Предмет литература.
Класс: 7.
Дата проведения: 3 четверть 2021 г.
Количество учащихся: 28.
Этапы урока |
Содержание |
Формирование УУД и технология оценивания |
I. Цель урока | На примере текста повести «Чучело» поговорить о таких вещах, как преданность и предательство, проблемах взаимоотношения общества и коллектива. |
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные результаты
Технология оценивания
АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ
1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?
Необходимый уровень (базовый) - решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Повышенный уровень - решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично». Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений. |
II. Работа с текстом 1.Формулирование темы урока |
Повесть, главы из которой мы читали, называется «Чучело».
Информация для учителя.
Формулируем тему урока:
Попробуйте сформулировать кратко, в чём заключается основная мысль прочитанных вами глав из повести В.К.Железникова
Информация для учителя.
|
|
2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста |
Информация для учителя. Думается, что Миронова, по прозвищу Железная Кнопка, принадлежит к тем, кто, чувствуя свою силу, упивается властью над людьми. Ей хочется, чтобы другие боялись её, отступали перед её наглостью, дерзким напором. Она бравирует своей дерзостью и так называемой смелостью: заявляет всем, что не пойдёт в кино, что она «против всех», грубит учительнице, испытующим взглядом наводит ужас на своих одноклассников, призывает (и с успехом!) объявить Лене бойкот. При этом она вовсе не возражает, когда её Лохматый выносит из класса на руках, и идёт со всеми в кино: для неё главное - быть в центре внимания, показать, что она никого не боится. При этом она никогда не допустит, чтобы класс ушёл в кино без неё: она не захочет выпустить одноклассников из-под своего влияния. Ужасно то, что люди, подобные Железной Кнопке, не знают ни жалости, ни сострадания, не ведают, что такое милосердие, и никогда ни в чём не сомневаются. Они уверены в своём праве распоряжаться чужими судьбами, уверены в собственной непогрешимости и правоте. - Можно ли считать, что Шмакова и Попов, оставшиеся в классе, оказали сопротивление коллективу, совершившему дурной поступок? Вспомните, что они подслушали разговор Димки с Маргаритой Ивановной и знали, что Димка рассказал учительнице, как ребята решили прогулять её урок. Почему они не открыли одноклассникам правды, хотя всё знали? Информация для учителя. Шмакова и Попов трусливы и не способны оказать никакого сопротивления кому бы то ни было. Сбежать с урока им страшно: попадёт от учительницы; остаться тоже опасно: прослывёшь предателем. Поэтому они хитрят и прячутся то за шкафом, то под партой. Шмаковой, мелочной, завистливой душе, будет сладостно наблюдать Димкин позор, ей хочется, чтобы Лена назвала настоящего «предателя», но сама она никогда его не назовёт, потому что тогда придётся признаваться, что она и преданный ей Попов не пошли вместе со всеми, остались в классе, и гнев Железной Кнопки и одноклассников может обратиться против них.
- Расскажите, как относились ребята к Димке.
Информация для учителя. Димка очень дорожит собственным авторитетом среди одноклассников и, раз завоевав его, не хочет терять своего влияния на них. Но, не имея характера Железной Кнопки, будучи по природе слабым человеком, Димка идёт по другому пути: он пытается угодить, подлаживается под мнение большинства. Он понимает, что они подведут учительницу, и пытается остановить ребят, но отступает перед общей силой и даже пытается указать Железной Кнопке, что нехорошо идти против всех. Димка всё рассказывает Маргарите Ивановне, когда она упрекает его в трусости: он не желает выглядеть трусом ни в её глазах, ни в собственных, опять-таки боясь утратить собственную значительность. Но ребятам по тем же причинам признаться в своём доносе он не может и молчаливо принимает Ленину жертву. По существу, вследствие собственной слабости и тщеславия Димка совершает три предательства: он предаёт и Маргариту Ивановну, и ребят, и Лену, отворачиваясь от них в минуту опасности.
- О событиях в классе мы узнаём из рассказа Лены. Можно ли судить о характере Лены по тому, что и как она рассказывает?
