Разработка урока по литературе "Два типа певцов народных песен" (по рассказу И.С. Тургенева "Певцы")

Разделы: Литература


Цель:

  • раскрыть перед обучающимися гениальное мастерство И.С.Тургенева в области словесной живописи, его безграничную любовь к русскому народу;
  • закрепить умение обучающихся в анализе текста;
  • обогатить словарный запас учащихся;
  • развивать культуру устной и письменной речи.

Словарная работа: певцы, рядчик, соревнование, поражение, сравнение, заунывный, искренний.

Оборудование: мультимедийный проектор, репродукция картины “Певцы”.

Ход урока

I. Сообщение темы, цели урока

II. Проверка домашнего задания (индивидуальное задание, слово о писателе?)

Рассказ “Певцы”, написанный И.С.Тургеневым в 1850 г., занимает одно из первых мест среди других рассказов “Записок охотника” по яркости данных в нем картин, по глубине психологической характеристики действующих лиц, по мастерству композиции и выразительности языка, по богатству заключенного в нем идейного содержания и по силе воздействия его на широкие круги русского читателя.

III. 1. Составление плана рассказа.

  1. Деревня Колотовка и Притынный кабачок.
  2. Разговор Обалдуя Моргача о предстоящем соревновании певцов.
  3. Хозяин и посетители Притынного кабачка.
  4. Перед состязанием.
  5. Действующие лица рассказа.
  6. Пение рядника.
  7. Пение Якова.
  8. Пьяный разгул в кабаке после состязания.
  9. Перекличка мальчиков.

2. Определить центральную сцену рассказа.

(Соревнование двух певцов, исполнителей народных песен, пред завсегдатаями деревенского кабачка, слушателями и судьями.)

Перед умственным взором читателя возникают два типа певцов, нарисованных рукой великого русского писателя:

– Описание рядчика из Жиздры (работа с текстом).

– Описание Янеки Турка (работа с текстом).

3. Вывод.

Перед нами, несомненно, два выдающихся талантливых представителя русского народа, исполнители народных песен, искренне и глубоко любящих это искусство и способных беспристрастно отнестись к оценке мастерства друг друга.

4. Какое действие произвела песня Якова на его противника – рядчика из Жиздры?

(Последний признает себя побежденным. “Ты… твоя… ты… выиграл”, – произнес он, наконец, с трудом и бросился вон из комнаты…”)

5. Что чувствуется в интонации побежденного?

(Уважение к своему более талантливому сотоварищу.)

В свете этих чувств умолкают мелкие чувства: горечь поражения в соревновании. Оскорбленное самолюбие. Эта общая любовь к искусству сближает их.

6. Какова манера исполнения песни певцами?

7. Какую песню поет рядчик? (Веселую, плясовую.)

8. А Яков? (Грустную, заунывную.)

9. Чем обусловлено различие в выборе жанра песни?

(Личные особенности певца. Рядчик не сумел сохранить чувство меры, в его голосе было много искусственного, излишней игры “Голос у него был довольно приятный и сладкий, хотя несколько сиплы” – передает автор свои впечатления от песни рядчик.)

10. Какой характер носит исполнение песни Яковом?

(Чувство грусти и печали, медленный темп пения, отсутствия резких переходов, ясная и четкая фразировка текста.) Обратить внимание на жанр песни.

11. Что обеспечило победу Якова?

(Высокая талантливость певца, вкладывающего всю свою душу в любимое искусство.)

12. Описание рядчика. (Он уверен в своем мастерстве.)

13. Отметить разнице в отношении певцов к соревнованию перед началом пения.

Вывод: искусство Якова – это глубокое идейное, серьезное искусство, отразившее настроение и переживания русского народа. Искусство рядчика – поверхностное развлекательное искусство, дающее забвение слушателям на некоторое время, но не могущее по-настоящему увлечь их.

14. Автор отмечает социальную дифференциацию певцов.

(Рядчик из Жиздры выделяется среди завсегдатаев кабачка по своему социальному и материальному положению. Яков – рабочий –черпальщик с бумажной фабрики.)

15. Отношение автора к певцам. Отметить роль сравнений в рассказе.

При описании пения рядчика, искусного, уверенного в себе певца, автор для характеристики высокой техники исполнения и его умения владеть голосом воспользовался сравнением, заимствованным из быта: “играл и вилял этим голом, как юлой”. Чувствуется критическое отношение автора к певцу в описании его уверенности. (“Начнем, пожалуй, – хладнокровно и с уверенной улыбочкой промолвил рядчик, – я готов”).

Иначе относится автор к пению Якова, истинного, вдохновенного артиста своего дела. Рассказчик прибегает к сравнениям, заимствованным из области богатой русской природы. Слушая Якова, рассказчик вспомнил когда-то виденную им картину: большую белую чайку, сидевшую на плоском песчаном берегу моря, “грозно и тяжко шумевшего вдали”. Есть что-то, по-видимому, общее между картиной величественного моря с одинокой чайков на берегу и содержанием той песни, которую пел Яков, если автор вспомнил эту картину. Состояние поющего Якова, ободряемого молчаливым и страстным участием слушателей, вызывает у автора сравнение певца с пловцом, поднимаемым волнами. “…От каждого звука его голоса, – пишет автор, – веяло чем-то родным и необозримо широким. Словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались в газах слезы…”

Зачитывает последний момент пения.

IV. Обобщение.

1. Что показал И.С.Тургенев в образах соревнующихся певцов?

(Высокую одаренность русского народа, способность к истинному вдохновенному искусству.)

V. Домашнее задание. Описание слушателей.

(Словесное рисование. Назвать выразительные средства.)