за развитием чувств и переживаний автора, раскрывать основное настроение стихотворения;
  • формировать умение и навыки выразительного чтения; обогащать словарный запас, развивать образное мышление, творческое воображение через приём словесного рисования, навыки наблюдения, сравнения;
  • развивать эмоциональную сферу детей, умение видеть прекрасное в поэзии;
  • воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты

Предметные УУД:

  • познакомятся с биографией и творчеством Е.А.Баратынского и содержанием его произведения «Весна, весна! как воздух чист;
  • научатся видеть и понимать красоту природы в стихах Е.А.Баратынского, читать вслух выразительно, передавая отношение к прочитанному; пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника), находить в произведении средства художественной выразительности.

Личностные УУД:

  • осмысливать настроение лирического произведения Е.А.Баратынского;
  • понимать назначение изобразительно-выразительных средств в произведении;
  • формировать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач; понимать и принимать информацию;
  • определять главную мысль произведения, особенности построения, обосновывать своё мнение, анализировать литературный текст, уметь находить в тексте изобразительные средства.

Регулятивные УУД:

  • организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений);
  • принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • оценивать свои достижения.

Коммуникативные УУД:

  • строить связное высказывание в устной форме по теме;
  • аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы;
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация по теме урока, аудиозапись стихотворения, композиции С.В.Рахманинова.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к деятельности

(Звучит музыка)

- Сегодня на уроке мы с вами снова отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую, интересную страничку. Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением приступим к работе.

II. Речевая разминка

- Прочитайте про себя:

От топота копыт пыль по полю летит.

- Давайте прочитаем хором сначала медленно и чётко.

- А теперь прочитайте скороговорку чётко и быстро.

- Мы подготовили свои речевые аппараты к дальнейшей работе, приступим.

III. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение, чтение наизусть (по желанию) стихотворения Н.А.Некрасова.

IV. Актуализация знаний. Формулирование темы урока

- На прошлых уроках мы знакомились со стихами Тютчева, Фета и Никитина о родной природе. Послушайте стихотворение:

Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело и важно.
- О чём этот стих? (о весне)

- О весне сложено много стихов. О ней пишут поэты. А кто ещё, кроме поэтов, может создать образ весны? С помощью чего? (Художник кистью и красками, музыкант музыкой)

- Как вы думаете, почему именно с разговора о весне мы начали наш урок литературного чтения?

- Сегодня в центре нашего внимания стихотворение «Весна, весна! как воздух чист!..»

- А написал это красивое стихотворение замечательный поэт, с творчеством которого мы сегодня познакомимся. Фамилию этого автора попробуйте расшифровать.

- Возьмите полоски бумаги и зачеркните тот слог, который повторяется:

МАБМААМАРМААМАТМАЫМАНМАСМАКМАИМАЙ.

- Какую фамилию прочитали? (Баратынский)

- Вы ранее знакомились с творчеством данного поэта?

- Тема нашего сегодняшнего урока - «Родная природа в стихотворении Е.А.Баратынского и в музыке С.В.Рахманинова».

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели и задачи урока. Что нам предстоит сделать на уроке?

Формулируют цель:

  • Познакомиться… (с биографией поэта и его стихотворением).

Формулируют задачи:

  • Проанализировать… (прочитанное стихотворение).
  • Провести словарно-лексическую работу.
  • Научиться… (выразительно читать).

V. Изучение нового материала

1. Знакомство с жизнью и творчеством Е.А.Баратынского (1800-1844)

Евгений Абрамович Баратынский - русский поэт, родился 2 марта 1800 г. в имении Мара Тамбовской губернии. Был в семье старшим из восьми детей. С детства любил поэзию и писал стихи. Мальчик рано познакомился с итальянским языком (воспитателем в их семье был итальянец), овладел французским, принятым в доме Баратынских. С восьми лет уже писал по-французски письма.

