Тип урока: интегрированный урок открытия новых знаний.
Цели:
- познакомить учащихся с произведением русской классической поэзии - стихотворением Е.А.Баратынского «Весна! Весна! как воздух чист;
- читать стихотворение Баратынского о родной природе и слушать музыкальные пейзажи С.В.Рахманинова, чтобы почувствовать единство человека и природы, увидеть в поэзии совершенство и красоту природы и мира;
- продолжить работу над анализом лирического стихотворения;
- поговорить о значении природы в жизни поэта и в жизни композитора, прочесть стихи поэта и прослушать музыкальные произведения композитора.
Задачи:
- дать представление о картинах наступления весны, связывая чтение с непосредственными наблюдениями;
- учить детей наблюдать за развитием чувств и переживаний автора, раскрывать основное настроение стихотворения;
- формировать умение и навыки выразительного чтения; обогащать словарный запас, развивать образное мышление, творческое воображение через приём словесного рисования, навыки наблюдения, сравнения;
- развивать эмоциональную сферу детей, умение видеть прекрасное в поэзии;
- воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты
Предметные УУД:
- познакомятся с биографией и творчеством Е.А.Баратынского и содержанием его произведения «Весна, весна! как воздух чист;
- научатся видеть и понимать красоту природы в стихах Е.А.Баратынского, читать вслух выразительно, передавая отношение к прочитанному; пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника), находить в произведении средства художественной выразительности.
Личностные УУД:
- осмысливать настроение лирического произведения Е.А.Баратынского;
- понимать назначение изобразительно-выразительных средств в произведении;
- формировать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач; понимать и принимать информацию;
- определять главную мысль произведения, особенности построения, обосновывать своё мнение, анализировать литературный текст, уметь находить в тексте изобразительные средства.
Регулятивные УУД:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений);
- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- оценивать свои достижения.
Коммуникативные УУД:
- строить связное высказывание в устной форме по теме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация по теме урока, аудиозапись стихотворения, композиции С.В.Рахманинова.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к деятельности
(Звучит музыка)
- Сегодня на уроке мы с вами снова отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую, интересную страничку. Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением приступим к работе.
II. Речевая разминка
- Прочитайте про себя:
От топота копыт пыль по полю летит.
- Давайте прочитаем хором сначала медленно и чётко.
- А теперь прочитайте скороговорку чётко и быстро.
- Мы подготовили свои речевые аппараты к дальнейшей работе, приступим.
III. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение, чтение наизусть (по желанию) стихотворения Н.А.Некрасова.
IV. Актуализация знаний. Формулирование темы урока
- На прошлых уроках мы знакомились со стихами Тютчева, Фета и Никитина о родной природе. Послушайте стихотворение:
Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело и важно.
- О чём этот стих? (о весне)
- О весне сложено много стихов. О ней пишут поэты. А кто ещё, кроме поэтов, может создать образ весны? С помощью чего? (Художник кистью и красками, музыкант музыкой)
- Как вы думаете, почему именно с разговора о весне мы начали наш урок литературного чтения?
- Сегодня в центре нашего внимания стихотворение «Весна, весна! как воздух чист!..»
- А написал это красивое стихотворение замечательный поэт, с творчеством которого мы сегодня познакомимся. Фамилию этого автора попробуйте расшифровать.
- Возьмите полоски бумаги и зачеркните тот слог, который повторяется:
МАБМААМАРМААМАТМАЫМАНМАСМАКМАИМАЙ.
- Какую фамилию прочитали? (Баратынский)
- Вы ранее знакомились с творчеством данного поэта?
- Тема нашего сегодняшнего урока - «Родная природа в стихотворении Е.А.Баратынского и в музыке С.В.Рахманинова».
- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели и задачи урока. Что нам предстоит сделать на уроке?
Формулируют цель:
- Познакомиться… (с биографией поэта и его стихотворением).
Формулируют задачи:
- Проанализировать… (прочитанное стихотворение).
- Провести словарно-лексическую работу.
- Научиться… (выразительно читать).
