В данной статье представлен урок по изучению философской
проблематики пьесы М.Горького “На дне”. Урок посвящен характеристике образа
Луки. Трактовка этого образа в литературной критике и театральных постановках 20
века неоднозначна и крайне противоречива: от лжеца, провокатора и шарлатана до
мудреца и учителя-проповедника. В ходе урока учащиеся смогут сравнить различные
трактовки образа Луки не только в критике, но и в театральных постановках и
выяснить причины различных интерпретаций этого образа. На уроке используется
комплекс новых педагогических технологий: проблемного изложения материала,
технология метода проектов и компьютерные технологии. На изучение всего
произведения в программе отводится 5 уроков. Данный урок посвящен изучению
философской проблемы “идеал и реальность” и предшествует заключительному уроку,
на котором речь пойдет о философском мотиве человека, заявленном в пьесе.
Опережающее домашнее задание к уроку.
-
Познакомиться с оценками образа Луки в критике.
(Тезисы.)
-
Выписать из 4 акта положительные и отрицательные
отзывы ночлежников о Луке.
-
Информационные проекты о различных сценических
интерпретациях образа Луки.
Модель урока
Раздел программы. Творчество М.Горького.
Идейно-художественное своеобразие пьесы “На дне” (11 класс).
Тема занятия. Философская проблематика пьесы.
Различные трактовки образа Луки.
Дидактическая цель – создать условия для осознания,
осмысления, систематизации и обобщения по теме средствами метода творческого
чтения и комплекса педагогических технологий: технологии проблемного обучения,
метода проектов и компьютерных технологий.
Тип занятия – комбинированный.
Цели по содержанию занятия:
-
Образовательная – способствовать формированию
понятий “социально-философская драма”, “философский мотив” “художественный
образ”.
-
Развивающая – создать условия для развития у
старшеклассников умения работать с различными источниками информации.
-
Воспитательная – помочь ученикам определиться в
нравственных ориентирах, вызвать уважительное отношение к творческой
индивидуальности деятелей искусства.
Методы обучения: метод творческого чтения, проблемный,
метод проектов.
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная, фронтальная, групповая.
Средства обучения:
-
М.Горький “На дне”.
-
Критические статьи: Гачев Г.Д. “Что есть истина? Прения о
правде и лжи в “На дне” М.Горького”; Бялик Б.А. “Горький – драматург”.
(Приложение 1.)
-
Кузьмичев И.К. “На дне” М.Горького: судьба пьесы в жизни,
на сцене и в критике.
-
Компьютерная презентация “Что лучше: истина или
сострадание?”
(Приложение 2.)
-
Компьютерные презентации “Сценическая история образа
Луки”, “Новая жизнь образа” (Проекты учеников.)
-
Интернет-ресурсы.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Прикладные программы |
1. Орг |
Определяет готовность учащихся к уроку. |
Подготавливают рабочие места. |
Слайд 1 |
2. Целеполагание |
Сосредотачивает внимание на теме урока и эпиграфе к
уроку. Предлагает сформулировать цель работы и основной вопрос. “Каковы
основные трактовки образа Луки? |
Записывают тему занятия. Предлагают формулировки цели
занятия. Записывают цель занятия и проблемный вопрос.
(См. Вариант записи в рабочей тетради.) |
Слайд 2
“Пьеса М.Горького” |
3. Актуализация знаний |
1. Обращает внимание на звучащие в пьесе стихи
Беранже и народную песню. Предлагает определить философские мотивы
пьесы.
2. Представляет схему “Философская проблематика
пьесы”.
3. Проводит фронтальный опрос по характеристике Луки.
|
1. Работают с дидактическим материалом,
представленным на слайде. Определяют основные философские мотивы
произведения.
2. Используя схему, уточняют основные философские
мотивы пьесы.
3. Отвечают на вопрос учителя:
Каковы основные жизненные принципы Луки? |
Слайд 3
“Философские мотивы”
Слайд 4
“Философская проблематика” |
4. Первичное усвоение знаний |
1. Предлагает работу с текстом пьесы по выявлению
противоречий в образе.
Организует обсуждение материалов о Луке.
2. Организует проверку выполнения домашнего задания –
вычитывание фрагментов критических статей.
