Цель урока:
- познакомить учащихся с необыкновенным миром пейзажной лирики С.А. Есенина; показать роль художественных деталей в поэтике Есенина;
- развивать умения и навыки анализа поэтического текста, используя литературоведческие термины;
- воспитывать эстетический вкус к поэзии, музыке, живописи, патриотизм.
Методическая цель: Содружество искусств на уроках литературы как один из элементов развивающего обучения.
Тип урока:урок формирования и совершенствования знаний.
Методы обучения: репродуктивный, проблемно-поисковый.
Уровень усвоения: II, III.
КМО: мультимедийный проектор; плакат с терминами; раздаточный материал: папки со стихотворениями С. Есенина, портрет поэта, таблица;.картины В.В. Шибанова, краски, кисти, бумага, карандаши.
Русская литература XX.11 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. / Под ред. В.П. Журавлева.– М: Просвещение, 2003.
С.Есенин. Избранное. – М., 1989.
С.Есенин. Собрание сочинений в 2 тт. – М., 1990.
И.Кузнецов «Алый свет зари…»эпистолярная лирика Сергея Есенина. – Саратов, 1998.
Межпредметные связи: живопись, музыка, русский язык.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово преподавателя.
Дорогие ребята! Добро пожаловать в «есенинский экспресс»! Усаживайтесь поудобнее в своих купе. Сейчас наш поезд отправится в незабываемое путешествие, в мир лирики С. Есенина. Я, машинист поезда, а вы мои помощники, вы, помощники машиниста. Цель нашего путешествия: познакомиться с пейзажной лирикой С. Есенина.
В это время на экране появляются слайды Приложение 1
Слайд 1. Портрет Есенина на мультимедийной доске.
Сергей Есенин! - это имя
В лесах родной моей России,
В березах нежных и осинах,
В сережках желтовато - синих,
В лугах из зелени весенней,
В стихах твоих, Сергей Есенин.
Мир знает две обаятельнейшие улыбки, в которых щедро светилась русская душа Юрия Гагарина и Сергея Есенина. Гагарин, с детства влюбленный в стихи Есенина, первым открыл дорогу к звездам; любимый его поэт лишь мыслью устремлялся туда, но он достиг звездной ясности и чистоты в воспевании российских просторов.
Сергей Есенин обладал особым зрением живописца и музыканта. На нашем уроке мы это увидим и даже услышим.
Слайд 2. На мультимедийной доске эпиграф урока.
Ученик его читает: «Русь с ее красками, запахами движется перед нами, как большой обжитой мир, родина, данная человеку для жизни. Все здесь мило поэту. Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из родной крестьянской жизни, родной и понятной». К.И. Зелинский.
III. Актуализация опорных знаний.
- Вспомните, какие темы затрагивают, поднимают поэты в своей лирике?
Учащиеся отвечают, учитель готовый плакат с написанными терминами открывает на доске:
Патриотическая лирика
Вольнолюбивая лирика
Любовная лирика
Философская лирика
Пейзажная лирика
Вывод: Стихи о природе относятся к пейзажной лирике.
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия...
IV. Изучение нового материала
Преподаватель. На самом деле через образы природы, через пейзаж Есенин показывает, открывает душу человека.
Задание группе художников
Вместе с нами путешествуют художники, которые в своих пейзажных зарисовках попробуют изобразить то настроение, которое навевают на них стихи Есенина.
(Выполняют 2 человека.)
Звучит музыка.
В пейзажной лирике Есенина можно найти целые стихотворения и отдельные строки о черемухе, липе, рябине, сосне, клене, тополе, цветах, лугах. И, конечно, много изумительных по красоте строк, в которых выразились самые искренние чувства, Есенин посвятил березе.
Показ слайдов, на которых изображены пейзажи.
На фоне этих кадров:
Береза для Есенина – живое существо, милая девушка, о которой пишет с нежностью и любовью.
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Любовь к березе сливается у Есенина с любовью к родине, России.
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.
Задание – индуктор.
Внимание! мне только что передали по рации, в нашем поезде находится артист разговорного жанра, который путешествует инкогнито, тайно, но он согласился прочитать нам одно очень известное стихотворение С. Есенина. Послушайте внимательно. Обратите внимание на выразительное прочтение, на богатую интонацию. Учитесь читать стихи также, стихотворение перед вами.
Слайд. «Я покинул родимый дом», звучит стихотворение.
Анализ стихотворения (деконструкция и социализация)
1. Определите направление этого лирического произведения? (Пейзажная лирика с элементами философской).
2. Что у вас вызвало изумление в картине природы, изображаемой поэтом? (Неживая природа наделяется чертами живой.)
3. Как называется в литературе этот прием, это художественно-выразительное средство? (Олицетворение.)
4. Приведите примеры олицетворений в данном стихотворении: («луна распласталась», «золотою лягушкой», «старый клен стережет»).
Рефлексия: Одушевленность природы – одна из главных черт поэтического мира С. Есенина. В его стихотворениях – изобилие метафор-олицетворений (термин прикрепляется на доску).
V. Работа по группам (творческая мастерская)
Слайд 4. (таблица)
Задание-индуктор
Для пейзажной лирики Есенина характерны неповторимая гамма звуков (в литературе этот прием называется «звукопись»), богатая палитра цвета (в литературе этот термин называется «цветопись»), мастер передает в стихах даже запах.
Внимание! Сейчас вы, мои помощники, будете исследователями. Ваша работа заключается в том, чтобы найти и выписать в соответствующие графы таблицы (см. приложение 2) из стихотворных произведений, имеющихся в вашем распоряжении (см. приложение 2 «раздаточный материал к уроку»), примеры звукописи, цветописи, запаха.
1 купе нашего поезда выбирает примеры цветописи – «Мир красок в поэзии Есенина»
2 купе работает над звукописью – «Мир звуков в поэзии Есенина»
3 купе изучает «Мир запахов (ароматов) в стихотворениях Есенина»
Группа художников продолжает работать над пейзажем.
VI. Создание группового творческого продукта (деконструкция)
Учащиеся по группам заполняют таблицу. Преподаватель контролирует выполнение заданий, по необходимости разъясняет непонятное.
VII. Социализация
По окончании представитель каждого купе выразительно читает стихотворение, дает ответы по таблице, другие учащиеся этой же группы дополняют его.
Художники показывают пейзажные зарисовки и выразительно читают стихотворение, которое навеяло на них вдохновение.
Преподаватель. Стихи Есенина настолько благозвучны, что из них рождаются прекрасные песни и романсы.
(Звучит 1 куплет песни «Отговорила роща золотая».)
VIII. Рефлексивно-оценочный этап
Во время нашего путешествия за окном проплывали пейзажи художника нашего города, учителя рисования Шибанова Валерия Владимировича. Его также вдохновили на создание картин стихи С. Есенина.
Месяц назад ушел из жизни ртищевец, корреспондент газеты «Саратовские вести» Иван Кузнецов.
У него много литературных работ, а его книга «Алый свет зари» посвящена Сергею Есенину и находится на нашей книжной выставке.
Слайд заключительный со словами К.И. Зелинского.
Путешествие подходит к концу. Я, машинист поезда, довольна поездкой в мир есенинской поэзии. Но хотелось бы услышать: каковы ваши впечатления от поездки, мои помощники машиниста? Что вам запомнилось в ней больше всего?
Объявление и комментирование оценок.
IX. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру по материалам сегодняшнего урока на тему: «Мир пейзажной лирики С.Есенина».
Приложение 2 вы можете получить у автора статьи.