V. Изучение нового материала
1. Знакомство с жизнью и творчеством Е.А.Баратынского (1800-1844)
Евгений Абрамович Баратынский - русский поэт, родился 2 марта 1800 г. в имении Мара Тамбовской губернии. Был в семье старшим из восьми детей. С детства любил поэзию и писал стихи. Мальчик рано познакомился с итальянским языком (воспитателем в их семье был итальянец), овладел французским, принятым в доме Баратынских. С восьми лет уже писал по-французски письма.
Воспитание Евгений получил в деревне. Село раскинулось в живописной местности. «Начальной любовью» называл Баратынский тамбовские степи, где протекли его первые годы. Судьба распорядилась так, что поэт часто находился вдали от родного дома. Он служил в далекой Финляндии, которая была тогда частью России, долгое время жил в Москве и Петербурге, но вновь и вновь обращался в стихах к родному дому, к родной природе.
Есть несколько интересных фактов о Баратынском, о которых обычно не рассказывают на уроках литературы. Например, о чудовищной безграмотности поэта. В совершенстве владея итальянским, французским и немецким, поэт не владел грамматикой и пунктуацией русского языка. Из знаков препинания признавал лишь запятую. Стихи перед публикацией отдавал на редактуру.
За плохое прилежание к учёбе, оставался на второй год. Компания приятелей Евгения посвящала большую часть времени не урокам, а проказам. Нелюбимых преподавателей изводили злыми шутками. Забавы закончились плохо - друзья украли у отца одного из мальчишек черепаховую табакерку в золотой оправе вместе с деньгами. В результате компанию исключили из военного училища за кражу без права поступления в другие учебные заведения.
- Тосковал о родном крае и композитор, пианист, дирижёр Сергей Васильевич Рахманинов.
- Что вы знаете о Рахманинове?
- С каким произведением Рахманинова мы знакомились на уроке музыки? (вокализ. Вокализ - это произведение для пения без слов.)
С.В.Рахманинов (1 апреля 1873 - 28 марта 1943) лето и начало осени часто проводил в Ивановке, своём имении, которое находится под Тамбовом. Его восхищали великолепные русские пейзажи. После революции 1917г. Рахманинов навсегда уезжает из России сначала в Европу, а затем в Америку. Но там, в далёкой Америке, он часто вспоминал родную Ивановку: поля и степи, леса и луга.
- Я хочу прочитать отрывок из стихотворения «Стансы», написанного Баратынским в 1827г., когда поэт приезжал весной в Мару. Это стихотворение я прочту в сопровождении «Вокализа» Рахманинова.
Судьбой наложенные цепи
Упали с рук моих, и вновь
Я вижу вас, родные степи,
Моя начальная любовь.
Степного неба свод желанный,
Степного воздуха струи,
На вас я в неге бездыханной
Остановил глаза мои.
Но мне увидеть было слаще
Лес на покате двух холмов
И скромный дом в садовой чаще -
Приют младенческих годов.
- Что объединяет поэта и композитора? (Они оба любят тамбовский край, природу родного края, восхищаются ее красотой, чувствуют себя счастливыми среди родных далей.)
2. Первичное восприятие стихотворения «Весна, весна! как воздух чист!..» (1832г)
- Мы сейчас прослушаем стихотворение «Весна, весна! как воздух чист!..» в вашем исполнении. (ученики читают стихотворение)
3. Вторичное восприятие стихотворения (на слух)
- Теперь послушаем это стихотворение в другом исполнении (звучит аудиозапись стихотворения). Отметьте непонятные слова.
4. Словарная работа (работа в паре)
- У вас на парте лежат листочки со словами и их значения. Вам нужно установить соответствие между словами и значениями.
Лазурь - синева, синий цвет.
Торжествующий - одержавший победу.
Древа обнажены - голые деревья.
Ветхий - старый.
Душист - ароматен, с приятным запахом.
Взвился - быстро взлетел, поднялся.
Незримый - невидимый.
Заздравный - приветственный.
Гимн - хвалебная песнь.
Ясен - чист, прозрачен.
Хребет - гребень волны.
- Давайте проверим, как вы справились с заданием (по цепочке).
- Теперь проверим себя по слайду.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Звучит фоном романс на слова Баратынского.
- Ребята, у нас была необычная физкультминутка, вы заметили? Мы её исполняли под романс на стихи Евгения Абрамовича Баратынского.
