Цель:
- раскрыть перед обучающимися гениальное мастерство И.С.Тургенева в области словесной живописи, его безграничную любовь к русскому народу;
- закрепить умение обучающихся в анализе текста;
- обогатить словарный запас учащихся;
- развивать культуру устной и письменной речи.
Словарная работа: певцы, рядчик, соревнование, поражение, сравнение, заунывный, искренний.
Оборудование: мультимедийный проектор, репродукция картины “Певцы”.
Ход урока
I. Сообщение темы, цели урока
II. Проверка домашнего задания (индивидуальное задание, слово о писателе?)
Рассказ “Певцы”, написанный И.С.Тургеневым в 1850 г., занимает одно из первых мест среди других рассказов “Записок охотника” по яркости данных в нем картин, по глубине психологической характеристики действующих лиц, по мастерству композиции и выразительности языка, по богатству заключенного в нем идейного содержания и по силе воздействия его на широкие круги русского читателя.
III. 1. Составление плана рассказа.
- Деревня Колотовка и Притынный кабачок.
- Разговор Обалдуя Моргача о предстоящем соревновании певцов.
- Хозяин и посетители Притынного кабачка.
- Перед состязанием.
- Действующие лица рассказа.
- Пение рядника.
- Пение Якова.
- Пьяный разгул в кабаке после состязания.
- Перекличка мальчиков.
2. Определить центральную сцену рассказа.
(Соревнование двух певцов, исполнителей народных песен, пред завсегдатаями деревенского кабачка, слушателями и судьями.)
Перед умственным взором читателя возникают два типа певцов, нарисованных рукой великого русского писателя:
– Описание рядчика из Жиздры (работа с текстом).
– Описание Янеки Турка (работа с текстом).
3. Вывод.
Перед нами, несомненно, два выдающихся талантливых представителя русского народа, исполнители народных песен, искренне и глубоко любящих это искусство и способных беспристрастно отнестись к оценке мастерства друг друга.
4. Какое действие произвела песня Якова на его противника – рядчика из Жиздры?
(Последний признает себя побежденным. “Ты… твоя… ты… выиграл”, – произнес он, наконец, с трудом и бросился вон из комнаты…”)
5. Что чувствуется в интонации побежденного?
(Уважение к своему более талантливому сотоварищу.)
В свете этих чувств умолкают мелкие чувства: горечь поражения в соревновании. Оскорбленное самолюбие. Эта общая любовь к искусству сближает их.
6. Какова манера исполнения песни певцами?
7. Какую песню поет рядчик? (Веселую, плясовую.)
8. А Яков? (Грустную, заунывную.)
9. Чем обусловлено различие в выборе жанра песни?
(Личные особенности певца. Рядчик не сумел сохранить чувство меры, в его голосе было много искусственного, излишней игры “Голос у него был довольно приятный и сладкий, хотя несколько сиплы” – передает автор свои впечатления от песни рядчик.)
10. Какой характер носит исполнение песни Яковом?
(Чувство грусти и печали, медленный темп пения, отсутствия резких переходов, ясная и четкая фразировка текста.) Обратить внимание на жанр песни.
11. Что обеспечило победу Якова?
(Высокая талантливость певца, вкладывающего всю свою душу в любимое искусство.)
12. Описание рядчика. (Он уверен в своем мастерстве.)
13. Отметить разнице в отношении певцов к соревнованию перед началом пения.
Вывод: искусство Якова – это глубокое идейное, серьезное искусство, отразившее настроение и переживания русского народа. Искусство рядчика – поверхностное развлекательное искусство, дающее забвение слушателям на некоторое время, но не могущее по-настоящему увлечь их.
14. Автор отмечает социальную дифференциацию певцов.
(Рядчик из Жиздры выделяется среди завсегдатаев кабачка по своему социальному и материальному положению. Яков – рабочий –черпальщик с бумажной фабрики.)
15. Отношение автора к певцам. Отметить роль сравнений в рассказе.
При описании пения рядчика, искусного, уверенного в себе певца, автор для характеристики высокой техники исполнения и его умения владеть голосом воспользовался сравнением, заимствованным из быта: “играл и вилял этим голом, как юлой”. Чувствуется критическое отношение автора к певцу в описании его уверенности. (“Начнем, пожалуй, – хладнокровно и с уверенной улыбочкой промолвил рядчик, – я готов”).
Иначе относится автор к пению Якова, истинного, вдохновенного артиста своего дела. Рассказчик прибегает к сравнениям, заимствованным из области богатой русской природы. Слушая Якова, рассказчик вспомнил когда-то виденную им картину: большую белую чайку, сидевшую на плоском песчаном берегу моря, “грозно и тяжко шумевшего вдали”. Есть что-то, по-видимому, общее между картиной величественного моря с одинокой чайков на берегу и содержанием той песни, которую пел Яков, если автор вспомнил эту картину. Состояние поющего Якова, ободряемого молчаливым и страстным участием слушателей, вызывает у автора сравнение певца с пловцом, поднимаемым волнами. “…От каждого звука его голоса, – пишет автор, – веяло чем-то родным и необозримо широким. Словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались в газах слезы…”
Зачитывает последний момент пения.
IV. Обобщение.
1. Что показал И.С.Тургенев в образах соревнующихся певцов?
(Высокую одаренность русского народа, способность к истинному вдохновенному искусству.)
V. Домашнее задание. Описание слушателей.
(Словесное рисование. Назвать выразительные средства.)