Литературный вечер "Мои первые университеты", посвященный М.В. Ломоносову

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Высказывания написаны на доске или на отдельных плакатах:

М.В. Ломоносов

  • ...Неусыпный труд препятства преодолевает...
  • Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.
  • Ошибки замечать немногого стоит; дать нечто лучшее - вот что приличествует достойному человеку.
  • Почетнее признать правильные чужие положения, чем поддерживать свои ложные.
  • Ведь может собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов российская земля рождать.

Оформление вечера: портреты М.В. Ломоносова; стол, за которым сидит ученик, играющий роль Ломоносова, компьютер, проектор, мультимедийная презентация

Действующие лица: 1-й ведущий, 2-й ведущий, 3-й ведущий; 4-ведущий; 1-й чтец, 2-й чтец; Ломоносов.

Презентация.

(Слайд 1,2,3)

1-й ведущий: Гений - достояние не только отдельной нации, но и всего человечества. Имя великого Ломоносова знает каждый. Он родился в 1711 году. О Ломоносове точнее всех написал Пушкин. Он сказал о нем замечательно: "Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом"

(Слайд 4)

2-й ведущий: И характеристику личности Ломоносова тоже дал именно Александр Сергеевич Пушкин: "Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник".

3-й ведущий: Это очень яркие слова, и что ещё важно - сам учёный признавал то, что "ни высочайшие щедроты", ни "бедность крайняя" - ничто "от любления и усердия к наукам его отвратить не может".

4-й ведущий: Как зародилась эта страсть к наукам у сына архангельского помора?

Оказывается, ещё подростком Ломоносов стал задумываться над вопросами бытия, о нравственных нормах человеческой жизни. Ломоносов-подросток посещал старообрядческие поселения. Именно старообрядцы были в своё время хранителями чистоты многих важных нравственных принципов: "не укради", "не злобствуй", "не заносись в гордыне". А особенно они были непримиримы ко всяким новшествам, наподобие курения, потребления спиртного. Главными были для них вопросы личной чести, верности родным традициям.

1-й ведущий: Интересно, что Ломоносов очень рано пристрастился к чтению. Лет семи стал помогать отцу в его опасном рыболовном промысле. Уже с отрочества отличался недюжинной силой и независимым нравом. В схватках никому не уступал. Перетягивал на канате двух - тpёx взрослых лопарей.

2-й ведущий: Страсть к знаниям у юного Ломоносова была на редкость необычной среди сверстников. Иные, одолев начала грамоты, довольствовались достигнутым - благо можно было прочесть бумагу или сосчитать горсть монет. Михайло же искал всякие книги, как кладоискатель. У прижимистого старика-помора Христофора Дудина - тоже страстного книгочея, который никому не давал книги на вынос из избы, - выучил почти наизусть славянскую грамматику Смотрицкого и арифметику Магницкого, кстати говоря, заключавшую в себе понятия о физике, геометрии, астрономии, географии и навигации. После этого он уже не в силах был подавить в себе страсть к дальнейшей учебе.

3-й ведущий: В представлении многих Ломоносов, совсем мальчик, сын темного поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, движимый некой неведомой силой, вдруг все бросает и пешком идет с рыбным обозом в Москву учиться.

Все так и не так. Это был совсем не мальчик. В Москву отправился 19-летний, по существу, взрослый парень, завидный жених, широкоплечий силач, который с 10 лет ходил в море и был дублен самыми злыми северными ветрами.

4-й ведущий: В Москву пришел вовсе не неуч, слепо, как росток к солнцу, тянувшийся к знаниям, а юноша, уже прикоснувшийся к науке своего времени, уже сделавший первый жадный глоток из чаши истины, понявший, что жажду эту побороть он в себе теперь не в силах, и с немалыми сомнениями и колебаниями решивший идти в Москву, точно зная, что лишь там он сможет утолить эту жажду.

