Цели:
- расширить кругозор знаний учащихся по теме «Серебряный век русской поэзии».
- развивать навыки выразительного чтения;
- организовать деятельность уч-ся по обобщению и систематизации материала;
- развивать интерес к исследовательской деятельности;
- воспитывать читательскую культуру школьников.
Ход урока
Горька судьба поэтов всех времён. Тяжеле всех она казнит Россию.
Ф.Тютчев.Мир раскололся. Трещина прошла по сердцу поэта.
Г.Манн.
Форма урока: урок-исследование.
Вступительное слово учителя:
-Великая поэзия всегда трагическая и пророческая. Поэзия XX века, особенно его начала, претерпевает стремительный взлёт. Но поэтов не оставляет мучительное чувство, что что-то грядёт. И, действительно. Грозовая атмосфера XX столетия, небывалые потрясения войн и революций предельно обострили все процессы в стране. «Неслыханные перемены. Невиданные мятежи,»-так точно и ярко охарактеризовал это время А.Блок. Возникла необходимость понять этот «страшный мир» (А.Блок). Почти каждый из поэтов чувствует трагизм собственной судьбы, приближение конца. Мотив самоубийства звучит в их стихотворениях.
«Мир раскололся. Трещина прошла по сердцу поэта». Эти слова Генриха Манна, сказанные не о русской поэзии, как нельзя лучше характеризуют то, что происходило в России и в сердце каждого русского поэта XX века. Сказанное относится к жизни и творчеству таких великих русских поэтов как С.Есенин, В.Маяковский, М.Цветаева, А.Ахматова. Именно этим поэтам мы посвящаем сегодня наш урок.
I страница:
В.В.Маяковский.
Я хочу быть понят родной страной.
Оформление: портрет Маяковского, плакаты, отражающие работу поэта в Окнах РОСТА.
Чтец читает стихотворение Е.Евтушенко «Нежность»
Литературоведы: Первое, что возникает при имени Маяковский,- это чувство его огромности. Но своей огромностью он заслонял свою беззащитность, и она не всем была видна, особенно из зрительного зала. Только иногда прорывалось: «Что может хотеться этакой глыбе? А глыбе многое хочется…»
Биографы: Те, кто лично знали Маяковского, свидетельствуют, как легко было его обидеть. Таковы все великаны. «Поэзия Маяковского-это антология страстей по Маяковскому, - страстей огромных и беззащитных, как он сам»,-писал Е.Евтушенко.
Литературоведы: Многие обвиняли Маяковского в том, что он пристроился к революции. Это неправда. Всё, что было с революцией, случилось и с ним. «Это было с бойцами или страной, или в сердце было моём,»-писал он. Маяковский был сам пророком революции, провозгласившем: « В терновом венце революций грядёт шестнадцатый год». Ошибся всего на год.
Биографы: Сколько сил он отдал работе в Окнах РОСТА! К революции страна пришла с 70% неграмотного населения. Чтобы стать понятным массам, Маяковский сознательно упрощал свой стих.
Литературоведы: Во вступлении к поэме «Во весь голос» он писал: « Но я себя смирял, становясь на горло собственной песне». И вот появляются примитивные, на первый взгляд, агитки:
-В нашей силе - наше право. В чём сила? В этом какао!
- Раз поевши макарон, будешь навсегда покорён.
- Стой! Ни шагу мимо! Бери сигареты «Прима»!
« Ни один поэт добровольно не принёс революции столько жертв, как Маяковский. В этом величие Маяковского и его трагедия». ( Е.Евтушенко).
Биографы: Как честен был Маяковский в своих чувствах к революции, так и не мыслил себя без любви – шла ли речь о возлюбленной или о всём человечестве. Силу чувств он поднимает до критического уровня, до грани жизни и смерти. Не потому ли с какой-то трагической обречённостью звучит в его стихах мотив самоубийства, завершившийся в действительности роковым выстрелом.