(Приложение 2)
3. Информирует учеников о различных сценических
интерпретациях пьесы. Обращает внимание на разновидности драмы. |
1. Зачитывают отрицательные и положительные отзывы о
Луке героев пьесы.
Выявляют противоречия образа, исходя из текста пьесы.
2. Отвечают на вопросы опережающего домашнего
задания, Зачитывают тезисы статей. Выявляют различия в трактовках образа
Луки.
3. Слушают учителя, знакомятся с информацией,
представленной на слайде презентации, выявляют различия в видах драмы.
|
Слайд 5
“Образ Луки. В чем противоречие?”
Слайд 6 “Критики о Луке”
Слайд 7
“Виды драмы” |
5. Осознание и осмысление материала |
Информирует учеников о различных сценических
интерпретациях образа Луки. Предлагает познакомиться с материалами
информационного проекта учащихся. |
Группа учащихся презентует информационный проект
“Сценическая история образа Луки”.
Слушают одноклассников, задают вопросы, записывают
тезисы в тетрадь. |
Слайд 7
“Галерея актеров”
Презентация уч-ся
“Сценическая история образа Луки” |
6. Закрепление учебного материала |
1. Организует обсуждение материала по вопросам:
– Какая из трактовок образа Луки ближе вам?
– Чем вызваны резкие изменения в трактовке образа?
Связано ли это с советской идеологией?
2. Предлагает познакомиться с материалами
информационного проекта учащихся “Новая история образа Луки” Организует
обсуждение информации. |
Отвечают на вопросы учителя.
Устанавливают причины резкой смены трактовки образа
Луки от мудрого старца до лжеца и шарлатана.
Записывают выводы в тетрадь.
2. Презентуют проект.
Отвечают на вопрос: Какую из основных трактовок образа Луки использовали
создатели романтической драмы, психологической драмы, экзистенциональной
драмы? |
Слайд 8
“Сценическая история”
Презентация уч-ся
|
7. Обобщение и систематизация материала |
Предлагает оформить выводы в тетрадях, используя
информацию, представленную на слайдах презентации. Предлагает ответить
на контрольные вопросы. |
Записывают в тетрадь выводы. Отвечают на контрольные
вопросы.
Делают вывод о причинах различных интерпретаций
образа. |
Слайд 9
“Различные трактовки”
Слайд 10
“Контрольные вопросы” |
8. Рефлексия |
Обращает внимание на цель урока и на высказывание
автора о проблематике пьесы. Оценивает работу учащихся. |
Высказывают суждения о достижении цели урока.
Читают и обсуждают высказывание М.Горького. |
Слайд 11
“Истина или сострадание” |
9. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание:
Задание №1 –для всех учеников
Задание №2 – группа уч-ся. Работа с
Интернет-ресурсами. |
Записывают д./з:
1. Выписать цитаты – суждения героев о человеке.
2. Информационный проект “Сегодня на сцене пьеса
М.Горького “На дне” (Интеренет-ресурсы: в каких театрах сегодня идет
пьеса, в чем особенности постановок.) |
Слайд 12
“К следующему уроку”
|
Вариант записи в рабочей тетради
Тема. Философская проблематика пьесы М.Горького “На
дне”. Различные трактовки образа Луки.
Основной вопрос. Каковы основные трактовки образа
Луки?
Цель: узнать основные интерпретации образа Луки в
критике и театральных постановках, выяснить причины различия.
Премьера спектакля – 18 декабря 1902 года в Московском
Художественном театре.
Первый исполнитель Иван Москвин. Лука – вечный неуемный
искатель лучшего ради чего живет человек.
Другая трактовка: Лука – апостол любви, живительный “луч
света в темном царстве”.
30-е годы – Лука – пройдоха, шарлатан, корыстный и злой
человек.
Театры 60-х. Психологическая драма, Герой не утешает, а
стремится пробудить ночлежников к активной жизни. Театр “Современник”.
80-е годы. Начало процессов духовного опустошения 90-х
отразили в своих постановках А.Эфрос и Г.Товстоногов. Религиозно-этические
поиски Луки – иллюзорны. Лука ирреальный – от него зависит очень немногое.
Информационные проекты учеников
Вопросы:
– Каковы традиции представления образа Луки на сцене?