Воспитание Евгений получил в деревне. Село раскинулось в живописной местности. «Начальной любовью» называл Баратынский тамбовские степи, где протекли его первые годы. Судьба распорядилась так, что поэт часто находился вдали от родного дома. Он служил в далекой Финляндии, которая была тогда частью России, долгое время жил в Москве и Петербурге, но вновь и вновь обращался в стихах к родному дому, к родной природе.

Есть несколько интересных фактов о Баратынском, о которых обычно не рассказывают на уроках литературы. Например, о чудовищной безграмотности поэта. В совершенстве владея итальянским, французским и немецким, поэт не владел грамматикой и пунктуацией русского языка. Из знаков препинания признавал лишь запятую. Стихи перед публикацией отдавал на редактуру.

За плохое прилежание к учёбе, оставался на второй год. Компания приятелей Евгения посвящала большую часть времени не урокам, а проказам. Нелюбимых преподавателей изводили злыми шутками. Забавы закончились плохо - друзья украли у отца одного из мальчишек черепаховую табакерку в золотой оправе вместе с деньгами. В результате компанию исключили из военного училища за кражу без права поступления в другие учебные заведения.

- Тосковал о родном крае и композитор, пианист, дирижёр Сергей Васильевич Рахманинов.

- Что вы знаете о Рахманинове?

- С каким произведением Рахманинова мы знакомились на уроке музыки? (вокализ. Вокализ - это произведение для пения без слов.)

С.В.Рахманинов (1 апреля 1873 - 28 марта 1943) лето и начало осени часто проводил в Ивановке, своём имении, которое находится под Тамбовом. Его восхищали великолепные русские пейзажи. После революции 1917г. Рахманинов навсегда уезжает из России сначала в Европу, а затем в Америку. Но там, в далёкой Америке, он часто вспоминал родную Ивановку: поля и степи, леса и луга.

- Я хочу прочитать отрывок из стихотворения «Стансы», написанного Баратынским в 1827г., когда поэт приезжал весной в Мару. Это стихотворение я прочту в сопровождении «Вокализа» Рахманинова.

Судьбой наложенные цепи
Упали с рук моих, и вновь
Я вижу вас, родные степи,
Моя начальная любовь.
Степного неба свод желанный,
Степного воздуха струи,
На вас я в неге бездыханной
Остановил глаза мои.
Но мне увидеть было слаще
Лес на покате двух холмов
И скромный дом в садовой чаще -
Приют младенческих годов.

- Что объединяет поэта и композитора? (Они оба любят тамбовский край, природу родного края, восхищаются ее красотой, чувствуют себя счастливыми среди родных далей.)

2. Первичное восприятие стихотворения «Весна, весна! как воздух чист!..» (1832г)

- Мы сейчас прослушаем стихотворение «Весна, весна! как воздух чист!..» в вашем исполнении. (ученики читают стихотворение)

3. Вторичное восприятие стихотворения (на слух)

- Теперь послушаем это стихотворение в другом исполнении (звучит аудиозапись стихотворения). Отметьте непонятные слова.

4. Словарная работа (работа в паре)

- У вас на парте лежат листочки со словами и их значения. Вам нужно установить соответствие между словами и значениями.

Лазурь - синева, синий цвет.
Торжествующий - одержавший победу.
Древа обнажены - голые деревья.
Ветхий - старый.
Душист - ароматен, с приятным запахом.
Взвился - быстро взлетел, поднялся.
Незримый - невидимый.
Заздравный - приветственный.
Гимн - хвалебная песнь.
Ясен - чист, прозрачен.
Хребет - гребень волны.

- Давайте проверим, как вы справились с заданием (по цепочке).

- Теперь проверим себя по слайду.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Звучит фоном романс на слова Баратынского.

- Ребята, у нас была необычная физкультминутка, вы заметили? Мы её исполняли под романс на стихи Евгения Абрамовича Баратынского.

- Прошу всех занять свои места, продолжаем урок.

5. Работа по содержанию

(Стихотворение читает хорошо читающий ученик)

- Какие чувства переполняют поэта? Почему? (Чувство торжества, обновления, чистоты, новизны, радости, т.к. природа просыпается и всё меняется.)

