Литература
-
Урок-проект по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца" 2010
Сказка-быль М.Пришвина заставляет задуматься учащихся над многими вопросами: в чём смысл жизни человека, как нужно относиться к природе и животным, где граница между добром и злом.
-
Урок по современной литературе в 11-м классе. Рассказ Бориса Екимова "Фетисыч" 2010
Ведущей темой писателя Бориса Екимова стала тема современной деревни. Писать начал с 1965 года (рассказ "Товарищи красноармейцы"). Б.Екимова интересует народная жизнь, сильные характеры. По словам В.Астафьева, проза писателя "серьезная, вдумчивая", герои екимовских рассказов нравственно стойкие, цельные люди. Что же такого в рассказах Екимова, что заставляет их читать и перечитывать, сопереживать героям, задумываться самых разных читателей?
-
М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита". Первое знакомство… 11-й класс 2010
Урок способствует развитию готовности учащихся к самоопределению, принятию решения и выбору личностной позиции; актуализирует личностный смысл учащихся к изучению произведения, способствует развитию умения сопоставлять факты, развивает исследовательские и творческие навыки, создает условия для повышения интереса к изучаемому материалу.
-
Два варианта одного рассказа А.И. Куприна 2010
В статье проанализированы рассказы Куприна "Наташка" и "По-семейному"; это два варианта одного рассказа, написанные с интервалом более чем в 20 лет. Интересно наблюдать, как развивается мысль писателя. Работу над этими рассказами можно считать подготовительным этапом к написанию повести "Яма", раскрывающей серьёзные проблемы времени, в котором жил Куприн.
-
"И голос вечности зовет…" (по поэме А.Ахматовой "Реквием"). 11-й класс 2010
Данный урок продолжает знакомство с художественным миром поэтессы в процессе комментированного чтения поэмы «Реквием». Аналитическая беседа предваряет заключительный этап изучения темы – сочинение по творчеству А.Ахматовой.
-
Разработка урока по рассказу А.П. Чехова "На мельнице" 2010
Урок знакомит с поэтикой А.П. Чехова, с особенностями чеховских рассказов. Развивается речь учащихся (ответы на вопросы, словарная работа, монологическая речь). Повторяются изученные ранее рассказ И.С. Тургенева «Бирюк», рассказы А.П. Чехова.
-
Интегрированный урок памяти "Письмо ветерану" 2010
Задачи урока – формировать у подрастающего поколения патриотические качества и чувство сопричастности истории Отечества, возродить традиции эпистолярного жанра, научить учащихся правильному написанию письма.
-
Святочный рассказ как литературный жанр (на примере рассказа А.И. Куприна "Тапер" и "Чудесный доктор"). 5-й класс 2010
Изучение теоретических понятий на уроке литературы не имеет самоценности, оно не должно отрываться от процесса изучения литературного произведения. Знакомство с новым жанром должно происходить в доступной для учеников форме. В ходе урока учащиеся через анализ произведений А.И. Куприна "Тапер" и "Чудесный доктор" самостоятельно формулируют понятие "святочный рассказ", что позволяет развивать коммуникативную и культурологическую компетенции учащихся, воспитывать чувство сострадания к ближнему
-
Урок внеклассного чтения в 5-м классе по циклу стихотворений "Фейные сказки" Константина Бальмонта 2010
Урок проведён как открытый урок внеклассного чтения в 5-м классе. Учащиеся знакомятся с творчеством поэта, анализируют некоторые стихотворения цикла, повторяют изобразительно-выразительные средства языка на основе стихотворений. Цикл К.Д. Бальмонта "Фейные сказки" помогает воспитывать в детях чувство любви к родине, природе, близким людям.
-
Литературное чтение. А.С. Пушкин "Зимнее утро" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с биографией А.С. Пушкина. Учитель добивается понимания учащимися смысла стихотворения и настроения лирического героя.
-
Народная мудрость в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" 2010
Это урок применения навыков анализа текста, урок мысли и чувства, на котором учащиеся учатся работать как индивидуально, так и в группах. Урок учит детей внимательно относиться к слову, быть добрыми и милосердными. Задания к уроку предлагают творческий подход.
-
Литературно-музыкальная композиция "Полна чудес могучая природа" 2010
Работа над пейзажной лирикой на уроке привела к более полному диалогу по данной теме, который вылился в литературно-музыкальную композицию, несущую воспитательное значение. Композиция показывает, что всех поэтов объединяет любовь к природе, Родине, их способность «всматриваться, вслушиваться», чтобы увидеть «всю прелесть застенчивой русской природы».
-
Опыт реализации интергрированного подхода в преподавании русской литературы и английского языка в старших классах средней школы 2010
В ходе урока осуществляется развитие творческого потенциала учащихся и учителей в результате использования интегративного подхода в преподавании предметов гуманитарного цикла и создания серии уроков и программ интегративных курсов.
-
Временное и вечное в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети" (обобщающий семинар) 2010
Изучая роман И.С. Тургенева, мы чаще говорим о "временном", а осмысление высоких нравственных уроков классики делает роман не "произведением из школьной программы", а учебником жизни. Этому способствует индивидуальная и групповая работа с текстом, анализ критических статей и библейских текстов. Создание собственного письменного высказывания помогает каждому сделать свой собственный вывод.
-
Урок литературы в 7-м классе "Величие простых сердец". Авторская идея рассказа А.Платонова "Юшка" 2010
Разработка данного урока в компетентностном режиме приемлема для проведения в общеобразовательных классах и классах с повышенным уровнем обучаемости. В ходе урока развиваются ключевые компетентности личности (читательская, аналитическая, коммуникативная, социальная, информационная и рефлексивная). Результатом является создание условий для воспитания у учащихся высоких нравственных качеств личности: доброты, сочувствия, внимательного и заботливого отношения к окружающим их людям.
