Оформление на доске: портрет писателя, слайдовая презентация, карточки со словами: дебютанты, драматург, ОБЭРИУ, Ундервуд, пролог.
Цели урока:
- дать ребёнку возможность почувствовать себя сопричастным миру
- пробудить желание осмотреться в мире образов, которые его окружают
- развитие художественных интересов детей
Задачи урока:
- познакомить учащихся с биографией Е.Л. Шварца, его произведением “Два брата”, продолжить работу над совершенствованием техники чтения, активизация “вдумчивого чтения”
- формировать читательские умения учащихся при работе с текстом, учить рассуждать над содержанием, образами героев, давать их поступкам объективную оценку, расширять активный словарь учащихся
- воспитание норм морали и нравственности через поступки героев.
Ход урока
I. Мобилизующее начало урока
Приложение (1-й слайд)
1. Введение в тему
“Если знаешь что-нибудь получше, поделись;
Если нет, у меня поучись”
(Гораций)
- Как понимаете смысл философского высказывания?
Мотивация урока:
- Что бы Вы хотели узнать и чему научиться?
- Для чего Вам это нужно?
II. Работа по теме урока или изучение нового
Приложение (2-й слайд)
- Отыщите среди букв фамилию писателя, с чьим произведением сегодня будем знакомиться. (набор букв: АБЬХСПОЛШВАРЦПРОНЫЙ)
- Знакомо ли Вам это имя?
- Знакомы ли нам его произведения?
2. Знакомство с биографией писателя
(выступления учащихся, приложение – слайды № 3, 4)
1-й ученик: - Евгений Львович Шварц – русский драматург, родился 9 октября 1896 года в Казани в семье врача. Детство писателя прошло в Майкопе. Он учился на юридическом факультете Московского университета и одновременно играл в театрах – студиях. Сначала в Ростове-на-Дону, а с 1921 г. в Петрограде, в “Театральной мастерской”. В рецензиях на спектакли “Театральной мастерской” критики отмечали выдающиеся пластические и голосовые данные Шварца и прочили ему блестящее актёрское будущее. Несмотря на это он оставил сцену.
2-й ученик: - После оставления университета Шварц сочинял стихотворные фельетоны для журналов “Забой” и “Кочегарка” под псевдонимом “Дед Сарай”. В 1924 г. Евгений Львович вернулся в Ленинград, работал в детской редакции Госиздата под руководством С. Маршака. Одной из главных его обязанностей была помощь дебютантам. Многие вспоминали о том, что Шварц отличался редкостной способностью развивать и дополнять чужие замыслы, помогая, таким образом, новичкам раскрыть свои творческие возможности.
Приложение (слайды № 5, № 6)
3-й ученик: - В эти годы Шварц был близок к группе ОБЭРИУ (общество реального искусства), куда входили Александр Введенский, Юрий Владимиров. Как и многие Обэриуты, Шварц писал детские стихи и рассказы для журналов “Чиж” и “Ёж”, издавал детские книги. В 1929 г. Шварц написал первую пьесу “Ундервуд” о студенте Ныркове, о самоотверженной пионерке Марусе. Затем была написана пьеса “Брат и сестра”, в которой рассказывалось о спасении детей с льдины. В 1942 г. была написана пьеса о блокаде Ленинграда “Одна ночь”. В годы Великой Отечественной войны Евгений Шварц был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Киров.
4-й ученик: - В 1956 г. был издан первый сборник его пьес. По ним стали ставить спектакли в СССР и за рубежом. В 1955 – 1956 годах Шварц вёл дневниковые записи, ставшие основой его Телефонной книжки – уникальной формы мемуаров, изобретённой им самим.
Приложение (слайд № 7)
3. Высказывания о творчестве писателя
- Что же говорили современники о Шварце – писателе, драматурге?