– Почему трактовки образа оказались различными?
Цель. Изучить сценическую историю образа Луки.
Задачи работы:
-
Найти информацию по данному вопросу.
-
Выяснить, как актеры, начиная с первого исполнителя,
представляли Луку?
-
Определить причины различия сценических трактовок образа
Луки.
Основные информационные ресурсы:
-
И.К. Кузьмичев. “На дне” М.Горького. Судьба пьесы в жизни
на сцене и в критике. – Горький 1981г.
-
Л.В. Николаева. Ранняя драматургия М.Горького в
историко-функциональном изучении: проблема интерпретации жанра пьес
"Мещане", "На дне", "Дачники"
Тезисы
Проект “Сценическая история образа Луки”
Премьера спектакля – 18 декабря 1902 года в Московском
Художественном театре. “Необычный, небывалый успех”, “баснословный успех”,
“грандиозный успех”, “небывалый в истории русской сцены успех” – это далеко
невсе восторженные отзывы о спектакле. Успех "На дне" в МХТ критики связывали
прежде всего с образом Луки, созданным в спектакле Иваном Москвиным.
В течение 38 лет Москвин сыграл роль около 800 раз.
Категорически исключает вредоносность Луки. Не заботился о том, чтобы Лука был
“лучом света в темном царстве”. Не проповедник истины, не спаситель, не
идеальный христианин, примирившийся и примиряющейся Лука вечный неуемный
искатель лучшего, ради чего живет человек.
Отзывы современников о Луке противоречивы. “Добрый гений
сцены”, “чудесный старец”, “проповедник любви” (Новости дня”, 1902, N 7017, от
20 декабря)
"Вся пьеса, то, что в ней заменяет традиционное "действие", –
в этом влиянии Луки и его философии любви "возвышающего обмана" на печальных,
изломанных природой или жизнью героев "дна" (Николай Эфрос “Театр и искусство”
1902 г.)
“Явные симпатии Горького к Луке мы считаем временным
грехопадением писателя, который нам дорог и в боевой инстинкт которого мы
верим". (А. Луначарский 1904 г.)
Иная трактовка образа. Спектакль “Ночлежка” 23 января 1903
года в Малом Театре Берлина, Германия. Лука Рейнгардта – апостол любви и
милосердия. Спектакль “Nachtasyl” – самый знаменитый, составивший важнейшую веху
в истории немецкой сцены.
М.Горький о Луке. В 1932 г. – статья М.Горького "О пьесах”:
Лука – защитник философии "утешительной лжи” Сатин – герой, разоблачающий лживую
сущность Луки, представитель "воинствующего гуманизма".
М.Горький: “Лука – пародия на Каратаева. Странно, как этого
не замечают. Они и говорят одним языком. Вредный, по-моему, человек Лука. А
Москвин его играет божьим угодником”. (По воспоминаниям Сереброва.)
Мосвин: “Как мне было горько, когда Алексей Максимович в 1932
году стал отказываться от своего Луки. Когда он писал Луку, то не то что не
сумел сделать его вредоносным утешителем, но и не хотел”.
Третья трактовка образа Луки. 30-е годы 20 в. – по данному
драматургом "рецепту" большинство театров и пытались ставить драму Горького.
Лука трактовался плоско и однопланово: лжец-утешитель, жулик, хитрец и проныра.
40-50-е годы – глухой период для драмы. На сценических
подмостках пьеса "оживает" только во второй половине 50-х годов.
Проект “Новая жизнь сценического образа”.
Романтическая драма Леонида Вивьена. Ленинградский
академический театр драмы им. А.Пушкина, 1956 год. Духовная мощь героев. На дне
были люди. Наверху – людишки. Лука К.Скоробогатова утешал вдохновенно, как поэт.
И Лука, и Сатин – познали несправедливость жизни. Частички истинно человеческого
для героев – основа жизненной силы. Побороть отчаяние, можно лишь честно
взглянув в лицо страху перед миром. На первый план в спектакле выдвинут не
Сатин, не Лука, а – Бубнов. Человек "дна" понимает, что "верха" он не достигнет,
но это не мотив изменить своему знанию "правды".
