Цель урока: учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль.
Задачи урока:
- продолжить работу по совершенствованию сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом;
- анализировать поступки героев и оценивать свои, отличать хорошее от плохого;
- работать над развитием речи, мышления, развивать умение с помощью интонации передавать состояние героев, формировать представление о честности, отзывчивости.
Оборудование: учебники «Литературное чтение» 3 кл. часть 2, рассказ интерактивная доска, раздаточный материал, презентация к уроку, смартфоны с QR-сканером, бумажные карточки с QR-кодами Plickers, аудиозапись рассказа «Честное слово».
Планируемые результаты:
Личностные:
- Понимание ответственности, ориентация в нравственном смысле и содержании поступков, воспитание этических чувств, совести, стыда. Уважение к людям. Воспитывать интерес к чтению.
Метапредметные:
- Регулятивные - умение работать по плану, выделять главное, планировать свою деятельность.
- Познавательные - находить разные виды информации, пользоваться разными видами чтения, использовать информацию словаря, осуществлять анализ произведения, устанавливать причнно-следственные связи, строить рассуждения.
- Коммуникативные - высказываться, обосновывая свою точку зрения, уметь принимать мнение других, приходить к общему решению в ходе обсуждения.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организационный момент |
Прозвенел звонок для нас!
|
Приветствуют учителя |
|
Постановка темы и цели урока |
На слайде размещены обложки книг автора, произведения которого мы читали на прошлых уроках. Назовите их? Кто является автором этих рассказов?
Сформулируйте цель урока. |
Л.Пантелеев «Фенька», «Новенькая» "Честное слово" Познакомиться с произведением Л.Пантелеева "Честное слово" |
ПУУД: Умение добывать новые знания, используя свой жизненный опыт.
|
Рассмотрите иллюстрацию на слайде и предположите, о чем это произведение.
У вас на партах листы с планом урока. Пункты плана в произвольном порядке. Восстановите последовательность их выполнения на уроке. |
Ответы детей
|
||
Открытие нового знания
Первичное восприятие текста |
Как вы понимаете значение слова «Честный»? «Честь»?
Посмотрите на слайд, возьмите смартфоны и отсканируйте коды. Это определения из толкового словаря. |
Ответы детей Словарная работа с QR-кодами. |
|
Проверка первичного восприятия текста
|
Учитель читает произведение до диалога.
Как вы думаете, почему мальчик плакал? Давайте выясним, что было на самом деле. Послушайте аудиозапись. (до слов "- Я честное слово сказал...") Какие чувства испытывал мальчик? Почему мальчик не уходил с поста? Трудно ли держать честное слово? Почему? Как вы думаете, мог ли этот взрослый человек помочь мальчику? Дочитываем произведение самостоятельно. |
Дал честное слово
Предположения детей |
ПУУД:
Умение добывать новые знания, используя свой жизненный опыт; Умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной деятельности класса. РУУД: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; Планирование своей деятельности. Прогнозирование деятельности. КУУД: Умение сотрудничать и работать в группе; Умение слушать и понимать речь других. ЛУУД: Оценивание жизненной ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. |
Во время чтения произведения производится словарная работа с помощью QR-кодов.
Физкультминутка «Солдаты»
|
(ученики работают в программе «сканер QR-кодов). |
ПУУД: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами; логический анализ объектов с целью выделения признаков.
КУУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ПУУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия |
|
Вернемся к задачам урока. Какую задачу мы выполнили?
|
1. Прочитать произведение |
||
Учитель делит класс на 3 группы.
Первая группа ищет в тексте описание внешнего вида мальчика. Вторая группа - чувства и переживания. Третья - поступки, поведение. |
Один человек из группы презентует. | ||
Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно так автор заканчивает свое произведение? |
Хорошо читающий ученик читает последний абзац рассказа. Ответы детей |
||
Как вы думаете, какая главная мысль рассказа «Честное слово»?
Как вы считаете, выполнили ли мы вторую задачу урока? На ваших столах лежит конверт с разрезанными пословицами. Соедините их. Проверяем (слайд). |
Ответы детей:
(Как аукнется, так и откликнется. Нечистая совесть спать не даёт. Не давши слово - крепись, а давши - держись. Не по виду суди, а по делам гляди.) |
||
Из этих пословиц выберите ту, которая передает главную мысль произведения с помощью бумажных карточек с QR-кодами Plickers.
Как вы думаете, было ли это произведение поучительным? |
«О детях и для детей». Ответы детей |
||
Как называется раздел, в котором мы работаем на уроках литературного чтения?
Какие еще произведения из этого раздела мы изучали? - Что объединяет эти рассказы? - Что общего в характерах главных героев? - Чем отличается главный герой этого произведения от других? - Кто из современного мира для вас является героем, который может сдержать свое честное слово? |
Ответы детей | ||
Рефлексия |
Расположите иллюстрации в хронологическом порядке (пояснить слово хронология).
|
Ответы детей: честь превыше всего.
|
РУУД: Самоконтроль процесса и результатов деятельности.
|
Домашнее задание |
Выбери домашнее задание: - Пересказ от лица главного героя произведения; - Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку; - Составить план произведения. |
|
|