Илья Эренбург: “Чудесный писатель, нежный к человеку и злой ко всему, что мешает ему жить”
Валентин Каверин называл его “личностью исключительной по иронии, уму, доброте и благородству”
Приложение (слайд № 8)
- Шварц Евгений Львович написал около 25 пьес, но не все они изданы. По его сценариям поставлены фильмы: “Первоклассница”, “Золушка”, “Дон Кихот”.
Приложение (слайд № 9)
- Умер Евгений Львович Шварц в Ленинграде 15 января 1958 г.
Приложение (слайд № 10)
- Мир произведений Шварца для детей населяют короли, свинопасы, принцессы, трубочисты, драконы, рыцари.
- Что же писал Е. Шварц для детей?
- О чём его сказки?
4. Театрализация отрывка из сказки “О потерянном времени”
Приложение (слайды № 11, 12, 13, 14)
5. Работа над произведением
Приложение (слайд № 15)
- Сегодня мы начинаем работу над произведением Е. Шварца “Два брата”.
1) Предположите по заглавию, иллюстрации о чём эта сказка? (высказывания детей).
2) Первичное чтение 1-ой части (жужжащее чтение)
- Оправдались ли ваши предположения? (высказывания учащихся).
3) Выборочное чтение
- Перечитайте начало сказки. Можно ли его назвать сказочным?
- Как называется такая вступительная часть? (пролог).
4) Беседа по содержанию с элементами выборочного чтения
Приложение (слайды № 16 – 20)
- О ком идёт речь в сказке?
- Как его звали?
-Что его огорчало? Почему?
- Что заставило отца взять честное слово со старшего сына?
- Почему Старшему не хотелось играть с Младшим?
- Что случилось 28 декабря? Зачитайте.
- Какую книгу читал Старший брат в канун Нового года?
- Как поступил Старший брат после очередной крупной ссоры с Младшим братом? Зачитайте.
- Что страшного в словах Старшего брата “… оставь меня в покое…”? (рассуждения детей).
- Можно ли Старшего назвать жестоким человеком? Почему? Докажите.
- Как повёл себя Старший, когда опомнился, ведь Младшего во дворе уже не было? Зачитайте.
- Почему отец с нетерпением выскакивает из саней, подъезжая к дому? (высказывания учащихся).
- Скрыл ли Старший от родителей произошедшую ссору?
- Отчего поседел отец? (рассуждения).
- Что сказал Старшему отец? Зачитайте.
- Каким бы вы назвали решение отца? Жестоким, справедливым, мудрым? (рассуждения).
- Почему братья носят такие необычные имена?
5) Чтение 2-ой части (чтение цепочкой)
Работа по содержанию
- Где начинается волшебство? Зачитайте.
- Куда попал Старший, когда пошёл вперёд на звон колокольчиков?
- Что нового мы узнали о Старшем?
- Зачем нам сказочник во второй раз называет его количество лет?
- Зачитайте описание ледяного леса. А какое впечатление произвела на Вас красота этого леса?
- Как переплетаются в сказке реальность и фантастика?
6. Развитие творческого воображения
- Пофантазируйте, что может произойти потом?
- Найдёт ли Старший младшего?
- Как это случится?
7. Обобщение
- Что понял Старший брат, когда потерял брата? (рассуждения).
Приложение (слайд № 21)
III. Рефлексия
“Слово улетает, написанное остаётся”
Античный афоризм.
IV. Домашнее задание
- дочитать сказку
- на выбор: а) найти значения непонятных слов
б) нарисовать диафильм с подписями из текста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бунеев, Бунеева “Методические разработки 4 кл.”
2. Энциклопедия “Русские писатели”
3. Детские книги Е. Шварца “Два брата”, “Сказка о потерянном времени”
4. Мудрые мысли. Энциклопедия
Номинация | Сведения об уроке, мероприятии | Ф. И. О. разработчика | Сведения о разработчике |
Урок литературного чтения. Образовательная программа “Школа-2100”. |
Урок литературного чтения Е. Шварц “Два
брата” Класс 4 |
Максимова Светлана Ивановна | Город Черемхово МОУ “ООШ №22” 1 категория, 33 года педагогического стажа |