- Прошу всех занять свои места, продолжаем урок.
5. Работа по содержанию
(Стихотворение читает хорошо читающий ученик)
- Какие чувства переполняют поэта? Почему? (Чувство торжества, обновления, чистоты, новизны, радости, т.к. природа просыпается и всё меняется.)
- Назовите тему стихотворения? (В стихотворении раскрывается тема природы, приход весны.)
- Что является основной мыслью произведения? (Автор пытается с неповторимой нежностью и трепетностью передать всю красоту, всю необыкновенность этого момента - это и является основной мыслью произведения. Здесь всё живое, всё дышит и поёт. Каждая травинка и листик здесь оживают, радуются приходу весны: «Летают облака!», «Шумят ручьи! Блестят ручьи!». Понять настроение и чувства поэта довольно просто, стоит лишь вчитаться.)
- Как вы думаете, для чего в стихотворении столько восклицательных знаков? (чтобы выразить восторг, восхищение, передать своё настроение и чувства)
6. Поиск выразительных средств (в парах)
- Какие выразительные средства помогли автору создать яркий образ времени года? (много красочных эпитетов, олицетворение, метафоры)
Что?
|
Определение |
Пример из текста |
Олицетворение - |
это литературный приём, когда неживому предмету придают качества, способности, черты живого предмета. |
Летают облака, ласкаясь
|
Эпитет - |
определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным. |
Живая лазурь
|
Метафора - |
слово или выражение, употребляемое в переносном значении для сравнения одного предмета с другим на основании их общего признака. |
На крыльях ветерка
|
Выразительное чтение стихотворения.
VI. Творческая работа в группах
- Объявляю творческую 5-минутку.
- Представим, что все мы поэты. Предлагаю написать стихотворение - синквейн о весне. Перед вами трудная задача: надо найти самые яркие, красивые, а может и неожиданные слова.
Правила построения синквейна:
- Тема (существительное)
- Описание темы (2 прилагательных)
- Действие (3 глагола)
- Фраза, отношение к теме
- Итог (1 слово, синоним темы)
Пример синквейна:
- Весна.
- Тёплая, яркая.
- Тает, бегут, журчат.
- Наступила долгожданная весна.
- Пробуждение.
Зачитывают синквейны.
Выставление оценок за урок. Комментарии.
VII. Домашнее задание
Познакомиться со стихотворением Баратынского «Где сладкий шёпот?» в учебнике. Ответить на вопросы. Выучить одно из стихотворений Е.А.Баратынского.
VIII. Итог урока. Рефлексия
- Вот и подошёл к концу наш урок.
- Давайте вспомним, с творчеством какого поэта мы сегодня познакомились на уроке?
- С какими стихотворениями?
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
- Какими средствами поэтам удаётся передать красоту природы?
- С помощью чего композиторы передают нам то, что видят и чувствуют сами?
- У вас на столах лежат таблички трёх цветов: красного, жёлтого и зелёного. Поднимите табличку зелёного цвета, если вы считаете, что поработали на уроке хорошо и вы довольны своей работой.
Если вы считаете, что недостаточно хорошо потрудились на уроке, поднимите табличку жёлтого цвета.
Если вам было не интересно, скучно, поднимите табличку красного цвета.
- А теперь потрите ладошки так, чтобы было жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища. На этом мы закончим наш урок. Большое вам спасибо. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас!
Список литературы
- https://24smi.org/celebrity/40305-evgenii-baratynskii.html
- https://www.youtube.com/watch?v=qHsWRuzdeQ8
- https://infourok.ru/urok-literaturnogo-chteniya-v-klasse-na-temu-eabaratinskiy- vesnavesna-vesna-kak-vozduh-chist-gde-sladkiy-shyopot-3357978.html
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2018/01/09/urok-literaturnogo-chteniya-v-4-klasse-po-teme-e-a-baratynskiy
- https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/06/23/urok-literatury-na-temu-rodnaya-priroda-v-stihotvoreniyah-e-a
- На уроке использовалась музыка С.В.Рахманинова «Вокализ», «Элегия», романс «Она» на слова Е.А.Баратынского.