Чтец читает стихотворение «Лиличка»
Литературоведы: Если в стихотворении «Лиличка» поэт заверяет себя и читателей: « и не выпью яда, и курок не смогу у виска нажать», то в «Флейте-позвоночнике» он уже задумывается: « Всё чаще думаю – не поставить ли лучше точку пулей в своём конце». Его неотступно преследует мысль: «А сердце рвётся к выстрелу, а горло бредит бритвою» («Человек»). И,наконец, страшное пророчество в поэме «Человек». В каком-то случайном, слишком мимоходном диалоге на улице констатация того, что произойдёт 14 апреля 1930 года:
- Прохожий! Это улица Жуковского?
- Она Маяковского тысячи лет:
Он здесь застрелился у двери любимой.
Чтец читает стихотворение И.Исаева «Бессмертие».
Заключительное слово учителя: Сейчас нам не нужны агитки на уровне политического ликбеза. Мы выросли из многих стихов Маяковского, но до некоторых ещё, может быть, не доросли. И порой кажется, что вовсе не из прошлого, а из ещё туманного будущего доносится его голос, подобный басу пробивающегося к нам парохода:
- Слушайте, товарищи потомки!
II страница.
С.Есенин.
Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души.
А.Толстой
Оформление: портрет Есенина, рисунки, картины, изображающие русскую природу.
Чтец читает стихотворение Г.Горбовского «Есенин.80 лет».
Вступительное слово учителя: Жизнь Есенина была словно притча – одновременно и простой, и сложной. Сколько людей согревали свои сердца у чудесного поэтического есенинского костра! И как часто они были, к сожалению, невнимательны к Есенину-человеку. Разгадка раннего ухода Есенина именно в безучастном любопытстве, с которым многие, видевшие его трагедию жизни, только наблюдали, а не пытались помочь. Не пытались остановить.
Биографы: «Я видела, как ему трудно, плохо, как он одинок,- вспоминала актриса камерного театра Августа Миклашевская. – Понимала, что виноваты и я, и многие, ценившие и любившие его. Никто из нас не помог ему по-настоящему. Он тянулся, шёл к нам. С ним было трудно, и мы отходили в сторону, оставляя его одного».
Литературоведы: Уже в раннем творчестве поэта проскальзывает мотив самоубийства. В стихотворении 1914 года «Край любимый» он будет говорить о скором уходе из жизни:
Всё встречаю, всё приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришёл на эту землю,
Чтоб скорей её покинуть.
Чтец читает стихотворение « Край любимый»
Биографы: современники вспоминают, что в одном из споров Есенин сказал: «Только короткая жизнь может быть яркой. Жить – значит сгореть. Жить надо не дольше 25 лет». Мотив прощания, расставания звучит в творчестве Есенина особенно в последние годы жизни.
Звучит романс на стихи Есенина «Не жалею, не зову, не плачу».
Чтец читает стихотворение «Синий туман. Снеговое раздолье».
Литературоведы: Есть только одна культура, которая всеобща. Это культура искренности. Есенин был несравним ни с кем по этой культуре. Он написал самого себя с такой беспощадностью, на какую никто ни до него, ни после него не оказался способен. Вся поэзия Есенина – это огромная поэма о нём самом, о Сергее Есенине.
Биографы: прав был Сергей Миронович Киров, сказавший после смерти Есенина: «Не удержался. Видать, разбился о камень чёрствых людских сердец».
Чтец читает стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья»
Заключительное слово учителя: «Предназначенное расставанье обещает встречу впереди»,-писал Есенин в своём последнем стихотворении, как будто понимая, что мало найдётся равнодушных людей, познакомившихся с его творчеством и прикоснувшихся не только к стихам его, но и к его биографии. Художник уходит – искусство остаётся! «Поэзия Есенина – это трудный путь полной страстей людской души через время, полное страстями и переменами. Страстями крупными и переменами ошеломляющими». (К.Симонов)
III страница
Марина Цветаева.
Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд.
Оформление: фотографии М.Цветаевой разных лет жизни.