Информация для учителя. Исповедь Лены доказывает, что и она сначала хотела завоевать симпатию большинства, подражая общему тону: она смеётся, глядя на смеющегося Димку («А Димка вдруг рассмеялся, и Ленка следом за ним, хотя и не знала, чего он смеялся»); она «захромала ещё сильнее, чтобы посмешить всех»; она идёт в кино вместе со всеми. Но она в момент опасности не трусит и не прячется: видя, что её друг боится сказать правду (а Лена так ждёт от него честного, благородного поступка), не желая его унижения, чувствуя, что Шмакова будет торжествовать, Лена берёт вину на себя. Раньше она была для одноклассников «чучелом», теперь стала предательницей, заслужившей страшную кару. Только в глазах дедушки Лена - настоящая героиня, которая «сможет прожить свою жизнь не хуже прочих Бессольцевых». Он, видимо, сначала немного испугался, что Лена сама рассказала всю правду Маргарите Ивановне: донос даже из благородных побуждений - всё-таки донос. Но, узнав, что Лена взяла на себя чужую вину, не предала друга, Николай Николаевич «как-то весь преобразился»: он понял, что Лена «обладала теми чудными качествами характера, которые непременно требовали от неё участия в судьбах других людей и боли за них». Лена отличается от ребят не только тем, что может проявить бесстрашие в критическую минуту, чем приводит в изумление Шмакову и Попова, не только тем, что она способна пожалеть человека и помочь ему, но и тем, что подвергает беспощадному анализу своё поведение и всю сложившуюся ситуацию. В нравственном отношении она старше своих одноклассников (вспомним, что писал В.Ф.Тендряков в рассказе «Хлеб для собаки» о муках совести своего героя и полном душевном спокойствии его младшего брата).
- В начале шестой главы В.К.Железников пишет о ребятах:
Информация для учителя. Ребята остаются весёлыми и милыми до тех пор, пока жизнь идёт по накатанной колее, пока не надо принимать никаких решений, не надо делать никакого нравственного выбора. А если его надо сделать, пусть делают его Миронова, Лохматый, Рыжий. Они сила, и им все подчиняются. А кто будет против, тот предатель, и ему надо объявить бойкот. Поведение класса вполне закономерно. Закономерен и уход с урока, и жестокость по отношению к Лене. Все эти внутренние процессы должны быть известны классному руководителю. То, что Маргарита Ивановна восприняла случившееся как неожиданность, то, что она в определённой степени заставила Димку донести на одноклассников, говорит, что ей ещё многому надо учиться. Она наказала класс, отменив поездку в Москву, но не воспитала иного отношения к людям, к себе, к жизни. Поэтому наказание не исправило класс, а только обозлило. На более тонкую душу Лены эффектный поступок учительницы (она разбила копилку и ушла) произвёл впечатление, но внимание других сосредоточилось лишь на одном вопросе: кто донёс? Мысль о собственной вине не пришла никому в голову. - Попробуйте предположить, как будут развиваться события дальше. (Работа по группам.) Информация для учителя.
Владимир Карпович Железников родился в 1925 году в семье военного, и его детство прошло в пограничных городках. В годы войны он оказался в эвакуации, затем судьба забросила его в артиллерийское училище. Но юношу тянуло к гражданской жизни - после войны он поступил в юридический институт, где почувствовал склонность к литературному труду. В итоге юриспруденция была оставлена, а сам он оказался в Литературном институте имени Горького.
|
|
3. Работа с текстом после чтения.
|
- Отвечаем на главный вопрос урока: «Почему повесть называется «Чучело»?
|
|
III. Итог урока |
В повести речь идёт о взаимоотношениях классного коллектива и личности, о воспитании личности и воспитании коллектива. О том, что одиночка может выстоять против коллектива, если безусловная правда на его стороне. Преданность и предательство не уживаются вместе, они принадлежат разным людям. |
|
IV. Домашнее задание |
Дома учащиеся читают повесть А.Г.Алексина «Безумная Евдокия». |