Цель: повторить пройденный материал , выявить знание текстов писателя, показать актуальность его творчества; воспитывать любовь к художественному слову.
Эпиграф:
«Если каждый человек, на куске земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша»
А.П. Чехов
Ход игры
Вступительное слово учителя.
«К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивается что-то грустное. Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сытых, сильных, невежество слабых, кругом бедность, невозможная теснота, пьянство, лицемерие, вранье. Между тем во всех домах тишина, спокойствие; нет ни одного , кто бы вскрикнул, возмутился. Все тихо и протестует одна только немая статистика: столько-то сошло с ума, столько-то погибло от недоедания.
Очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча. Надо, чтобы за дверью каждого довольного счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы ни был он счастлив, жизнь рано или поздно покажет свои когти; стрясется беда – болезнь, бедность, и его никто не увидит и не услышит , как теперь он не видит и не слышит других»
«Крыжовник», 1898)
Эти слова написаны более ста лет назад, но звучат , словно они родились только что и относятся к нашей сегодняшней жизни. В них – весь Чехов. Он и был тем самым » человечком с молоточком», который напоминал в свое время, и сейчас напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Он – самый близкий из классиков к нам по времени и по тому идеалу, который он выдвинул в своем творчестве. Это был человек, который сделал себя сам.
1 конкурс – «Аукцион писателя»
Ваша задача – вспомнить и назвать произведения А.П. Чехова , которые вам знакомы: рассказы, повести, пьесы.
Побеждает та команда, которая последней назовет произведение.
А теперь мы совершим с вами заочное путешествие в те города, тем или иным образом связанные с именем Чехова. Наш следующий конкурс так и называется:
«Город в жизни Чехова»
Ваша задача – рассказать то, что вы знаете об этом городе: как он связан с именем писателя; какое впечатление он оставил в душе Чехова.
Таганрог – Москва – Сахалин –Мелихово – Ялта – Баденвейлер.
Воспитание – великое дело. В одном из писем к старшему брату Николаю он писал: «Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:
- они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы;
- они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня;
- они уважают чужую собственность, а потому платят долги;
- не лгут даже в пустяках, не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают;
- не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие.
Из этого можно понять, как воспитывал себя А.П.Ч ехов, как требователен был к себе. Оно также объясняет многие стороны его характера. Например, ему не свойственны были выспренность, многозначительность, возвышенные слова. Он любил повторять, что человек, который не работает, всегда будет чувствовать себя пустым и бездарным. Сам же он работал постоянно, сюжеты схватывал на лету, и сюжеты были самые простые. (привести сюжеты нескольких рассказов)
3 конкурс – «Фразеологическая викторина по творчеству Чехова»
Угадать, из каких произведений Чехова взяты следующие крылатые выражения.
- В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
(«Дядя Ваня») - Вся Россия – наш сад!
(«Вишневый сад») - Человеку нужно не три аршина земли, не усадьбы, а весь земной шар.
(«Крыжовник») - На деревню дедушке.
(«Ванька») - Двадцать два несчастья.
(«Вишневый сад») - Как бы чего не вышло.
(«Человек в футляре») - Отойди, любезный, от тебя курицей пахнет.
(«Вишневый сад»)
4 конкурс – «Разминка по биографии писателя»
- Кто первым заметил в Чехове юмористический талант и дал шутливое прозвище «Чехонте»?
(Покровский, учитель Священной истории в гимназии) - С какими московскими юмористическими журналами сотрудничает Чехов, благодаря ему популярность этих журналов возросла?
(«Стрекоза», «Зритель», «Осколки», «Будильник», «Новости дня») - О каком месте писал Чехов: «Это место невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек, вольный или подневольный…»
(Остров Сахалин) - С какой целью Чехов предпринял поездку на Сахалин?
(Всероссийская перепись населения, хотел привлечь внимание правительства) - Какие рассказы объединены в «маленькой трилогии»? Что их объединяет?
(«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Связаны общей идеей, сюжетом, персонажами. Тема власти, собственности, семьи.) - Кто из известных писателей, друг Белинского, заклинал Чехова беречь свой огромный талант, не размениваться на мелочи, накапливать материал для создания «истинно великих произведений»?
(Григорович)
5 конкурс – «Узнай по фразе героя»
- Если бы вы знали, как надоели мне всеобщее безумие, бездарность, тупость, и с какой радостью я всякий раз беседую с вами. Вы умный человек, и я наслаждаюсь вами»
(Рагин – доктор, «Палата №6») - Как бы чего не вышло!
(Беликов, «Человек в футляре») - Воссияет заря новой жизни, восторжествует правда, и на нашей улице будет праздник. Я не дождусь, издохну, но зато чьи-нибудь правнуки дождутся!
(Громов, «Палата №6») - Старимся, полнеем, опускаемся, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей. Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкаголиков, которых я терпеть не могу. Что хорошего?
(Старцев, «Ионыч») - Боже мой, господи, вишневый сад теперь мой. Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется.
(Лопахин, «Вишневый сад»). - Вся Россия – наш сад! Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест
(Трофимов, «Вишневый сад»)
У Чехова было доброе, полное сострадания сердце. Иначе без него не получился бы писателя. Чехов оставил по себе самую добрую память. С его помощью были построены 3 школы, которые действовали до 1975 года, а теперь стали филиалами музея. Он украшал землю и жизнь вокруг себя в самом прямом слова.
Он любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение. Потребность делать добро была в нем подлинной и устойчивой . И хотя жизнь его была нелегкой – никто не слышал, чтобы он жаловался.
Чехов, как никто другой, умел быть самим собой и в жизни, и в творчестве. Уроки его доброты, бескорыстности, правдивости – непреходящи.
Это и есть та чистая жизнь, к которой Чехов указывает нам путь. Это и есть подлинная настоящая любовь к человеку.