Литературно-музыкальная композиция "Обрядовый фольклор. Русские колядки"

Разделы: Литература


 

Цели образовательные и воспитательные:

- вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс;

- заинтересовать учащихся старинной обрядовой поэзией;

- воспитывать у детей интерес к художественному творчеству, культуре и традициям России;

- воспитание чувства патриотизма.

Задачи учебно-педагогические:

- развитие творческих способностей;

- развитие эстетического вкуса.

В центре зала в форме круга стоят стулья, стол. На столе горят свечи. Входят ведущие в русских сарафанах.

Ход занятий

Ведущая 1.

Собирайся, честной народ, на гулянье!
Рядитесь, берите трещотки!
Да всей семьёй спешите к началу!
Ото всех дверей, ото всех ворот
К нам на праздник спеши!
Кто умеет хорошо трудиться,
Тот умеет и веселиться!
Зима нас торопит,
Спешите!
Рядитесь, из домов выходите,
Колядуйте, пойте,
Пляшите, шутите!

Ряженые дети входят под музыку в зал и занимают свои места.

Ведущая 2.

Здравствуйте гости дорогие! А знаете ли вы, как на Руси праздновались колядки? Мы вам об этом сейчас расскажем и покажем.

Слово “колядка” происходит от латинского “colendas”. “Коленда” - первый день каждого месяца у древних римлян. На Руси все “коленды” праздновались, но особенно -“коленды” новогодние.

Ведущая 1.

В древности колядки были связаны с языческим праздником Коляды, солнечного божества. Рождественские новогодние праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Они были связаны с зимним солнцестоянием - одним из важнейших дней земледельческого календаря, который отделял один годичный жизненный цикл от другого. Христианская церковь относит к этому дню и день рождения Иисуса Христа.

Ведущая 2.

Колядование - древний обычай хождения с поздравительными песнями. Песни, которые исполнялись, назывались колядками. Основной смысл колядок - восхваление дома, в который пришли колядующие, семьи, различные пожелания здоровья, обильного урожая, благополучия. Пелись колядки под Новый год, под Рождество, Крещение.

Дети в костюмах колядовщиков исполняют песню.

Вот пала, пала порошка,
Напало снежку немножко.
Как по этой по дорожке
Колядовщики шли.
Колядовщики-то -
Люди добрые.
Мы ходили, мы искали
Коляду святую.
У Петрова двора
Нашли коляду
У Петрова двора,
Там три терема стоят.
А как в первом терему -
Красно солнышко.
Во втором терему -
Ясный месяц живет.
А как в третьем терему -
Часты звездочки.
Наделите, не томите
Колядовщиков.
Или с печки пирогом,
Или с клетки решетом.
Не дадите пирога -
Мы развалим ворота.

Ведущая 1.

Если хозяйка выносила угощение, благодарили:

Пришла коляда
Накануне Рождества,
Дайте коровку,
Масляну головку.
А дай Бог тому,
Кто в этом дому.
Ему Рожь густа,
Рожь ужимиста.
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством.
И создай вам, Господи,
Еще лучше того!

Ведущая 2.

Если же угощения не подавали, могли пропеть и такое:

У скупого мужика
Родись рожь хороша:
Колоском пуста,
Соломкой густа.

Или

Кто не даст ни копейки -
Завалим лазейки.
Кто не даст лепешки -
Завалим окошки.
Кто не даст пирога -
Сведем корову за рога.
Кто не даст хлеба -
Уведем деда.
Кто не даст ветчины -
Тем расколим чугуны.

Ведущая 1.

Во время колядок использовались различные магические ритуалы: осыпание дома зерном или выбивание искр из полена. Хозяева домов знали о том, что к ним придут и заранее готовили угощение.

Дети инсценируют колядование.

Пришла коляда вперед Рождества,
Вперед Масленицы.
Зашла коляда в Москву,
В городе этом живет народ честной и большой, и малый.
Коляда-маляда! Ходила коляда по святым вечерам.
Первый ребенок.
Дома ли хозяева?

Дети поют.

Всем здоровья и добра,
И согласия и богатства
В новом нынешнем году!

Дети получают подарки.

Ведущая 2.

После шумного веселого обхода домов молодежь собиралась в посиделочной избе и устраивала общую пирушку. На рождественские посиделки девушки и парни приходили в лучших платьях, пели песни, водили хороводы, гадали, играли. А сейчас мы с вами погадаем.

  1. В вазу насыпано пшено. В нее кладется монета. Ведущий предлагает каждому достать монету. Та девушка, которая достанет ее, выйдет в этом году замуж.
  2. У стола сложены полена. Ведущий приглашает девушек и парней, завязывает глаза, поворачивает вокруг и предлагает выбрать полено. По выбранному полену ведущий дает характеристику жениху (невесте).
  3. Через плечо кидают башмачок. Куда его носок смотрит, в ту сторону и замуж выйдет.

Ведущая 1.

А теперь приглашаем всех в хоровод.

Дети с песнями водят хоровод.

Хлопья белые летят.
Холоднее стало.
Только, зимушка, ребят
Ты не испугала.
Нет, нет! Ты не испугала.
Нет, нет! Ты не испугала.

Ведущая 2.

Но какой же праздник без танцев.
Раздайся, народ,
Меня пляска берет,
Пойду, попляшу,
Себя людям покажу.

Дети пляшут, поют частушки.

Расступись, мои подруги,
Не то ноги отдавлю!
Я хочу покрасоваться
Перед тем, кого люблю.
Заиграй, гармонь-гармошка,
Переборами звеня.
Разойдусь да топну ножкой -
Берегитесь вы меня.
Эх, топну ногой
Да притопну другой,
Устоять не могу,
Вот характер какой.
Я - парнишка непростой
И к тому же холостой.
Парнишка обаятельный,
Очень привлекательный.
Я частушки пою
Да народ веселю.
Вот такой я весельчак,
Песни петь, плясать мастак.
Я иду, собой красуюсь
Никак не налюбуюсь:
Веселый, обстоятельный,
К тому же привлекательный.
Что с ногами - не пойму!
Вправо-влево носятся,
Не стоят они на месте,
Так в кадриль и просятся.

Дети танцуют кадриль.

Ведущая 1.

Сегодня мы с вами вспомнили немного позабытое старинное, но вечное. Обрядовые праздники России-матушки будут передаваться из века в век нашим детям и внукам. Они помогут открыть мир поэзии, столетиями создававшийся народом.