(Слайд 5)

1-й чтец: (отрывок из оды Ломоносова)

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

(6 слайд)

1-й ведущий: Восторженный гимн науке - важная тема в поэзии Ломоносова. По убеждению поэта, благо и слава Родины - в развитии "божественных" наук: механики, химии, астрономии, географии.

Науки пользуют везде
Среди народов и в пустыне,
В покое сладком и в труде.

И ещё пример понятного и внятного обращения к теме науки:

2-й чтец: (стихотворение Ломоносова)

Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил:
"Земля, вертясь, круг Солнца ходит";
Другой - что Солнце
все с собой планеты водит.
Один Коперник был,
другой слыл Птоломей.
Тут повар спор решил
усмешкою своей.
Хозяин спрашивал:
"Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем
сомненьи рассуждаешь?".
Он дал такой ответ:
"Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг
кругом жаркова?".

2-й ведущий: Ломоносов когда-то написал:

Ломоносов (пишет за столом и читает вслух): "Стихотворство - моя утеха, физика - мое упражнение".

2-й ведущий: Но ведь "утеха" привела, по существу, к реформам в русской поэзии, стала революцией в истории развития русского языка. Даже не прикоснувшись к науке, он уже вписал бы свое имя в историю русской культуры как поэт. Впрочем, реформа русского языка, которую он произвел, была необходима и для занятий наукой, потому что тот русский язык, на котором писались научные трактаты, ни один русский человек понять не мог.

3-й ведущий: Всю жизнь работал на пределе, теперь сказали бы "на износ". В Москву приехал, не имея в городе ни единого знакомого, спал зимой на возу с рыбой, голодал, потому что денег не было вовсе. Потом, когда начал учиться, просиживал за книгами не часы - сутки. Экономил на всем. Из дроби делал палочки свинцовые - ими писал. А то шли с приятелями на московские пруды дергать перья у гусей, чтобы не тратить лишнего. Ведь все его "жалование" во время учебы - 3 копейки в день, а богатый отец решил, что возьмет его измором: денег не посылал и настоятельно требовал его возвращения домой. Недоедал в молодости постоянно. Меню в Германии - "из нескольких селедок и кваса". Летом 1743 года (за два года до избрания академиком!) писал в Академию наук.

Ломоносов (пишет за столом и читает вслух): "Пришел в крайнюю скудость. Нахожусь болен, и при том, не токмо лекарство, но и дневной пищи себе купить на что не имею, и денег взаймы достать не могу".

4-й ведущий: Ломоносов обучался в Спасских школах, в Петербурге, затем - четыре с лишним года за границей. В Россию он вернулся сложившимся учёным, личностью крупного масштаба и даже в обращении к музе упоминает науки.

2-й чтец:

Ты, муза, лиру приими,
И чтоб услышала вселенна,
Коль жизнь наукам здесь блаженна,
Возникни, вознесись, греми.

4-й ведущий: Провидческая деятельность Ломоносова на благо России, его страдания как истинного сына Отечества обозначились уже в первые годы работы в Петербургской Академии наук. Это было время Елизаветы Петровны, дочери Петра I, когда должны были вздохнуть русские люди после "бироновского" десятилетия. Но засилию иностранцев не было конца. В своей оде поэт обращается к науке:

Ломоносов:

О вы, счастливые науки!
Прилежны простирайте руки
И взор до самых дальних мест.
Пройдите землю, и пучину,
И степи, и глубокий лес,
И нутр Рифейский, и вершину,
И саму высоту небес.
Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет.

1-й ведущий: Особую важность с точки зрения развития и укрепления отечественной государственности и культуры имеют труды Ломоносова в области языка и литературы. М.В. Ломоносов создал "Российскую грамматику", обосновал теорию "трёх штилей", разработал нормы русского литературного языка. Учение Ломоносова о "трёх штилях", как и разработанные им грамматические категории, - это шаг вперёд в овладении богатством русской речи.

