Литература
-
Урок литературы в 10-м классе "В каком уставе есть закон иль право на ненависть и месть?" 2010
Урок литературы в 10-м классе построен в соответствии с учебной программой под редакцией А.Г. Кутузова с применением новой технологии – технологии французских мастерских. В ходе урока идет формирование нравственных понятий: толерантности, прощения, отрицательного отношения к мести как к непродуктивному действию.
-
Авторская программа элективного курса по литературе в 11-м классе "Литература и православие" 2010
Целью элективного курса является ознакомление учащихся с влиянием православия на формирование мировоззрения современных писателей XX–XXI веков, показ школьникам отражения православных мотивов в произведениях литературы XX века и наших дней.
-
Интегрированный урок (литература + немецкий язык + музыка) по теме "Взаимодействие слова и музыки в балладе "Лесной царь" 2010
Этот интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей, которые формируют у учащихся целостное восприятие литературно-музыкального произведения. На занятии показана непрерывная связь эпох через культуру, науку, искусство.
-
Урок литературы в 10-м классе. Тема "Стиль писателя" 2010
Стиль писателя есть средство реализации творческого замысла. Стиль отличает одного писателя от других. Характерные особенности художественного стиля речи: широкое использование лексики других стилей, употребление изобразительно-выразительных средств языка, проявление творческой индивидуальности.
-
Урок литературы в 7-м классе на тему "Тарас Бульба — народный герой. "Тарас Бульба" — героическая повесть" 2010
В данной статье даётся понятие о народном герое и героической повести. Развивается у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ. Развиваются патриотические чувства.
-
Интегрированное занятие по биологии и литературе по теме "Кошка, которая гуляла сама по себе" 2010
За время совместной эволюции кошка и человек оказались прочно связанными общей средой обитания. Кошка для человека – символ домашнего очага. Но всегда ли мы знаем того, кто рядом с нами живёт? Всегда ли умеем услышать его и понять? Об отношениях, порой непростых, между человеком и кошкой идёт разговор с учениками 6-го класса.
-
Урок литературы. Ю.Н. Куранов "Великая прекрасная княгиня" (8–9–е классы) 2010
Первый урок из цикла, посвящённого творчеству Ю.Н. Куранова, по его книге «Тепло родного очага». Урок построен на основе личных впечатлений учащихся от встреч с вдовой писателя З.А. Курановой на курановских чтениях и у неё дома.
-
Урок литературы "С чего начинается Родина?" в 5-м классе 2010
Первый урок из цикла «С чего начинается Родина?» помогает понять истоки любви к Отечеству; формирует понимание понятия «малая родина», осознанное отношение к нравственным ценностям; учит вдумываться, вслушиваться в мудрое слово писателя.
-
Творческая мастерская. "Как сделан сонет?" 2010
Часто перед учителем-словесником встает вопрос: как помочь школьникам освоить то или иное литературоведческое понятие, как создать условия для усвоения специфики той или иной литературной формы? В поисках ответа на эти вопросы мы пытаемся организовать учебный диалог и эстетическую деятельность учащихся.
-
Урок литературы в 6-м классе "Заключительный урок по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2010
Цели урока реализуются через следующие формы работы: фронтальная беседа (блиц-турнир), работа с текстом (конкурс редакторов, кроссворд, конкурс «Узнай героя»), творческие задания (конкурс актёрского мастерства).
-
Урок литературы в 10-м классе на тему "…здесь духа мощного господства, Здесь утонченной жизни цвет…" (обобщающий урок-исследование по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета) 2010
Обобщающий урок-исследование по лирике А.А. Фета и Ф.И. Тютчева в 10-м классе. Проблемное обучение способствует развитию личности ученика, его мировоззрения, нравственного мира, эстетических переживаний. Используя фотографии, портреты, рисунки, музыку, учащиеся находят точки соприкосновения различных видов искусств.
-
Литературно-музыкальная композиция "Наши гости — стихи" 2010
Данное мероприятие рассчитано на учащихся 8–11-х классов и посвящено знакомству учеников с волшебным миром поэзии. Внеклассное мероприятие проводится как на уроке литературы, так и после уроков.
-
Разработка урока литературы с применением ИКТ на тему "Любовная лирика С.А. Есенина" в 11-м классе 2010
Урок помогает обозначить своеобразие развития любовной темы в стихотворениях поэта, показать специфику поэтических образов в лирике С.Есенина; с применением ИКТ ввести разностороннюю информацию: теоретическую и демонстрационную, практические задания.
-
Разработка открытого урока по литературе на тему "Я лучшей доли не искал. Жизнь и судьба Блока, рассказанная им самим" 2010
На уроке ученики знакомятся с творчеством А.Блока, проводят исследование мировоззренчиских позиций, влияющих на формирование взглядов поэта.
