Урок литературного чтения

Разделы: Литература, Начальная школа


Оформление на доске: портрет писателя, слайдовая презентация, карточки со словами: дебютанты, драматург, ОБЭРИУ, Ундервуд, пролог.

Цели урока:

  • дать ребёнку возможность почувствовать себя сопричастным миру
  • пробудить желание осмотреться в мире образов, которые его окружают
  • развитие художественных интересов детей

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с биографией Е.Л. Шварца, его произведением “Два брата”, продолжить работу над совершенствованием техники чтения, активизация “вдумчивого чтения”
  • формировать читательские умения учащихся при работе с текстом, учить рассуждать над содержанием, образами героев, давать их поступкам объективную оценку, расширять активный словарь учащихся
  • воспитание норм морали и нравственности через поступки героев.

Ход урока

I. Мобилизующее начало урока

Приложение (1-й слайд)

1. Введение в тему

“Если знаешь что-нибудь получше, поделись;
Если нет, у меня поучись”
(Гораций)

- Как понимаете смысл философского высказывания?

Мотивация урока:

- Что бы Вы хотели узнать и чему научиться?

- Для чего Вам это нужно?

II. Работа по теме урока или изучение нового

Приложение (2-й слайд)

- Отыщите среди букв фамилию писателя, с чьим произведением сегодня будем знакомиться. (набор букв: АБЬХСПОЛШВАРЦПРОНЫЙ)

- Знакомо ли Вам это имя?

- Знакомы ли нам его произведения?

2. Знакомство с биографией писателя

(выступления учащихся, приложение – слайды № 3, 4)

1-й ученик: - Евгений Львович Шварц – русский драматург, родился 9 октября 1896 года в Казани в семье врача. Детство писателя прошло в Майкопе. Он учился на юридическом факультете Московского университета и одновременно играл в театрах – студиях. Сначала в Ростове-на-Дону, а с 1921 г. в Петрограде, в “Театральной мастерской”. В рецензиях на спектакли “Театральной мастерской” критики отмечали выдающиеся пластические и голосовые данные Шварца и прочили ему блестящее актёрское будущее. Несмотря на это он оставил сцену.

2-й ученик: - После оставления университета Шварц сочинял стихотворные фельетоны для журналов “Забой” и “Кочегарка” под псевдонимом “Дед Сарай”. В 1924 г. Евгений Львович вернулся в Ленинград, работал в детской редакции Госиздата под руководством С. Маршака. Одной из главных его обязанностей была помощь дебютантам. Многие вспоминали о том, что Шварц отличался редкостной способностью развивать и дополнять чужие замыслы, помогая, таким образом, новичкам раскрыть свои творческие возможности.

Приложение (слайды № 5, № 6)

3-й ученик: - В эти годы Шварц был близок к группе ОБЭРИУ (общество реального искусства), куда входили Александр Введенский, Юрий Владимиров. Как и многие Обэриуты, Шварц писал детские стихи и рассказы для журналов “Чиж” и “Ёж”, издавал детские книги. В 1929 г. Шварц написал первую пьесу “Ундервуд” о студенте Ныркове, о самоотверженной пионерке Марусе. Затем была написана пьеса “Брат и сестра”, в которой рассказывалось о спасении детей с льдины. В 1942 г. была написана пьеса о блокаде Ленинграда “Одна ночь”. В годы Великой Отечественной войны Евгений Шварц был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Киров.

4-й ученик: - В 1956 г. был издан первый сборник его пьес. По ним стали ставить спектакли в СССР и за рубежом. В 1955 – 1956 годах Шварц вёл дневниковые записи, ставшие основой его Телефонной книжки – уникальной формы мемуаров, изобретённой им самим.

Приложение (слайд № 7)

3. Высказывания о творчестве писателя

- Что же говорили современники о Шварце – писателе, драматурге?

