Современное общество ставит перед учителем задачу развития личностно значимых качеств школьника, а не только передачу знаний. Главной компетенцией учителя-словесника становится его обновленная роль - роль проводника знаний, своего рода "навигатора", помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии (ИКТ).
Информационные технологии позволяют:
- Построить открытую систему образования, обеспечивающему каждому школьнику собственную троекторию обучения;
- Коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя в них системное мышление;
- Рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса;
- Использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
- Охватить обучением одновременно значительное количество учащихся;
- Применять в практической деятельности приобретаемые знания и навыки по мере их освоения;
- Последовательно отслеживать уровень знаний и приобретенных навыков.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающего большим количеством готовых, строго отобранных знаний, но и развивать интеллектуальные творческие способности учащегося, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Уроки литературы - не исключение.
Использование ИКТ на уроке литературы позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны филологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов.
К наиболее эффективным формам представления материала по литературе следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование на уроках мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиций целостности. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернета в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по литературе в том числе. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. А в отношении постановки учебных задач вхождение в Интернет мало, чем отличается от просмотра учебного видеофильма или учебной экскурсии. Без четкого сценария посещение Интернета не может оказаться полезным и эффективным. При этом главное в сценарии - нацеливание на вопрос: зачем и для чего используется Интернет? Он позволяет реализовать три сценария:
Во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением ее на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями. Например, при изучении темы "Творчество В.В.Маяковского" в 11 классе можно дать задание найти материал о тайне смерти В.В.Маяковского (приложение №1). Учащиеся, пользуясь Интернетом, находят много дополнительной, очень интересной информации по данному вопросу.
Во-вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить ее с известной, то есть создать проблемную ситуацию. При изучении в 11 классе романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" дается задание, найти материал о роли библейских глав (приложение №2). И на уроке при обсуждении данного вопроса возникает проблемная ситуация, вытекающая из того, что данный вопрос вызывает неоднозначные, а иногда взаимоисключающие мнения ученых. В ходе обсуждения учащиеся высказывают свое мнение и свое отношение к проблеме.
В-третьих, может быть поставлена задача - сделать обзор (аналитический обзор, дайджест, реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика. Методика работы над мультимедийным проектом состоит из четырех этапов:
- Постановка проблемной ситуации и формирование группы;
- Сбор и обработка материала;
- Презентация проектов;
- Обсуждение результатов.
Но применение в обучении информационных сетей не должно быть самоцелью. Смысл в том, чтобы ресурсы сети стали абсолютно необходимыми для решения познавательных задач. Их применение позволяет изменить образовательную парадигму: отказаться от накопления знаний в пользу освоения способов деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов. Технически организовать работу с ресурсами Интернет на уроке можно в двух вариантах. Если компьютеры в непосредственном доступе в Интернет. Однако учителю необходимо заранее проверить доступность интересующих материалов. По причине переработки содержания серверы и сайты могут быть временно недоступны. Другой вариант более надежен - с опосредованным доступом в Интернет. При подготовке урока можно скопировать необходимые для занятий Web-страницы в отдельную папку на школьном сервере или, хотя бы на одном из школьных компьютеров. И в том и в другом случае использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению. Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя. Учитель литературы полезные обзорные материалы может найти в многочисленных рефератах, подготовленных студентами и школьниками. Их поиск можно осуществлять через справочные серверы рефератов www.referat.ru, или поисковые системы. На серверах известных фирм и производителей CD-дисков представлены проспекты новых программных продуктов для поддержки преподавания литературы. Такие учебники как "Школьный курс литературы" и "Энциклопедия Кирилла и Мефодия". Некоторые из электронных учебников можно скопировать на сетевой диск и сделать доступным для всех пользователей школьной сети. Это позволяет работать с учебным материалом одновременно нескольким учащимся, причем на каждом рабочем месте в своем темпе.
Подводя итог, следует сказать, что использование ИКТ, в обучении обеспечивает:
- Подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества;
- Интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса;
- Многоаспектное развитие школьника;
- Реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.