-
Учебные программы "Школа России", 4-й класс 2010
Статья содержит учебные программы для начальной школы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, ИЗО и художественному труду, музыке, физической культуре.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "Романтическая лирика начала XIX века" 2010
Открытый урок по литературе с использованием проектной деятельности в 9-м классе. Романтизм – одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII – первой половины ХIХ века. Романтизму свойственна исключительность героев, страстей и конкретность ситуаций, напряжённость сюжета, красочность описаний.
-
Открытый урок по чтению в 7-м классе. В.Г. Короленко. "Дети подземелья" 2010
На примере произведения В.Г. Короленко «Дети подземелья» ученики отрабатывают технику чтения, работают над увеличением объёма памяти через мыслительную деятельность, развивают словесно-логическую память.
-
Ж-Б. Мольер "Мещанин во дворянстве". Инсценировка фрагментов пьесы 2010
Урок литературы – всегда маленький спектакль, в котором "играют" все даже самые "тихие" актеры. Учитель должен дать возможность самим ученикам разобраться в проблемах героев, показать, что литературные персонажи близки живым людям. Каждый ученик выбирает, кем ему быть: сценаристом, художником, композитором, актером или просто зрителем.
-
Литературный вечер "Я буду видеть сердцем…" 2010
Литературный вечер, посвященный творчеству Э.А. Асадова. Целью урока является знакомство с жизнью, литературной деятельностью Эдуарда Асадова, человека необычной судьбы и редкого мужества, раскрыть его духовный мир, сформировать читательский интерес к творчеству поэта.
-
Разбор местоимения как части речи (3-й класс) 2010
Урок построен на расширении знаний учащихся о местоимении, решаются задачи по развитию и обогащению речи детей. Задания урока ориентированы на уровень развития учащихся 3-го класса.
-
История создания романа "Евгений Онегин" 2010
Перечувствовать и пережить написанную Пушкиным трогательную историю жизни и любви молодых людей: Татьяны, Ленского, Ольги; сопереживать и сочувствовать трагическим заблуждениям Онегина – вот главная задача, которая ставится при изучении романа «Евгений Онегин» в 9-м классе.
-
Интегрированный урок (литература + ИЗО) в 6-м классе по теме "Художники иллюстрируют повесть "Ночь перед Рождеством" Н.В. Гоголя" 2010
Интеграция с изобразительным искусством на данном уроке способствует обучению сопоставительному анализу текста художественного произведения и иллюстраций русских художников к повести Н.В. Гоголя, развитию умения работать со средствами художественной выразительности в литературе и живописи.
-
Урок-семинар по теме " История любви как основа сюжета повести "Первая любовь" 2010
Урок разработан на основе образовательной технологии «Развитие критического мышления средствами чтения и письма». Основная форма организации урока-семинара предполагает самостоятельную мыслительную деятельность по тексту произведения с целью развития монологической речи и умения формулировать ответ.
-
Открытый урок по литературе в 10-м классе по теме "Любовная лирика Ф.И. Тютчева" 2010
Цели урока: познакомить с любовной лирикой Ф.И.Тютчева, изучить факты биографии, совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения, создать благоприятные условия для восприятия поэзии.
-
Игра, посвящённая 90-летию А.И. Солженицина «Это всё о нём» 2010
Творчество А.И. Солженицына в школьной программе представлено лишь двумя рассказами («Матрёнин двор» и «Один день из жизни Ивана Денисовича»). Игра, которая разработана на основе рассказов писателя, значительно расширяет рамки школьной программы.
-
Урок развития речи с элементами риторики в 7-м классе «Информационные газетные жанры, интервью» 2010
Урок развития речи способствует повышению уровня речевой культуры учащихся, навыкам работы над сочинениями в публицистическом стиле, содействует развитию художественного, эстетического вкуса. Работа эта имеет большое значение, так как воспитывает чувство гражданственности с целью выявления злободневных фактов, достоверности.
-
Урок-игра в 7-м классе по теме "Жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова" 2010
Урок-игра является заключительным в системе уроков и проводится в форме викторины. Цель: обобщить и систематизировать учебный материал, отметить основные темы творчества поэта, включить учащихся в процесс самостоятельного добывания знаний на стадии подготовки к викторине.
-
Урок литературы в 6-м классе по рассказу К.М. Станюковича "Куцый" 2010
Рассказ К.М. Станюковича "Куцый" интересен сюжетом. Но за увлекательным описанием судьбы бездомного пса шестиклассники не сразу способны увидеть всю глубину содержания. Обобщающий урок-размышление о взаимоотношениях людей, о дружбе, уважении, справедливости, о себялюбии и равнодушии.
-
Урок внеклассного чтения по теме "Лица, события, символы прошлого" (по рассказу А.Костюнина "Рукавичка") 2010
Урок по рассказу Костюнина способствует развитию творческих и аналитических навыков учащихся, поскольку основные методические приёмы – аналитическая беседа с включением проблемных и ассоциативных вопросов, работа с ключевыми словами, эпиграфом.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Нравственные уроки в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" 2010
Данный урок проведен в 11-м классе и является первым в системе уроков по изучению романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Занятие рассчитано на углубление представлений учащихся о романе и его проблематике.