Илья Эренбург: “Чудесный писатель, нежный к человеку и злой ко всему, что мешает ему жить”

Валентин Каверин называл его “личностью исключительной по иронии, уму, доброте и благородству”

Приложение (слайд № 8)

- Шварц Евгений Львович написал около 25 пьес, но не все они изданы. По его сценариям поставлены фильмы: “Первоклассница”, “Золушка”, “Дон Кихот”.

Приложение (слайд № 9)

- Умер Евгений Львович Шварц в Ленинграде 15 января 1958 г.

Приложение (слайд № 10)

- Мир произведений Шварца для детей населяют короли, свинопасы, принцессы, трубочисты, драконы, рыцари.

- Что же писал Е. Шварц для детей?

- О чём его сказки?

4. Театрализация отрывка из сказки “О потерянном времени”

Приложение (слайды № 11, 12, 13, 14)

5. Работа над произведением

Приложение (слайд № 15)

- Сегодня мы начинаем работу над произведением Е. Шварца “Два брата”.

1) Предположите по заглавию, иллюстрации о чём эта сказка? (высказывания детей).

2) Первичное чтение 1-ой части (жужжащее чтение)

- Оправдались ли ваши предположения? (высказывания учащихся).

3) Выборочное чтение

- Перечитайте начало сказки. Можно ли его назвать сказочным?

- Как называется такая вступительная часть? (пролог).

4) Беседа по содержанию с элементами выборочного чтения

Приложение (слайды № 16 – 20)

- О ком идёт речь в сказке?

- Как его звали?

-Что его огорчало? Почему?

- Что заставило отца взять честное слово со старшего сына?

- Почему Старшему не хотелось играть с Младшим?

- Что случилось 28 декабря? Зачитайте.

- Какую книгу читал Старший брат в канун Нового года?

- Как поступил Старший брат после очередной крупной ссоры с Младшим братом? Зачитайте.

- Что страшного в словах Старшего брата “… оставь меня в покое…”? (рассуждения детей).

- Можно ли Старшего назвать жестоким человеком? Почему? Докажите.

- Как повёл себя Старший, когда опомнился, ведь Младшего во дворе уже не было? Зачитайте.

- Почему отец с нетерпением выскакивает из саней, подъезжая к дому? (высказывания учащихся).

- Скрыл ли Старший от родителей произошедшую ссору?

- Отчего поседел отец? (рассуждения).

- Что сказал Старшему отец? Зачитайте.

- Каким бы вы назвали решение отца? Жестоким, справедливым, мудрым? (рассуждения).

- Почему братья носят такие необычные имена?

5) Чтение 2-ой части (чтение цепочкой)

Работа по содержанию

- Где начинается волшебство? Зачитайте.

- Куда попал Старший, когда пошёл вперёд на звон колокольчиков?

- Что нового мы узнали о Старшем?

- Зачем нам сказочник во второй раз называет его количество лет?

- Зачитайте описание ледяного леса. А какое впечатление произвела на Вас красота этого леса?

- Как переплетаются в сказке реальность и фантастика?

6. Развитие творческого воображения

- Пофантазируйте, что может произойти потом?

- Найдёт ли Старший младшего?

- Как это случится?

7. Обобщение

- Что понял Старший брат, когда потерял брата? (рассуждения).

Приложение (слайд № 21)

III. Рефлексия

“Слово улетает, написанное остаётся”

Античный афоризм.

IV. Домашнее задание

- дочитать сказку

- на выбор: а) найти значения непонятных слов

б) нарисовать диафильм с подписями из текста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бунеев, Бунеева “Методические разработки 4 кл.”

2. Энциклопедия “Русские писатели”

3. Детские книги Е. Шварца “Два брата”, “Сказка о потерянном времени”

4. Мудрые мысли. Энциклопедия

Номинация Сведения об уроке, мероприятии Ф. И. О. разработчика Сведения о разработчике
Урок литературного чтения.

Образовательная программа “Школа-2100”.

Урок литературного чтения Е. Шварц “Два брата”

Класс 4

Максимова Светлана Ивановна Город Черемхово МОУ “ООШ №22”

1 категория, 33 года педагогического стажа