Цели:
- Понаблюдать за смысловой функцией звукописи в художественных текстах.
- Повторить два типа звуковых повторов (аллитерация и ассонанс).
- Определить фонетико-интонационные особенности текста, приемы его звуковой инструментовки.
- Закрепить навыки языкового анализа поэтических текстов, интонацией передавать замысел автора, языковой колорит, особый ритм, мелодику языка произведения.
Ход урока
Слово учителя:
В 10 и 11 классе мы знакомимся с чудесной поэзией начала 20 столетия, "поэзией серебряного века".
- Скажите, когда стихотворение производит на вас большее впечатление: когда мы его читаем глазами, или когда мы слышим каждое его слово?
Конечно, когда слышим. Давайте еще раз убедимся в этом. Прочитайте про себя отрывок из стихотворения И.Бунина:
Спят поляны снеговые, спит безмолвно лес,
Только звезды золотые смотрят ласково с небес,
Только скоро сад зеленый зашумит своей листвой,
Зажурчит ручей студеный серебристою струей.
- А сейчас прочитаем этот отрывок вслух (читает учитель).
- Какие у вас возникают образы, ассоциации после прочтения?
(Ответы детей: ощущение покоя, тишины, умиротворенности).
- Прочитаем это же стихотворение еще раз.
Спят поляны снеговые, спит безмолвно лес,
Только звезды золотые смотрят ласково с небес,
Только скоро сад зеленый зашумит своей листвой,
Зажурчит ручей студеный серебристою струей.
Учитель читает еще раз, выделяя голосом звонкие согласные звуки и гласные.
(Ответы детей: как-то меняется настроение, по-другому на жизнь смотришь, с надеждой, радостнее, какое-то ощущение весны).
Вывод (делает учитель): "Поэзия - высшая организация языка"; в ней "содержательно важно все: и значение слова, и ритм, и полная смысла музыка звуков".
Учитель:
Цель нашего урока - через музыку звуков постичь смысл произведения, увидеть, как виртуозным сочетанием звуков или повтором одного и того же звука автор помогает нам получить яркие слуховые впечатления, представить изображаемые явления.
Для начала давайте вспомним, как называются поэтические приемы, основанные на звукописи.
На доске:
Аллитерация - (от лат. аd ("к,при, со") + littera "буква", т.е. буквально "собуква").
Ассонанс (от франц. аssonance) - "созвучие").
Ученик:
Значит, аллитерация - это прием звукописи, основанный на повторении одинаковых или сходных согласных звуков, а ассонанс - повтор гласных.
- Как вы думаете, какой прием доминирует в поэзии? Почему?
(согласных в фонетической системе больше, чем гласных, поэтому в телевизионной игре "Поле чудес в супер-игре побеждает чаще тот, кто угадывает больше согласных).
- Чтобы убедиться в этом, попробуем сыграть в мини-игру, подобную той, в какую играют на "Поле чудес". Чьи имена зашифрованы в этих "записях?"
У И
Ответы: Пушкин, Бунин
Е О О
Ответы: Леонов, Лермонтов
Н К Р С В
Ответ один - Некрасов.
Учитель:
Роль гласных исключительно велика, они задают музыкальность, рождают ассоциации, которые помогают представить образ лирического, поэтического героя в стихотворении.
Исторические справки, которые подготовлены учениками:
1). Уже в 18 веке М.В.Ломоносов в "Риторике" доказывает, что поэт, слагая свои стихи, подбирает слова не только по смыслу, но и по звучанию: "В российском языке, как кажется, частое повторение письмена А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства глубины и вышины; учащение письмен Е,И,Б,Ю - к изображению нежности, ласкательства, плачевных или малых вещей; через Я показать можно приятность, увеселение, нежность и склонность, через О,У,Ы - страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль".
2). Характеризуя каждый звук речи, К.Бальмонт тоже пытается наделить его смысловой нагрузкой, закрепить за ним определенные образы: "О - звук восторга, торжествующее пространство есть О: поле, море, простор. Все огромное определяется через О, хотя бы и темное: стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь. Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако.
Долгое, как скорбная доля.
Огромное, как Солнце, как море.
Грозное, как осыпь, оползень, гром.
Запоет, заноет, как колокол.
Высокий свод взнесенного собора.
Бездонное О".
3). Говоря о звуковой инструментовке устных фраз, русский писатель Евгений Замятин писал: "Всякий звук человеческого голоса, всякая буква - сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение.
Звук [р] - ясно говорит мне о чеи-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.
[л] - о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.
Звук [н] - о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи:
Звуки [д] и [т] - о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.
Звук [м]- о милом, мягком, о матери, о море.
С [а]- связывается широта, даль, океан, марево, размах.
С [о]- высокое, голубое, лоно:
С [и] - близкое, низкое, стискивающее".
Учитель:
- Правы ли поэты, писатели? Можно ли довериться их фонетическому и эстетическому вкусу?
- Предлагаю ассоциативную разминку (с ответами).
Задание на доске: (сначала открывается одна половина доски):
- Дайте характеристику звукам (1-2 определения) по величине, силе, красоте.
[в], [а], [р] - сильные, активные;
[ю], [п'], [х']- слабые, хилые, маленькие, плохие;
[а] - широкий, сильный, хороший;
[к], [ш], [ж], [с], [ф], [щ] - шероховатые;
[о], [и], [м], [л], [у] - гладкие.