(7 слайд)

2-й ведущий: Высоким стилем "составляться должны героические поэмы, оды, праздничные речи о важных материях", и здесь он рекомендует использовать церковно-книжный язык. Средним стилем рекомендуется писать "все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово", также стихотворные дружеские письма, эклоги и элегии

3-й ведущий: Литературный язык до Ломоносова отличался лексической пестротой и множеством обветшавших слов. Пользоваться таким языком в науке, а тем более в поэзии, было невозможно.

4-й ведущий: Михаил Васильевич пришёл к выводу, что совершенствовать русский литературный язык можно на основе сближения с народной речью. Учёный не только ощущал "природную" красоту и силу народного языка, но сам показывал всё это на примере собственной речи.

(8 слайд)

Ломоносов: "Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпанским с богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятельми, итальянским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка".

4-й ведущий: Не правда ли, всё о чём говорит Ломоносов, присутствует уже в самой его фразе? И крепость, и сила, поэтическая выразительность, и лёгкость по тем временам необычайная. Преодолеть "слепоту" и "немоту" народную без ясной и толковой книги по русскому языку было невозможно.

1-й ведущий: К созданию такой книги и обратился Ломоносов, опубликовав в 1757 году первую "Российскую грамматику". Написана она ясным и чётким языком, примеры красочны, легко запоминаются. Слово, в истолковании Ломоносова, - это сгусток человеческого опыта. Ломоносов настойчиво боролся за чистоту и самобытность родной речи, за её связь с лучшими вековыми традициями. Он бережно относился к церковнославянскому языку. Обветшалые его элементы он исключал из литературного обихода, но слова, придающие крепость такие, как "взываю", "отверзаю" рекомендовал употреблять в высоком и среднем стиле.

(9 слайд)

2-й ведущий: Ломоносов - создатель школы русского красноречия. Он прослыл "златоустом" и желал помогать своим соотечественникам в овладении родным словом. Его "Риторика" была очень популярна и издавалась несколько раз.

3-й ведущий: Ломоносов мечтал о преобразовании жизни - с помощью науки и внутреннего просветления личности. Но как одухотворить человека, заразить его высокими помыслами и благородными порывами? И такое универсальное средство Ломоносов нашёл. Это слово, художественное слово. И такой формой его новаторства была поэзия, а точнее жанр оды. Самые известные из них: ода "На взятие Хотина", ода "На день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны".

4-й ведущий: В решении проблем России Ломоносов неизменно возвращался к мысли о её неповторимости, самобытности народа, способного выдвигать из своей среды "собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов". Он изображает мир, в котором нет кровопролитных войн, бессмысленной вражды:

2-й чтец:

Кристальны горы окружают,
Струи прохладны обтекают
Усыпанный цветами луг.
Плоды румянцем испещренны,
И ветви, медом орошенны,
Весну являют с летом вдруг.
Восторг все чувства восхищает,
Какая сладость льется в кровь!
В приятном жаре сердце тает!
Не тут ли царствует любовь?
И горлиц нежное вздыханье,
И чистых голубиц лобзанье
Любви являют тамо власть.
Древа листами помавают,
Друг друга ветвьми обнимают,
В бездушных зрю любовну страсть!

(10 слайд)

1-й ведущий: "Бесспорных гениев в нашей литературе было всего три: Ломоносов, Пушкин и :Гоголь", - был уверен Фёдор Михайлович Достоевский. Вдумайтесь, возможно ли представить, что Пушкин, написавший "Я памятник себе воздвиг нерукотворный:", не читал известное в свое время стихотворение Ломоносова:

Ломоносов:

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой муза,
И увенчай главу дельфийским лавром.

2-й ведущий: Ломоносов - уникальное явление для мировой культуры, но прежде всего это русский человек - первый просветитель России, её "первый университет".

Использованная литература.

  1. Карпеев Э.П. Михаил Васильевич Ломоносов. М., 1987.
  2. Щеблыкин Ю.С. "Гряди, Российская отрада: Поставь опасностям конец". Об изучении жизни и творчества М.В. Ломоносова. // "Литература в школе". 1991. - №4.- с.64-78