Психологическая драма “шестидесятников”. 60-е годы 20 века –
возрождение драматургии Горького. Социальный конфликт в 60-е сводится к
минимуму. Основное место занимает психологический и нравственный. "Дно” –
метафора психологического "нутра" человека. Причины "донного" состояния человека
– в вековой неустроенности мира. "Дно" – более тяжкая и явная реальность. Оно не
окружало ночлежников, как в спектакле Вивьена, а гнездилось в их душах.
Художники 60-х еще хотели верить в возможность преодоления "донного" состояния
мира.
Театр “Современник” (1968). Игорь Кваша в роли Луки. Лука –
не чувствует себя свободным. “Человек гордый". Не старик вовсе. Не склонял
головы ни перед кем. Заставлял почувствовать позор "дна". Вовсе не приходит
спасать, утешать. Человек очень замкнутый. Не спешит вмешиваться. Нельзя
отказывать, если кто-то просит поговорить, выслушать.
Постановки 60-х годов. В Киевском театре драмы Лука –
В.Халатов, мощный, решительный. У И.Тошкевича в спектакле Кировского театра
драмы Лука – суровый и гневный правдоборец. Исключение Лука Дворжецкого –
"профессиональный проповедник”. Театры шестидесятых, как и МХТ в начале века, не
спешили "казнить" Луку. Чаще герой не утешает, а, напротив, стремится пробудить
ночлежников к активной жизни.
В экзистенциальной драме Анатолия Эфроса и в версии "театра
абсурда” Георгия Товстоногова нашла отражение эпоха конца советской системы,
низвержения коммунистической идеологии и начала процессов духовного опустошения
и деградации 90-х годов.
Экзистенциальная драма Анатолия Эфроса (1984). Ночлежники –
люди “заблудшие”, хуже всех своих предшественников, человеческая шваль и гниль.
Замкнутость в себе, тюрьма по собственному желанию – такое существование,
порождает безумие. Герои должны обрести и свою экзистенцию, понять, кто они
есть. И становиться людьми нужно именно здесь, на “дне”. Человек одинок и
осужден быть свободным, потому что “однажды попав в мир, он ответственен за все,
что делает”
Образ Луки в экзистенциальная драме. Замысел режиссера.
“Безумие охватывает мир. Люди живут не по разуму, без Бога. И этот поток безумия
невозможно остановить. И так как люди стали неуправляемы (духом, Богом), то все
это неминуемо приводит к катаклизмам". (А.Эфрос). Максимум, что удается сделать
Луке – в этом безумном мире, – бросить зерно сомнения в правильности его
существования, заставить его “бродить”. А.Трофимов в роли Луки. Неприкаянный
странник, "всем тут чужой". Не входит – маячит в окне. Не с людьми – над людьми,
вне людей, вне участия к каждому. Лука исчезает – и пустота в ночлежке
воинствующая. Не придумали ли люди этого Луку, не видят ли каждый в нем свою
надежду? Лука ирреальный – от него зависит очень немногое.
Версия "театра абсурда” Георгия Товстоногова. 12 декабря 1987
г. – "На дне" в Ленинградском Большом драматическом театре. Люди блуждают в
одиночку, хаотично, как атомы в холоде космоса. Человек не способен отыскать
точку опоры в безысходном поиске постоянно ускользающего от него смысла.
Лестница на сцене – метафора тщетности человеческих усилий. Трагически
безнадежный взгляд режиссера на мир не вязались с конъюнктурой времени –
перестройкой, надеждами на изменение.
Евгений Лебедев в роли Луки. Религиозно-этические поиски Луки
– все относительно, все иллюзорно. Лука – “псевдодобрый”. Слишком трезво смотрит
на мир и людей, чтобы верить в их способность радикально изменить существующий
мир.
Основная мысль спектакля – абсурдность и бессмысленность
окружающей жизни, в которой кто-то еще что-то пытается делать и придумывать и во
что-то верить и страдать.
Несомненно, что Лука – это один из тех образов мировой
драматургии, которые современны в каждую эпоху, так же, как и во все времена
актуальны философские проблемы, связанные со смыслом жизни человека, его правды
и веры. Самое загадочное в Луке – это самостоятельная жизнь образа, не зависимая
не только от суда ночлежников, но и от … Горького.