Изучение драмы М.Горького "На дне". Различные трактовки образа Луки
12.05.2010
- Познакомиться с оценками образа Луки в критике. (Тезисы.)
- Выписать из 4 акта положительные и отрицательные отзывы ночлежников о Луке.
- Информационные проекты о различных сценических интерпретациях образа Луки.
- Образовательная – способствовать формированию понятий “социально-философская драма”, “философский мотив” “художественный образ”.
- Развивающая – создать условия для развития у старшеклассников умения работать с различными источниками информации.
- Воспитательная – помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах, вызвать уважительное отношение к творческой индивидуальности деятелей искусства.
- М.Горький “На дне”.
- Критические статьи: Гачев Г.Д. “Что есть истина? Прения о правде и лжи в “На дне” М.Горького”; Бялик Б.А. “Горький – драматург”. (Приложение 1.)
- Кузьмичев И.К. “На дне” М.Горького: судьба пьесы в жизни, на сцене и в критике.
- Компьютерная презентация “Что лучше: истина или сострадание?” (Приложение 2.)
- Компьютерные презентации “Сценическая история образа Луки”, “Новая жизнь образа” (Проекты учеников.)
- Интернет-ресурсы.
| Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Прикладные программы |
| 1. Орг | Определяет готовность учащихся к уроку. | Подготавливают рабочие места. | Слайд 1 |
| 2. Целеполагание | Сосредотачивает внимание на теме урока и эпиграфе к уроку. Предлагает сформулировать цель работы и основной вопрос. “Каковы основные трактовки образа Луки? | Записывают тему занятия. Предлагают формулировки цели занятия. Записывают цель занятия и проблемный вопрос. (См. Вариант записи в рабочей тетради.) | Слайд 2 “Пьеса М.Горького” |
| 3. Актуализация знаний | 1. Обращает внимание на звучащие в пьесе стихи Беранже и народную песню. Предлагает определить философские мотивы пьесы. 2. Представляет схему “Философская проблематика пьесы”. 3. Проводит фронтальный опрос по характеристике Луки. |
1. Работают с дидактическим материалом,
представленным на слайде. Определяют основные философские мотивы
произведения.
2. Используя схему, уточняют основные философские
мотивы пьесы.
3. Отвечают на вопрос учителя: Каковы основные жизненные принципы Луки? |
Слайд 3 “Философские мотивы” Слайд 4 “Философская проблематика” |
| 4. Первичное усвоение знаний |
1. Предлагает работу с текстом пьесы по выявлению
противоречий в образе. Организует обсуждение материалов о Луке. 2. Организует проверку выполнения домашнего задания – вычитывание фрагментов критических статей. (Приложение 2) 3. Информирует учеников о различных сценических интерпретациях пьесы. Обращает внимание на разновидности драмы. |
1. Зачитывают отрицательные и положительные отзывы о
Луке героев пьесы. Выявляют противоречия образа, исходя из текста пьесы. 2. Отвечают на вопросы опережающего домашнего задания, Зачитывают тезисы статей. Выявляют различия в трактовках образа Луки. 3. Слушают учителя, знакомятся с информацией, представленной на слайде презентации, выявляют различия в видах драмы. |
Слайд 5 “Образ Луки. В чем противоречие?” Слайд 6 “Критики о Луке” Слайд 7 “Виды драмы” |
| 5. Осознание и осмысление материала | Информирует учеников о различных сценических интерпретациях образа Луки. Предлагает познакомиться с материалами информационного проекта учащихся. | Группа учащихся презентует информационный проект “Сценическая история образа Луки”. Слушают одноклассников, задают вопросы, записывают тезисы в тетрадь. |
Слайд 7 “Галерея актеров” Презентация уч-ся “Сценическая история образа Луки” |
| 6. Закрепление учебного материала |
1. Организует обсуждение материала по вопросам:
– Какая из трактовок образа Луки ближе вам? – Чем вызваны резкие изменения в трактовке образа? Связано ли это с советской идеологией? 2. Предлагает познакомиться с материалами информационного проекта учащихся “Новая история образа Луки” Организует обсуждение информации. |
Отвечают на вопросы учителя.
Устанавливают причины резкой смены трактовки образа
Луки от мудрого старца до лжеца и шарлатана.
Записывают выводы в тетрадь.
2. Презентуют проект. Отвечают на вопрос: Какую из основных трактовок образа Луки использовали создатели романтической драмы, психологической драмы, экзистенциональной драмы? |
Слайд 8 “Сценическая история” Презентация уч-ся |
| 7. Обобщение и систематизация материала | Предлагает оформить выводы в тетрадях, используя информацию, представленную на слайдах презентации. Предлагает ответить на контрольные вопросы. | Записывают в тетрадь выводы. Отвечают на контрольные вопросы. Делают вывод о причинах различных интерпретаций образа. |
Слайд 9 “Различные трактовки” Слайд 10 “Контрольные вопросы” |
| 8. Рефлексия | Обращает внимание на цель урока и на высказывание автора о проблематике пьесы. Оценивает работу учащихся. | Высказывают суждения о достижении цели урока. Читают и обсуждают высказывание М.Горького. | Слайд 11 “Истина или сострадание” |
| 9. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание: Задание №1 –для всех учеников Задание №2 – группа уч-ся. Работа с Интернет-ресурсами. | Записывают д./з: 1. Выписать цитаты – суждения героев о человеке. 2. Информационный проект “Сегодня на сцене пьеса М.Горького “На дне” (Интеренет-ресурсы: в каких театрах сегодня идет пьеса, в чем особенности постановок.) | Слайд 12 “К следующему уроку” |
- Найти информацию по данному вопросу.
- Выяснить, как актеры, начиная с первого исполнителя, представляли Луку?
- Определить причины различия сценических трактовок образа Луки.
- И.К. Кузьмичев. “На дне” М.Горького. Судьба пьесы в жизни на сцене и в критике. – Горький 1981г.
- Л.В. Николаева. Ранняя драматургия М.Горького в историко-функциональном изучении: проблема интерпретации жанра пьес "Мещане", "На дне", "Дачники"
aid: 575296