Трагизм в восприятии Бориса Зайцева на рубеже веков (на примере рассказа "Мгла")

Разделы: Литература


Цель:

  • проанализировать рассказ “Мгла;
  • понять, в чем трагизм восприятия Б.Зайцева на рубеже двух веков.

Задачи:

  • формировать умение анализировать художественный текст;
  • видеть главное и детальное, проследить, как меняются отношения между действующими лицами;
  • развивать логическую и монологическую речь учащихся.

I. Приветствие (по одному вопросу к каждому ряду).

доска:

Все, что в мире ни делается,
все имеет смысл в страдании и счастье, смерти,
но это только кажется.
День и ночь, радость и горе,
достижения и падения – всегда научают.
Бессмысленного нет.
Б.Зайцев

с другой стороны доски:

И отвращение от жизни, и бурная любовь,
И страсть, и ненависть к Отчизне, и черная земная кровь,
Сулит нам, разрывая вены, все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены, невидимые в тиши.
А.Блок

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами займемся изучением, постижением рассказа Б.К.Зайцева, рассказ называется “Мгла”. Тексты у вас есть, есть определенное настроение в классе. И поэтому мы с вами начинаем.

III. Анализ текста.

Учитель:

Мы выезжаем: восьмой час зимнего утра. (I абзац читает ученица). Именно так начинается рассказ Б.Зайцева “Мгла”. Именно с этого начинается его литературный путь, он приходит в литературу таким, каким вспоминают его современники: “Однажды Андреев привез к нам новичка, как его самого привез к нам в свое время Горький, так сам он теперь привез в среду молоденького студента в синей форменной тужурке с золочеными пуговицами, и он же талантливый, хотя напечатал в “Курьере” всего два рассказа “Волки” и “Мгла”, но ясно, что из него выйдет толк. Юноша всем понравился, и рассказ его тоже всем понравился, и с этого вечера он стал членом “Среды” и ее посетителем. Вскоре из него вылепился писатель – Борис Зайцев.

Итак, откройте свои тексты, вы прочли рассказ, вам есть что сказать, вам есть чем поделиться.

  • Что показалось вам новым, незнакомым?
  • Какие вопросы у вас возникли при прочтении?

на доске составляем перечень вопросов:

  • Что переживал человек этого времени?
  • Местоимение “он” в кавычках?
  • Почему в начале и в конце произведения “Вечная Ночь”?
  • Почему люди чудаки?
  • Почему преобладает в рассказе какая-то мистика?

Перед вами вопросы, которые каждый себе задал, нашел в тексте. В итоге мы попытаемся ответить на все эти вопросы.

  • Каков сюжет этого произведения? (Охота, конфликт между человеком и волком, то есть между двумя мирами: человека и природы.)
  • Сюжет реализуется во времени и пространстве. Что вы можете сказать о времени? (Один день, утро, 8 часов утра, ночь – сутки.)
  • Пространство.
МИР ЧЕЛОВЕКА   МИР  ВОЛКА
  мельница деревня  
дом дорога <--------------------------– лес
Охотник

добыча
2 рудокопа
Грмина
Аграфена
люди (ахали, трогали, шумели)

( лаз)

 Волк
сороки
вороны

  • Слово “лаз”, какие ассоциации вызывает? Овраг?
    Существует какой-то лаз, через который эти миры могут сообщаться. Волк движется к человеку?
  • По дороге бежит волк.
    Итак, перед вами два мира: мир человека и мир волка. Скажите, пожалуйста, эти два мира противопоставлены друг другу? Или они части целого в этом рассказе?
  • Давайте посмотрим, кто относится к миру волка и человека.
    Людей много, а волк один ли?

Мир людей – это цивилизация, мир обжитый, противопоставлен миру дикому. Между ними идет борьба. Между кем?

  • Почему литература именно начала XX века обращается к конфликту между человеком и природой? Как вы думаете?

