Цели:
- дать первоначальное представление учащимся об особенностях творчества А. Грина;
- показать ученикам особенности характера писателя;
- стимулировать у учащихся интерес к творчеству А. Грина.
Тип урока: урок формирования новых знаний о жизни и особенностях творчества писателя.
Оборудование:
- текст рассказа А. Грина “Четырнадцать футов”;
- ПК, проектор, экран, СД-диск с презентацией.
Структура урока:
- Организационный момент, в ходе которого создаётся психологический настрой на восприятие материала урока.
- Создание проблемной ситуации. Знакомство с текстом рассказа.
- Аналитическая работа с текстом.
- Работа над характеристикой героев рассказа А. Грина “Четырнадцать футов”.
- Конструирование финала рассказа.
- Обобщение материала.
- Знакомство с биографией писателя.
- Итог.
- Домашнее задание.
Технологическая карта урока литературы “А. Грин. Путь к писателю”
Слайд-страница | Работа на уроке | Цели данной работы, комментарии |
1. Организационный момент. Осмысление цели уроков и их темы. Психологический настрой учащихся. (4 мин.) | ||
Слайд 1, см. Приложение 1 |
На экране высказывание А. Грина о себе
и своём творчестве (имя писателя учитель держит в
секрете). Именно об этом авторе будет идти речь на 4 уроках литературы. Учитель назовёт это имя в конце 1-го урока. (Презентация учителя.) С учащимися проводится небольшая беседа по вопросам: – Какие слова стали для писателя девизом жизни
и творчества? (Положительное нравственное качество, высокая нравственность) – Именно о таком писателе, готовом
пожертвовать собой ради своего творчества, и
пойдёт речь на наших уроках. (О жизни неизвестного автора, особенностях его творчества.) – Именно это и будет целью наших уроков. |
Это делается с целью заинтересовать
учащихся, создать положительный настрой для
работы на уроке у ребят. Включение зрительного канала восприятия. В презентации используются эффекты анимации “Увеличение”. Эффекты анимации привлекают внимание учащихся и позволяют удержать его в течение короткого времени. Смена слайда по щелчку. |
2. Создание проблемной ситуации. Знакомство с текстом рассказа (6 мин.) | ||
Учитель читает текст без финала и названия (имя автора не называется). Это малоизвестный рассказ писателя “Четырнадцать футов”. | Предполагается, что в конце 1-го урока
учащиеся должны рассказать о некоторых
особенностях творческой манеры писателя. Происходит погружение учащихся в текст. |
|
3. Аналитическая работа с текстом рассказа (8 мин.). | ||
Слайд 2 | – Мы попытаемся узнать, в чём
заключается своеобразие творчества писателя, с
отрывками рассказа которого мы сейчас
познакомились. Учащиеся выполняют следующие задания: 1) из отрывков текста выписать ключевые слова и словосочетания, которые помогут нам охарактеризовать мир природы , созданный писателем в рассказе; (Отрывки: от “Прямой путь в Солнечные Карьеры лежал…” до “…казалась на подходящих для того местах доступной скачку коня”; от “Он оглянулся…” до “ …солнце садилось”.) 2) на основе полученного материала подобрать иллюстрации, использовав заготовки учителя; Переход ко 2 слайду, на котором изображён пейзаж, созвучный миру природы, представленному в рассказе. 3) создать свои словесные пейзажные зарисовки на тему “Мир природы в рассказе”. (Ответы учащихся.) |
Эта работа позволяет войти в текст
рассказа и получить первоначальное
представление о творческой манере автора. Использование визуальных материалов эмоционально и творчески стимулирует учеников. Смена слайда по щелчку. |
4. Работа над характеристикой героев рассказа. (4 мин.) | ||
Слайд 3 | Переход к 3 слайду, на котором
представлено высказывание писателя о героях
произведения. – Какие люди должны населять этот суровый и прекрасный мир? Значимые строки высказывания писателя, необходимые для ответа на вопрос, выделены жирным шрифтом и другим, контрастным, цветом. Ученики, опираясь на высказывание автора и сюжет, должны рассказать о том, в какие сложные обстоятельства попадают герои автора и как проявляются их характеры в трудных условиях. |
Выделение текста жирным шрифтом и
другим, контрастным, цветом позволяет быстро
акцентировать внимание учащихся на нужном
материале. Смена слайда по щелчку. |
5. Конструирование финала рассказа. (6 мин.) | ||
Слайд 4 | Переход к 4 слайду презентации, на
котором представлено высказывание автора
рассказа о его манере работы над построением
рассказа. – Каким вы представляете себе финал данного рассказа? Значимые строки высказывания писателя, необходимые для ответа на вопрос, выделены жирным шрифтом и другим, контрастным, цветом. – Прокомментируйте свои ответы, опираясь на начало произведения. Учитель читает авторский вариант. – Было ли в начале рассказа нечто предвещающее такой финал? |
Данная работа активизирует
мыслительную деятельность учащихся,
способствует формированию интереса к творчеству
автора рассказа. Смена слайда по щелчку. |
6. Обобщение материала: особенности сюжета и композиции рассказа, мир природы в произведении, изображение человека в творчестве неизвестного писателя. ( 7 мин.) | ||
Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 |
Переход к 5 слайду презентации, на
котором представлены выводы об особенностях
сюжета и композиции рассказа. Учащиеся обращаются к содержанию рассказа, аргументируют правильность представленных на слайде выводов. Переход к 6 слайду презентации, где представлены выводы об особенностях изображения природы в рассказе. Учащиеся, опираясь на примеры из текста, подтверждают данные выводы. Переход к 7 слайду презентации, на котором представлены выводы об особенностях изображения героев в рассказе. Учащиеся, опираясь на содержание рассказа, приводят примеры для доказательства выводов, представленных на слайде. |
Ребята, сидящие на 1 ряду, работают со
слайдом 5, сидящие на 2 – со слайдом 6, ученики с 3
ряда – со слайдом 7. Смена слайда по щелчку. Один из учеников каждого ряда читает текст со слайда, другие ребята доказывают правильность сделанных выводов. Смена слайда по щелчку. Расположение текста на слайдах способствует усилению акцентирования внимания учащихся на особенностях творческой манеры автора рассказа. Смена слайда по щелчку. Данные выводы можно было бы записать на доске, но использование презентации экономит время, важен также эстетический фактор. |
7. Знакомство с биографией писателя. (4 мин.) | ||
Слайд 8 | Слово учителя. – Художественный мир писателя неповторим, притягивает нас романтическими образами и своеобразными героями. Но это мир не сказочный, потому что персонажи писателя являются отражением современного автору мира. Переход к 8 слайду, на котором представлен портрет писателя. А имя этого писателя – Александр Грин (1880–1932). Сообщение учащегося “Жизненный путь А. Грина”. (Приложение 2) – Что поразило вас в жизни Грина? |
Смена слайда по щелчку. |
8. Подведение итогов. (4 мин.) | ||
Слайд 1 | Переход к 1 слайду, обращение к
высказыванию А. Грина. – Каким представляете вы А. Грина как человека? – Каково ваше отношение к творчеству А. Грина? |
Обращение к 1 слайду является
композиционным завершением 1-го урока. Смена слайда по щелчку. |
9. Домашнее задание. (4 мин.) | ||
1) Прочитать и пересказать рассказ
“Четырнадцать футов”. 2) Составить план рассказа. |
2 урок по творчеству А. Грина – “Создание развёрнутого плана проекта презентации”, который предваряет урок подготовки презентации учащимися. |
Использованные материалы:
- http://www.it-n.ru/
- http://grin.feo.ru/grin.htm