-
Текст как средство формирования метапредметных умений и навыков 2010
Одним из условий повышения качества образования является формирование целостной системы знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельности. Механизмом выполнения указанного условия является реализация в школьном обучении межпредметных связей и интеграции различных дисциплин, направленных на формирование метапредметных умений и навыков. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата при минимальных затратах.
-
Литературно-музыкальная композиция "Целый мир от красоты" 2010
Авторы знакомят с жизнью и творчеством А.А. Фета. Показывают, насколько возвышенными, чистыми и мудрыми были стихи его стихи. Развивают у детей умение отличать подлинную красоту поэзии от пустой красивости на примере поэзии А.А. Фета.
-
Памятники литературным героям Москвы: виртуальная экскурсия 2010
Внеклассное мероприятие проводится с целью увеличения детского интереса к чтению, привлечения внимания к школьной библиотеке, повышения уровня эрудированности. Мероприятие проходит в виде виртуальной экскурсии и сопровождается презентацией.
-
Мировое значение творчества Германа Гессе 2010
В работе рассказывается о жизни и творчестве Германа Гессе. В ней говорится не только об особенностях его творчества, но и о необыкновенном таланте, мастерстве, с которым он создавал свои произведения.
-
Проектная деятельность как средство мотивации на уроках русского языка и литературы 2010
В работе показано, как привлечь детей к самостоятельной проектной деятельности, как реализовать замысел проекта, как планировать самостоятельную деятельность учащихся, как проводить защиту проекта.
-
Урок-игра "Умники и умницы" по творчеству писателей XIX века. 5-й класс 2010
Заключительный урок в разделе «Писатели XIX века» построен в форме телепередачи «Умники и умницы». В финале играют зрячие и незрячие ученики, показавшие отличные знания на предыдущих уроках. Остальные принимают участие в качестве теоретиков. Игровая форма проведения урока заинтересовывает ребят, дает возможность проявить себя.
-
Свет души моей. 5-й класс 2010
В работе показывается как духовно-нравственное воспитание на уроках литературы способствует воспитанию чувства долга, ответственности за свои поступки, патриотизма, любви к ближнему, доброты, уважения к старшим.
-
Развитие речи. Обучение написанию волшебной сказки 2010
Материал представляет собой конспект урока по литературе в 5-м классе. На занятии школьники не только обучаются приёмам сочинительства сказок, развивают свой творческий потенциал на этом уроке, но и закрепляют и углубляют знания, полученные в процессе изучения темы "Русские народные сказки".
-
Проект интегрированного урока (литература + математика) по теме "Персонажи Н.В. Гоголя в другом историческом времени". 9-й класс 2010
В ходе урока использовались элементы математических технологий, благодаря которым на основе сопоставительного анализа образной системы произведений удалось вывести формулу зависимости типа героя от социальных условий эпохи, в которую он живет.
-
Литературный брейн-ринг "Тайны произведений Пушкина" 2010
Мероприятие проведено в рамках предметной недели в 6-х классах. Игра посвящена творчеству А.С. Пушкина. На занятии дети учатся работать в группах во время подготовки к игре и в процессе игры; воспитывают личностные качества: чувство коллективизма, уважение друг к другу, чувство такта; повторяют произведения А.С. Пушкина.
-
Музыкально-цветовая ассоциация на произведение М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". 7-й класс 2010
Цель урока: раскрыть значение человеческих судеб на фоне государственной власти; показать через межпредметные связи особенности жанра песни; развивать логическое и образное мышление в их синтезе.
-
Какой путь приводит человечество к миру? (по роману А.Камю "Чума") 2010
На мой взгляд, текст романа "Чума" А.Камю является универсальным произведением, в котором в доступной форме рассматриваются сложные философские проблемы добра и зла, выбора в экстремальной жизненной ситуации. Автор раскрывает в романе тему любви, тему дружбы, сплоченности, терпимости людей. Роман представляет собой критику фашизма. В то время как наше общество начинает забывать факты Второй мировой войны, знакомство с данным романом очень актуально: это взгляд европейского человека на ужасы фашизма, человека, который знаком с ними не понаслышке.
-
Внутренняя сила, красота и стойкость героев сказок Андерсена. По сказкам "Гадкий утенок", "Дюймовочка", "Стойкий оловянный солдатик", "Русалочка" 2010
На уроке внеклассного чтения в 5-м классе ученики с удовольствием обсуждают сказки Г.Х. Андерсена, заранее готовят иллюстрации к произведениям. Урок способствует привитию любви к чтению, развивает умение работать с текстом художественного произведения; учит давать характеристику литературным героям, оценивая их поступки; воспитывает вдумчивого читателя; обогащает речь учащихся.
-
Урок внеклассного чтения "Сила доброты в повести Лидии Чарской "Записки маленькой гимназистки". 6-й класс 2010
Почему в семье Икониных не было взаимопонимания? Почему дети проявляли по отношению друг к другу жестокость. Что стоит за одиночеством Жюли? И как маленькая девочка смогла изменить жизнь всех членов семьи? На эти вопросы отвечают школьники, анализируя повесть.
-
"Погружение" в текст художественного произведения 2010
Приобщение к чтению – основная задача учителя литературы. Учитель должен быть немного актёром. Чтобы урок не стал «театром одного актёра» - учителя, - надо вовлечь в игру учеников. «Погружение» в текст – это своеобразное «присвоение» материала, возможное при условии, что материал понят, «переведён» на «свой» язык. Ученик проникается мыслями, чувствами, поступками героев и сам начинает думать, как они, просчитывать их поведение в различных ситуациях, даже говорить на «языке» персонажей.