20 веков живет человеческая цивилизация, должен быть какой-то итог. Значит, люди цивилизованного мира должны к чему-то прийти. А есть к этому дорога? Этой дороги к началу XX века нет. Очень много идей, много концепций, планов, а дороги нет. И каждый представитель с ужасом осознает, что вот настал критический момент, когда он не знает куда идти и что делать. К кому он обратится? А туда, откуда он родом, где его корни! Получается, что человек XX века обращается к природе, и оказывается, что эти 20 веков природа человека не ждала, она его тихо ненавидела, за то, что он возомнил себя царем над всем миром. И получается, что конфликт между человеком и зверем обострился в литературе XX века, особенно обострился, потому что человек обратился к природе, а она его отторгла.

  • Посмотрите, как в этом рассказе природа относится к человеку? (Заполняется темнотой все пространство. Ночь – это мифологическое восприятие мира).

– Волк – это кто такой? Что за зверь?

Волк

одинокий
голодный
борец за выживание

Человек

человек безличен – кричали, ехали,
– 3-е лицо, множественное число.
А где я? – единственное число
что обо мне сказано?
игра

Мир человека безлик, а мир волка очень даже личностный. Волк – это личность, которая будет бороться за свою жизнь.

  • Кто затеял игру? (Человек.)
  • С чего началась охота? Конфликт? (С Затейки.)
  • От какого слова произошло имя Затейка? (Затеяла игру).
  • – Мир природы, кто ему противостоит, кто стоит и иронично смотрит на возню? (Вечная Ночь.)
  • Только ли я и волк конфликтуют?
    Природа и Вечная ночь – Небесный мир. Конфликт стал философичнее, гораздо глубже.
  • Конфликт начинается с Затейки, и обычный конфликт разрешен – волк убит. Что же дальше? Зачитайте!
    Их язык темен, сумеречные отзвуки белых ночей.

Мы одни: я и он… Пустынно и дико.

  • На этих двух сил какая-то явно сильнее, какая?
  • Докажите. Для доказательства нужно рассмотреть запахи, цвета и звуки на уровне деталей.
  • Какие детали?
  • Звуки?
  • А как чувствует себя человек? (Спокойное величавое отчаяние.)
  • А как можно быть спокойным в отчаянии?
  • Мы с вами говорим о трагическом конце?
  • А каков финал? Зачитайте конец каждой части. (Ученик зачитывает текст.)
  • Посмотрите внимательно. Это ли ни путь человека? Жизнь в вечности, боль, борьба, смерть, мгла и небытие вокруг – динал Вечная Ночь…

Учитель: В этой пьесе действуют не конкретные персонажи, а глупые соседи, друзья, враги и один человек. И показана его жизнь. И вот начало этой жизни представлено чем-то серым. На сцену выходит некто в сером и держит свечу. (Зажигаю свечу). На начало спектакля она горит ярко, ровно, потому что человеческая жизнь началась: есть надежда, вера. А в середине спектакля, когда на пути человека встречаются друзья, враги, пламя свечи колеблется. К концу спектакля Некто в сером (дую на свечу) задувает свечу. Человеческую жизнь Некто в сером задувает.

Так вот, вполне очевидно, что Борис Зайцев видел весь ужас того, как легко можно задуть человеческую свечу.

  • Что есть человек на рубеже веков? (Переломный момент не только в жизни человека, но и общества в целом.)

Это балкон, помните, наш герой выходит на балкон? Это то единственное пространство, которое отделяет его от пустующего дома и от Вечной Ночи.

Зачитываю слова А.Блока:

“Мировой водоворот засасывает человека в свою воронку всего человека, от личности почти не остается следа, сама она, если остается еще существовать, становится неузнаваемой, обезображенной и искалеченной. Был человек и не стало человека, осталась лишь тлеющая душонка.

  • Прочитайте слова Блока, написанные на доске (читаем вслух).

Вот оно – предзнаменование нашего века. Вглядитесь внимательно в эпиграф нашего урока (читаю вслух). И я думаю, что наш урок был тоже наполнен смыслом!!!

IV. Итоги урока

V. Выставление оценок

VI. Домашнее задание: прочитать рассказ Б.Зайцева “Волки”.