Внеклассное чтение по литературе "Внимая ужасам войны" ("Севастопольские рассказы" Л.Н. Толстой)

Разделы: Литература


"По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся
перед мною и влекущем за собой погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества".
Л.Н. Толстой

Цель: Осмысление авторской позиции по отношению к войне и проблеме истинного и ложного патриотизма.

Задачи:

  • Подвести учащихся к осуждению войны как явлению противоестественному и чуждому человеческому разуму.
  • На материале рассказов показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя.
  • Развивать навыки работы с художественным текстом, способность пользоваться различными источниками для получения информации, обобщать факты.
  • Совершенствовать коммуникативные компетенции.
  • Воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма, способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла.

Ход урока

1) Давайте тщательно обдумаем тему, эпиграф и попытаемся сами сформулировать проблемный вопрос нашего урока.

Действительно, мы будем говорить о том, что такое война в понимании Л.Н. Толстого. На предыдущем уроке мы говорили о жизни и личности писателя, и сегодняшний урок - продолжение. И Л.Толстой будет нашим собеседником.

Презентация.

2) Вглядываемся в портреты художников И. Крамского, И. Репина, Н. Ге, делимся впечатлениями. (слайд 3-5)

Но во время Крымской компании писатель выглядел совсем не так.

Снимок 1856 г. - "Прошу любить и жаловать - поручик артиллерии Л.Н. Толстой" (слайд 6)

3) Что вы знаете о Крымской войне 1853 - 1856гг.?

Историческая справка (слайд 7)

4) Каково участие самого Л.Н. Толстого?

Биографическая справка

Давайте обратимся к дневниковым записям. Эти дневниковые записи - свидетельства весьма существенные и важные для понимания жизненной и художественной природы "Севастопольских рассказов".(слайд 8)

Севастопольские рассказы состоят из трех очерков: "Севастополь в декабре", " Севастополь в мае", "Севастополь в августе". Он показывает войну в ее повседневности, неприкрашенности.

5) Что такое четвертый бастион? (слайд 9-10, 12-13)

а) про дела четвертого бастиона (с 224)

б) "Вы хотите скорее идти на четвертый бастион" (с 225)

в) Язоновский редут (с 227)

г) Работа людей на 4 бастионе (с 228)

д) Раненый матрос (с 230)

е) "Вглядитесь в лица" (с 228)

ж) Белокурый

з) Старый солдат

и) Убили матроса

И вот именно здесь полтора месяца провел Толстой. ("Это был товарищ, честнейшая душа"). С 2 по 4 марта Толстой пишет: "Проект о переформировании армии"

В июле 1855г. Толстой награжден орденом Святой Анны 4 степени с надписью "За храбрость" - в конце года медалью "За защиту Севастополя". Бронзовая медаль " В память войны 1853 - 1856гг". (слайд 11)

6) А как это проявилось в композиции произведения?

(экскурсия по обороняющемуся городу)

Пристань - набережная - госпиталь - бастионы

Повествование ведется таким образом, что читатель является очевидцем и участником событий.

7) А что мы узнаем об участии в боях самого Толстого?

(Он отвел себе роль "экскурсовода", не считал себя героем.)

8) Кто же герой "Севастопольских рассказов"? (герой этот - Правда с. 274, Народ и Севастополь). Именно простые матросы и исполняют свое будничное дело. (слайд 14, 16)

Недаром Толстой свое произведение называл "письма с натуры" А исследователи говорят о близости к такому жанру - как очерк.

9) Но почему все-таки рассказы?

Автор проявил себя в большей степени художником:

а) придал своим зарисовкам большую обобщенность.

б) показал, что такое война.

в) Не только показал поступки различных персонажей, а показал отличие истинного героизма от псевдохрабрости.

10) А что такое война для таких , как Калугин, Гальцин, Проскухин и др. аристократов?

Начало - самолюбие - (с 232)

- тщеславие - (с 238)

Какой разговор между офицерами произошел и как их характеризует? (с 245)

(сравнение с Л. Толстым)

11) Однородна ли офицерская масса?

а) О чем мечтает штаб-капитан Михайлов? Во всем ли осуждает автор своего героя? (Он мечтает вначале получить медали, ордена с. 236)

Потом он уходит на 4 бастион. Чувство долга заставляет его под страшным огнем неприятеля вернуться назад за Праскухиным.

б) Каким мы увидели князя Гальцина? Где проявляется его "Храбрость"? Почему ему ужасно стыдно за себя? (гл.5, гл. 7 с. 252)

в) Адъютант Калугин (5,9,11,12 гл.)

г) Образ Праскухина (гл. 5, 10-12)

12) На чьей стороне симпатии автора? В чем видит патриотизм истинный и патриотизм ложный?

Итак, настоящие люди (герои) - простые люди

13) Какой сценой начинается книга Толстого и заканчивается? (Образ природы)

Вывод. Что такое война в "настоящем выражении" в изображении Л.Н. Толстого? (слайд 19)

а) Война противоестественна. Природа способна дать радость жизни всем людям, а война отнимает ее у людей, приносит бедствия народу и человечеству.

б) Война - есть сумасшествие.

(сцена перемирия)

в) Война-дело сатанинское, отступление от Бога.

"Севастопольские рассказы" стали прологом к "Войне и миру", где рассказывается о войне 1812г.

Самая страшная война в истории - Великая Отечественная война, где Севастополь стал городом -героем. (Слайд 18)

Через горнило войны прошли и наши мысковчане такие, как: М. Куюков, В. Лыков. (Индивидуальные сообщения)

Д/з. Написать сочинение-рассуждение (подготовительная работа к ЕГЭ):

1) "Тема маленького человека на войне"

2) "Тема истинного и ложного патриотизма в "Севастопольских рассказах".

3) "Проблема маленьких "Наполеонов"

Список литературы.

1. Бочаров С.Г. Роман Л. Толстого "Война и мир". - М.: Просвещение, 1998 - С. 35 - 41

2.Венюкова С. В. Герои Севастополя. - М.: Наука, 1999 - С. 50-66

3. Громов П.П. О стиле Льва Толстого. "Диалектика души" в "Войне и мире". - Л.: Просвещение, 1997 - С.73 - 82

4. Гудзий Н. К. Лев. Толстой. - М.: Просвещение, 2000 - С.122- 134

5. Капитонова Л.Н. Толстой в жизни и творчестве - М.: Русское слово, 2002 - С. 69 - 76

6. Лакшин В.Я. Лев Толстой // Лакшин В. Я. Пять великих имен. - М.: Просвещение, 1988 - С. 37 - 44

7. Лев Толстой в фотографиях современников . - М.: Наука, 1996 - С. 38-45

4. Ломунов К.Л. Жизнь Толстого. Путь писателя. - М.: Наука, 1991 - С. 63-70

5. Ломунов К.Л. Л. Толстой. Очерк жизни и творчества - М.: Д. литература, 1994 - 56с.

6. Линков В.Я., Саакянц А. Лев Толстой. Жизнь и творчество. - М.: Просвещение, 1992 - С. 72 - 87

7. Маймин Е.А. Лев Толстой. Путь писателя. - М.: Наука, 1998 - С. 50 - 56

8. Толстой Л.Н. Севастопольские рассказы. - М.: Просвещение, 1996. - 80с.

9. Шифман А.П. Страницы жизни Л.Н. Толстого. - М.: Современная Россия, 1993г. - С. 26-45

10. Чичерин А. В. Возникновение романа-эпопеи. - М.: Просвещение, 1998г - С. 61-78