Учитель:
- Передайте настроение, характер, который создается при помощи следующих звуков:
[а], [я] - храбрые, бодрые;
[с], [х'] - трусливые;
[А], [р], [р] - радостные;
[С], [к], [т] - печальные;
[Д], [н], [л], [м] - добрые ;
[Ж], [з], [с], [ф] - злые;
[Ю], [и] - нежные.
- Используя таблицу, выполняем анализ поэтических произведений в группах по предложенному учителем плану:
Затранскрибировать доминирующие гласные и согласные звуки.
Какие звуки настойчиво повторяются? Почему?
Нарисуйте образы, который поэт передает при помощи этих звуков.
Определите основной смысл стихотворения через звукопись, настроение лирического героя, его мысли, чувства.
Опишите ваши ассоциации, которые возникают у вас при чтении стихотворения?
Прочитайте стихотворения выразительно. В каком темпе нужно читать эти стихотворения?
1 группа
В.Брюсов
Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром кружат, шуршат,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?
[с х с т' с х с т']
[с х с т' с х с т']
[п т т с п т ш т]
[с х с т' с х с т']
[п т т' с к т с х с т]
[к р т с' ш т ш п ч т ш т т]
М.Цветаева
Бузина цельный сад залила!
Бузина зелена, зелена!
Зеленее, чем плесень на чане.
Зелена, значит, лето в начале!
Синева - до скончания дней!
Бузина моих глаз зеленей!
[Б з н л' н з л л']
[Б з н з' л' н з' л' н]
[З' л' нy л м л н' н']
[З' л' н з н л' н л']
[Н' в н' н' д' н й']
[Б з' н' м л з з л' н']
Вывод учащихся: Если в первом стихотворении возникают образы сумрак, вечера, кажется, что слышишь шорохи, возникает чувство тревоги, смятение, то в другом стихотворении мы слышим звонкие, жизнеутверждающие звуки. Так и слышится многоголосая перекличка звуков, которые отражают буйное торжество красок, ярких, контрастных звуков.
2 группа.
К.Бальмонт
Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.
Весною светлой, как вестник мая,
Целую ландыш, в мечту влюбленный,
И внемлет ветру лазурь немая, -
Я вею, млею, воздушный, сонный.
В любви неверный, расту циклоном,
Взметаю тучи, взрываю море,
Промчусь в равнинах протяжным стоном,
И гром проснется в немом просторе.
Но снова легкий, всегда счастливый,
Нежней, чем фея ласкает фею,
Я льну к деревьям, дышу над нивой,
И вечно вольный, забвеньем вею.
Вывод учащихся:
В данном стихотворении наблюдается преобладание звуков [в, в', л, л', н, н'] то их скопление, то чередование рисуют образ ветра. Это звуковой образ. Мы как будто слышим его, то усиливающийся, то ослабевающий, то перекатывающий - то волны моря, то волны трав. Мы чувствуем его нежное прикосновение, обволакивающее, приятное прикосновение. Но появляющийся в третьей строфе звук р предупреждает вас о силе, кроющейся за этой нежностью.
3 группа.
К.Бальмонт
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.
Мою мечту страданья пробудили,
Но я любим за то,
Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,
А если день погас,
Я буду петь. Я буду петь о Солнце
В предсмертный час!
Вывод учащихся: В данном стихотворении преобладают гласные [а, о, у] - сильные, открытые, радостные. Именно их обилие создает радостное, торжественное, громкое звучание. За ними - образ лирического героя, уверенного в жизни, стремящегося к жизненным победам, открытиям, утверждающего могущество человека.
Учитель:
К.Бальмонт - знаменитый русский поэт 20 века, переводчик классических произведений мировой литературы, теоретик русского символизма. Как и Валерий Брюсов и гениальный Александр Блок, он искал прямых соответствий между звуком и смыслом, в общую систему
символистских взглядов входило представление о том, что звуковая материя слова облечена высоким смыслом, и как всякая материальность, свидетельствует о духовной субстанции.
Послушайте еще одно стихотворение Марины Цветаевой, ставшее хрестоматийным примером поэтического слуха поэтессы. В звуках этого стихотворения Цветаева зашифровала имя другого поэта, чье творчество высоко ценила.
Читает ученица (подготовленное выразительное чтение).
Имя твое - птица в руке,
Имя твое - льдинка на языке.
Одно-единственное движение губ.
Имя твое - пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое, - ах, нельзя! -
Имя твое - поцелуй в глаза.
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое - поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной голубой глоток
С именем твоим - сон глубок.
В разных сочетаниях звуков [г а у л б л о к г л б о к] в последних строчках явственно вырисовывается имя, которое Цветаева намеренно не называет. Внимательный читатель и так его услышит - БЛОКЪ, звуковая ткань фамилии (здесь "имя" употреблено в значении "фамилия").
Учитель:
- Так правы ли поэты, утверждая связь между звуком и смыслом?
Вывод урока: Безусловно, звуковая ткань поэтического произведения помогает читателям понять мысль поэта, чувства и настроение лирического героя. Поэтическое слово как будто имеет свой вкус, цвет, запах, объем. И почувствовать это слово, а не просто понять его лексическое значение, почувствовать его вкус, запах, его другой смысл , часто скрытый, помогает его ЗВУЧАНИЕ. Потому-то мы правильно услышали в словах "глоток", "глубок" - Блок. Важно уметь слышать, а слыша, понимать и скрытый, не всегда на поверхности лежащий, смысл. Слыша и понимая, наслаждаться звучащим словом.