Цели урока:
- Продолжить знакомство с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова, проверить знания произведения Бажова "Серебряное копытце".
- Совершенствовать навык беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить составлению портретной характеристики героев; закрепить понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой.
- Воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.
Оборудование:
- Сказка П.П.Бажова «Серебряное копытце» в учебнике «Литературное чтение» (4 класс) Л.Ф.Климановой.
- Вырезанные из бумаги «камешки» разных цветов.
- портрет П.П.Бажова
- иллюстрации к сказке, рисунки учащихся
Ход урока
1. Актуализация знаний
- Ну, ребята, чур молчок, начинается урок.
- Сегодня мы начнем урок с разгадывания кроссворда.
1. Имя прилагательное, образованное от названия благородного металла, который идет на изготовление посуды, украшений. Это слово используется как лесть или ласка.
2.
Даже по железной крыше ходит тихо, тише мыши.
Часто спит, а после сна умывается она.
3. Вырост (парный или непарный) из костного вещества на черепе у некоторых животных. Маленькие.
4. Ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя.
5. Синоним слова «наблюдать», «приглядывать», «смотреть», «ходить».
- Прочитайте ключевое слово. Назовите полное имя писателя. (Павел Петрович Бажов)
- Из какого произведения взяты слова - отгадки? («Серебряное копытце»)
2. Постановка учебной задачи
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с замечательным сказом «Серебряное копытце» уральского сказочника Павла Петровича Бажова,
выделим жанровые особенности произведения, и, думаю, сформулируем главную идею этого произведения.
3. Проверка домашнего задания
- Что вы запомнили о жизни писателя?
- Павел Петрович Бажов родился на Урале в семье рабочего
- Закончил училище, затем духовную Пермскую семинарию, но решил стать учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык
- Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказками, легендами, работал журналистом
- Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.
- Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем.
- Свои произведения Бажов объединил в сборник сказов «Малахитовая шкатулка»
- Домашнее задание вы готовили по группам. Интересные факты из жизни писателя нашли наши «Исследователи». Слово 1 группе.
- Наша группа изучала биографию писателя. И вот что мы узнали.
- Знаменитая "Малахитовая шкатулка" сначала называлась «Сказы старого Урала», была опубликована в 1939 году, объединила 14 произведений. Затем из года в год пополнялась всё новыми и новыми сказами.
- В 1944 году "Малахитовая шкатулка" переведена на английский и вышла в Лондоне, Нью-Йорке, потом в Праге, в Париже, переведена на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Всего, по сведениям библиотеки им. Ленина, - на 100 языков мира;
- Бажов стал лауреатом Государственной премии, награжден орденом Ленина за литературную работу, всего Павел Петрович Бажов написал 56 произведений.
- С названиями некоторых произведений нас познакомит 2 группа «Библиотекари».
- Наша группа побывала в библиотеке и мы узнали названия других произведений Бажова. Это:
- "Огневушка - Поскакушка"
- "Таюткино зеркальце"
- "Хозяйка медной горы"
- "Про великого Полоза"
- "Каменный цветок"
- "Горный мастер"
- "Хрупкая веточка"
- "Голубая змейка"
- "Синюшкин колодец"
- "Иванко Крылатко" и т.д.
4. Сравнение сказки и сказа
- В каком жанре писал свои произведения Бажов? ( Бажов писал сказы)
- Чем отличается сказка от сказа?
- Сказка - вымысел о необыкновенных событиях и приключениях, в сказке добро побеждает зло.
- Сказ - основан на реальных событиях, опирается на народные предания и легенды.
- Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик.
5. Словарно-лексическая работа
- При чтении нам встретились непонятные слова, над которыми работали наши «Языковеды». Слово 3 группе.
- Наша группа работала над следующими словми:
- барская рукодельня - ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё). Стр.182.
- взъесться - невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить. Стр.182.
- голбчик - приступка для выхода на печь. Стр.184.
- пожитки - мелкое имущество, домашние вещи. Стр.185.
- похлёбка - жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.Стр.186.
- несподручно - неудобно, неловко. Стр.182.
- пособник - помощник в делах. Стр.182.
- покосные ложки - широкие, пологие овраги, покрытые травой. Стр.188.
- статочное ли дело - (устар.) хорошее ли дело.Стр.188.
6. Характеристика главных героев
- Назовите главных героев. (Кокованя, Даренка, Муренка и Серебряное копытце)
- Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?
(Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.)
- А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?
(После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и "кошку драную" подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.)
- Что объединяет Кокованю и Даренку?
(Оба героя добрые, умные, терпеливые, трудолюбивые, отзывчивые, жалостливые, любопытные, ласковые - именно эти качества объединяют Даренку и Кокованю).
- Ответьте на вопрос, можно ли в нашей жизни встретить таких людей как Кокованя и Даренка? (Скорее всего, да. Есть же люди с такими качествами.)
- Дайте характеристику герою - рассказчику, как он относится к главным героям произведения.
(Герой-рассказчик в этом произведении простой рабочий, который знал главных героев очень хорошо. Он переживает за Даренку, уважительно относится к Коковане. Речь героя-рассказчика своеобразная, простая. Именно так может рассказать только человек, который был свидетелем этой истории. Возможно, Бажов сам услышал эту историю из уст рабочего, а нам представил художественное произведение.)
- Ребята, вы убедились в том, что реальный быт людей присутствует в произведении, тем самым, напоминая рассказ.
- Назовите сказочных героев. (Муренка и Серебряное копытце).
- Прочитай описание козлика. Стр.186,187.
- Какую роль играла Муренка в сказе? (Муренка была проводником между реальным и сказочным в этом произведении. Она поддерживала Даренку. Но, когда появился козлик, ушла с ним, выполнив свое назначение.)
- Как они связаны в сказе? (У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной).
- Как жили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу? Стр.186 (Жили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу)
- Можно сказать, что они были счастливы? (Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.)
- Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце?
(У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не подаются искушению, не жадничают на дармовщинку, прекрасно понимая, что богатство не синоним счастья.)
- Посмотрите на иллюстрацию, подберите строчки из текста. Стр.193.
7.Обобщение
- Почему всё-таки "чудо" произошло именно с Дарёнкой и Кокованей?
(Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку.)
-Я согласна с вами. Даренка и Кокованя были бескорыстными людьми. Они понимали, что счастье не в богатстве. Герои были награждены за те качества, которыми обладали.
- Что же хотел донести до нас автор?
- Мудрый сказочник Бажов писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.
8. Рефлексия
- Ребята, на ваших столах три хризолита. Если тебе понравился урок, покажи красный камень, если тебе было трудно, то зеленый, а если ты хочешь узнать еще что-то новое о творчестве П.П.Бажова, то желтый.
Домашнее задание
- Предлагаю вам домашнее задание на выбор:
- Составь кроссворд по тексту;
- Прочитать другой сказ П.П.Бажова.
- Пересказать понравившийся отрывок
5. Итог урока
- А завершить урок мне хочется словами русской пословицы: "С добром жить хорошо. А в добре хорошо жить". Как понимаете? (Связать с семьей, с классом).
- Спасибо за урок.