Технологическая карта урока литературного чтения в 3-м классе. Л.Пантелеев "Честное слово"

Разделы: Литература

Класс: 3

Ключевые слова: литературное чтение, УМК «Начальная школа 21 века», Л.Пантелеев «Честное слово»


Цель урока: учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль.

Задачи урока:

  • продолжить работу по совершенствованию сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом;
  • анализировать поступки героев и оценивать свои, отличать хорошее от плохого;
  • работать над развитием речи, мышления, развивать умение с помощью интонации передавать состояние героев, формировать представление о честности, отзывчивости.

Оборудование: учебники «Литературное чтение» 3 кл. часть 2, рассказ интерактивная доска, раздаточный материал, презентация к уроку, смартфоны с QR-сканером, бумажные карточки с QR-кодами Plickers, аудиозапись рассказа «Честное слово».

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Понимание ответственности, ориентация в нравственном смысле и содержании поступков, воспитание этических чувств, совести, стыда. Уважение к людям. Воспитывать интерес к чтению.

Метапредметные:

  • Регулятивные - умение работать по плану, выделять главное, планировать свою деятельность.
  • Познавательные - находить разные виды информации, пользоваться разными видами чтения, использовать информацию словаря, осуществлять анализ произведения, устанавливать причнно-следственные связи, строить рассуждения.
  • Коммуникативные - высказываться, обосновывая свою точку зрения, уметь принимать мнение других, приходить к общему решению в ходе обсуждения.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс!

Приветствуют учителя

Постановка темы и цели урока

На слайде размещены обложки книг автора, произведения которого мы читали на прошлых уроках. Назовите их? Кто является автором этих рассказов?
Какое произведение вам не знакомо?

Сформулируйте цель урока.

Л.Пантелеев «Фенька», «Новенькая»

"Честное слово"

Познакомиться с произведением Л.Пантелеева "Честное слово"

ПУУД: Умение добывать новые знания, используя свой жизненный опыт.
КУУД: Умение слушать и понимать речь других.
ЛУУД: Умение определять и высказывать общие для всех людей правила поведения.

Рассмотрите иллюстрацию на слайде и предположите, о чем это произведение.
У вас на партах листы с планом урока. Пункты плана в произвольном порядке. Восстановите последовательность их выполнения на уроке.

Ответы детей
1. Прочитать произведение;
2. Проанализировать главного героя;
3. Сравнить литературного героя и героя в жизни.

Открытие нового знания
Первичное восприятие текста
Как вы понимаете значение слова «Честный»? «Честь»?
Посмотрите на слайд, возьмите смартфоны и отсканируйте коды. Это определения из толкового словаря.

Ответы детей

Словарная работа с QR-кодами.

Проверка первичного восприятия текста

Учитель читает произведение до диалога.
Как вы думаете, почему мальчик плакал?
Давайте выясним, что было на самом деле.
Послушайте аудиозапись.
(до слов "- Я честное слово сказал...")
Какие чувства испытывал мальчик?
Почему мальчик не уходил с поста?
Трудно ли держать честное слово? Почему?
Как вы думаете, мог ли этот взрослый человек помочь мальчику?
Дочитываем произведение самостоятельно.

Дал честное слово
Ответы детей
(что значит дать честное слово?)


Предположения детей

Предположения детей

ПУУД:
Умение добывать новые знания, используя свой жизненный опыт;
Умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной деятельности класса.
РУУД: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
Планирование своей деятельности.
Прогнозирование деятельности.
КУУД: Умение сотрудничать и работать в группе;
Умение слушать и понимать речь других.
ЛУУД: Оценивание жизненной ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Во время чтения произведения производится словарная работа с помощью QR-кодов.
СТОРОЖКА - небольшой домик, помещение для сторожа.
ЧАСОВОЙ - вооружённый караульный, выполняющий боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста (военнослужащий, стоящий на посту, на часах).
КРАСНОАРМЕЕЦ - воинское звание и должность военнослужащего Красной Армии.
КРАСНАЯ АРМИЯ - название армии в советское время (1918-1946 гг.).

Физкультминутка «Солдаты»
Встали ровненько, ребята,
Пошагали, как солдаты.
Влево, вправо наклонись.
На носочках потянись.
Раз - рывок (прыжок),
Два - рывок,
Отдохнул ли ты дружок?
Помаши кистями дружно
Нам работать сейчас нужно!

(ученики работают в программе «сканер QR-кодов). ПУУД: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами; логический анализ объектов с целью выделения признаков.
КУУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
ПУУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

Вернемся к задачам урока. Какую задачу мы выполнили?
Какие чувства вы испытали после прочтения?
Что подтвердилось из ваших предположений?

1. Прочитать произведение

Учитель делит класс на 3 группы.
Первая группа ищет в тексте описание внешнего вида мальчика. Вторая группа - чувства и переживания. Третья - поступки, поведение.
Один человек из группы презентует.
Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно так автор заканчивает свое произведение?

Хорошо читающий ученик читает последний абзац рассказа.

Ответы детей

Как вы думаете, какая главная мысль рассказа «Честное слово»?
Как вы считаете, выполнили ли мы вторую задачу урока?
На ваших столах лежит конверт с разрезанными пословицами. Соедините их.
Проверяем (слайд).
Ответы детей:
(Как аукнется, так и откликнется.
Нечистая совесть спать не даёт.
Не давши слово - крепись, а давши - держись.
Не по виду суди, а по делам гляди.)
Из этих пословиц выберите ту, которая передает главную мысль произведения с помощью бумажных карточек с QR-кодами Plickers.
Как вы думаете, было ли это произведение поучительным?

«О детях и для детей».

Ответы детей

Как называется раздел, в котором мы работаем на уроках литературного чтения?
Какие еще произведения из этого раздела мы изучали?
- Что объединяет эти рассказы?
- Что общего в характерах главных героев?
- Чем отличается главный герой этого произведения от других?
- Кто из современного мира для вас является героем, который может сдержать свое честное слово?
Ответы детей

Рефлексия

Расположите иллюстрации в хронологическом порядке (пояснить слово хронология).
Чему учит рассказ?
Какова главная мысль рассказа «Честное слово?
Оцените свою работу. Поставьте «+» в нужной графе таблицы.

Ответы детей: честь превыше всего.
Оценивают себя…

РУУД: Самоконтроль процесса и результатов деятельности.
КУУД: Умение слушать и понимать речь других

Домашнее задание

Выбери домашнее задание:

- Пересказ от лица главного героя произведения;

- Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку;

- Составить план произведения.