Чтец читает стихотворение М.Цветаевой «Разбросанным в пыли по магазинам…»
Вступительное слово учителя: удивительная способность к пророчеству, порой присущая гениям, позволила М.Цветаевой уже в юности предсказать участь своего творческого наследия.
Жизнь М.Цветаевой прошла в лишениях, и лишь фантастическая преданность поэзии мирила её с всегдашним бытовым и душевным неустройством, придавала ей силы переносить удары судьбы. Свою душевную муку она прятала глубоко, под бронёй гордыни и презрительного равнодушия. На самом же деле тосковала по простому человеческому счастью. «Дайте мне покой и радость, -писала она,- дайте мне быть счастливой, вы увидите, как я это умею!»
Биографы: 1-й Да, жизнь не баловала её. Не приняв революции, она в 1922 г. эмигрирует. Семнадцатилетняя одиссея Цветаевой стала величайшим испытанием для неё. «Нищеты, в которой я живу, вы себе представить не можете, -писала она,-у меня же никаких средств к жизни, кроме писания. Муж болен и работать не может. Дочь вязкой шапочек зарабатывает 5 франков в день, на них вчетвером живём, т.е. просто медленно подыхаем с голоду» ( письмо 1933года).
Чтец читает стихотворение М.Цветаевой «Сад».
2-й: Трудно, мучительным путём разочарований, сомнений и переживаний она идёт к мысли о возвращении на Родину. В 1939 году Цветаева возвращается в Советский Союз. Этот выбор привёл её к новой трагедии: арестованы муж и дочь. После начала войны она попадает с сыном в эвакуацию и оказывается в небольшом городке Елабуге. Потерявшая близких, разлучённая с немногочисленными друзьями, оторванная от литературной среды, находясь в состоянии глубокой депрессии М.Цветаева покончила жизнь самоубийством.
Чтец читает стихотворение Е.Евтушенко «Елабужский гвоздь».
Литературоведы: из письма А.Ахматовой дочери М.Цветаевой Ариадне:
« Я знаю: существует легенда о том, что она покончила с собой, якобы заболев душевно, в минуту душевной депрессии – не верьте этому. Её убило время, как убивало многих, как оно убивало и меня. Здоровы были мы – безумием было окружающее – аресты, расстрелы, подозрительность, недоверие всех ко всем и ко вся. Письма вскрывались, телефонные звонки прослушивались; каждый друг мог оказаться предателем, каждый собеседник – доносчиком; постоянная слежка, явная, открытая…»
Заключительное слово учителя: Цветаева когда-то написала о себе: « Ни с кем, одна всю жизнь, без книг, без читателей, без друзей,- без круга, без среды, без всякой защиты, причастности, хуже, чем собака…А зато – всё». Всё – потому что с ней оставалась поэзия, её «напасть», её «богатство», её «святое ремесло». Она часто повторяла замечательные строфы Каролины Павловой:
Ты, уцелевший в сердце нищем, привет тебе, мой грустный стих!
Мой светлый луч над пепелищем Блаженств и радостей моих!
Одно, чего и святотатство коснуться в храме не могло:
Моя напасть, моё богатство! Моё святое ремесло!
Отсюда – заглавие лучшего стихотворного сборника Цветаевой : «Ремесло».
В финале поэмы М.Горького «Человек» звучит гимн Человеку. Строки эти мы по праву можем отнести и к Маяковскому, и к Есенину, и к Цветаевой: « Иду, чтобы сгореть и как можно ярче и глубже осветить тьму жизни. И гибель для меня – моя награда».
Не случайно строчки эти так созвучны со строчками В.Маяковского из поэмы «Человек»:
И только
боль моя
острей -
стою
огнём обвит
на несгорающем костре
немыслимой любви.
Любовь и красоту несли эти поэты в мир, поэтому мы вновь и вновь обращаемся к их творчеству и ищем ответы в их стихах на многие волнующие нас сегодня вопросы.