- Назовите тему стихотворения? (В стихотворении раскрывается тема природы, приход весны.)

- Что является основной мыслью произведения? (Автор пытается с неповторимой нежностью и трепетностью передать всю красоту, всю необыкновенность этого момента - это и является основной мыслью произведения. Здесь всё живое, всё дышит и поёт. Каждая травинка и листик здесь оживают, радуются приходу весны: «Летают облака!», «Шумят ручьи! Блестят ручьи!». Понять настроение и чувства поэта довольно просто, стоит лишь вчитаться.)

- Как вы думаете, для чего в стихотворении столько восклицательных знаков? (чтобы выразить восторг, восхищение, передать своё настроение и чувства)

6. Поиск выразительных средств (в парах)

- Какие выразительные средства помогли автору создать яркий образ времени года? (много красочных эпитетов, олицетворение, метафоры)

Что?

Определение

Пример из текста

Олицетворение -

это литературный приём, когда неживому предмету придают качества, способности, черты живого предмета.

Летают облака, ласкаясь
Взревев, река несёт
Лист шумит

Эпитет -

определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным.

Живая лазурь
Торжествующий хребёт
Яркая вышина
Заздравный гимн
Незримый жавронок

Метафора -

слово или выражение, употребляемое в переносном значении для сравнения одного предмета с другим на основании их общего признака.

На крыльях ветерка
Хребёт реки

Выразительное чтение стихотворения.

VI. Творческая работа в группах

- Объявляю творческую 5-минутку.

- Представим, что все мы поэты. Предлагаю написать стихотворение - синквейн о весне. Перед вами трудная задача: надо найти самые яркие, красивые, а может и неожиданные слова.

Правила построения синквейна:

  1. Тема (существительное)
  2. Описание темы (2 прилагательных)
  3. Действие (3 глагола)
  4. Фраза, отношение к теме
  5. Итог (1 слово, синоним темы)

Пример синквейна:

  1. Весна.
  2. Тёплая, яркая.
  3. Тает, бегут, журчат.
  4. Наступила долгожданная весна.
  5. Пробуждение.

Зачитывают синквейны.

Выставление оценок за урок. Комментарии.

VII. Домашнее задание

Познакомиться со стихотворением Баратынского «Где сладкий шёпот?» в учебнике. Ответить на вопросы. Выучить одно из стихотворений Е.А.Баратынского.

VIII. Итог урока. Рефлексия

- Вот и подошёл к концу наш урок.

- Давайте вспомним, с творчеством какого поэта мы сегодня познакомились на уроке?

- С какими стихотворениями?

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

- Какими средствами поэтам удаётся передать красоту природы?

- С помощью чего композиторы передают нам то, что видят и чувствуют сами?

- У вас на столах лежат таблички трёх цветов: красного, жёлтого и зелёного. Поднимите табличку зелёного цвета, если вы считаете, что поработали на уроке хорошо и вы довольны своей работой.

Если вы считаете, что недостаточно хорошо потрудились на уроке, поднимите табличку жёлтого цвета.

Если вам было не интересно, скучно, поднимите табличку красного цвета.

- А теперь потрите ладошки так, чтобы было жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища. На этом мы закончим наш урок. Большое вам спасибо. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас!

Список литературы

  1. https://24smi.org/celebrity/40305-evgenii-baratynskii.html
  2. https://www.youtube.com/watch?v=qHsWRuzdeQ8
  3. https://infourok.ru/urok-literaturnogo-chteniya-v-klasse-na-temu-eabaratinskiy- vesnavesna-vesna-kak-vozduh-chist-gde-sladkiy-shyopot-3357978.html
  4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2018/01/09/urok-literaturnogo-chteniya-v-4-klasse-po-teme-e-a-baratynskiy
  5. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/06/23/urok-literatury-na-temu-rodnaya-priroda-v-stihotvoreniyah-e-a
  6. На уроке использовалась музыка С.В.Рахманинова «Вокализ», «Элегия», романс «Она» на слова Е.А.Баратынского.