Интегрированная программа (литература + информатика) дополнительного образования "Создаем детскую книгу"

Разделы: Литература, Информатика


Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает, в рамках концепции модернизации образования, потребности общества в формировании компетентной, творческой личности.

Программа дополнительного образования по литературе “Создаем детскую книгу”

Предназначена для учащихся 6 класса
Срок реализации программы – 1 год
Количество часов в год – 68

Пояснительная записка

Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность с элементами интегрированного подхода (литература и информатика). Она составлена на основе экспериментального курса “Литература как предмет эстетического цикла” (авторы З.Н.Новлянская, Г.Н.Кудина).

Актуальность данной программы состоит в том, что её реализация позволит приобщить учащихся к художественной литературе в разных её аспектах, привить обучающимся художественный вкус, а это, в свою очередь, окажет благоприятное воздействие на формирование их нравственных качеств, развитие эстетических чувств.

Цель программы – воспитание эстетически развитого читателя путем создания детских творческих работ, а также раскрытие личностного творческого потенциала обучающихся.

Задачи программы

Обучающие:

  • Знакомство с важнейшими литературоведческим понятиям;
  • Овладение методами анализа художественных текстов;
  • Знакомство с произведениями устного народного творчества и авторскими произведениями, написанными в тех же жанрах;
  • Овладение речью как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира человека (Л.С.Выготский).

Развивающие:

  • развитие потребности в творчестве;
  • формирование навыков самостоятельной творческой работы;
  • развитие воображения, эмоционально-эстетической сферы;
  • развитие умения критически относится к продуктам собственного творчества и совершенствовать их.

Воспитательные:

  • воспитание настойчивости, целеустремлённости и ответственности в достижении творческих результатов;
  • формирование потребности в творческом росте и саморазвитии.

Отличительные особенности и новизна программы

Исходным для курса является отношение “автор – художественный текст – читатель”. Оно соответствует концепции М.М.Бахтина о “заочном” диалоге между читателем и писателем. Это отношение и осваивается в процессе практической литературной деятельности самих школьников, которые выступают то в авторской, то в читательской позиции. Для успешной работы в каждой из этих позиций школьнику нужна и литературно-критическая оценка, т. е. работа в позиции критика, и владение законом художественной содержательной формы.

Работая в позиции автора, ребенок сам пытается сочинять. Эта работа в нашем курсе – ведущая. Мы ее рассматривали как главное условие литературного развития читателя, реализуя принцип, провозглашенный когда-то М.А. Рыбниковой: “От маленького писателя – к большому читателю”. Необходимость “бывания” в авторской позиции для развитого читателя подчеркивал и М.М.Бахтин.

И еще одну, не менее важную способность развивает работа “автора-художника”: она вырабатывает особое отношение к неповторимому конкретно-чувственному облику внешнего мира, помогает открывать за ним внутреннюю жизнь этого мира, родственную собственной внутренней жизни ребенка. Говоря словами М.М.Пришвина, практика художественного творчества развивает “родственное внимание” к окружающему миру, на котором основано художественное видение действительности.

Формы и режим занятий

Занятия проходят в форме лекций, бесед, сообщений, практических занятий в аудитории 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом по 10 минут.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Детские творческие работы после неоднократных обсуждений и иллюстрирования оформляются в книги детского творчества “Проба пера”, которые издаются ребятами, работающими по программе “Создаем детскую книгу” по информационным технологиям. Книги выходят с определенной периодичностью.

Формы подведения итогов реализации программы

Презентация книг детского творчества “Проба пера” совместно с ребятами из кружка по информационным технологиям.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем Количество часов
Теорет. Практич. Всего
1. Введение. 1   1
2. Точка зрения героя-рассказчика в литературном произведении. 3 4 8
2.1 Точка зрения героя-рассказчика в литературном произведении. 1   1
2.2 Способы передачи точки зрения животного. 1 2 4
2.3 Способы передачи точки зрения героя-предмета в литературном произведении. 1 2 3
3. Особенности фольклорных жанров. 5 3 8
3.1 Особенности жанра “Считалка”. 1   1
3.2 Детские стихи, построенные по законам считалки. 1 1 2
3.3 Особенности жанра “Скороговорка”. 1   1
3.4 Детские стихи, построенные по законам скороговорки. Звукопись в авторской поэзии. 1 1 2
3.5 Особенности жанра “Загадка”. Способы построения разных видов загадок. 1 1 2
4. Особенности жанра “Басня”. Мастерство известных баснописцев. 2 3 5
5 Русская народная волшебная сказка. 1 2 3
6. Разработка известных сказочных сюжетов разными авторами. 1 3 4
7. Сказки Андерсена. 1 3 4
8. Стихотворная форма “Хайку”. 2 4 6
9. Теория стихосложения. 5 11 16
9.1 Виды рифм. Акростих. Белый стих. 1 2 3
9.2 Особенности лирического стихотворения. 1 4 5
9.3 Стихотворная форма “Лимерик”. 1 2 3
9.4 Гекзаметр. 1 2 3
9.5 Каламбур, способы его создания. 1 1 2
10. Пародия. 1 2 3
11. Подготовка сборников детского творчества “Проба пера”. Обсуждение состава и оформления книг.   4 4
12. Свободное творчество.   3 3

Содержание программы

1. Введение. Цели и задачи кружка, результат – книга детского творчества.

2. Точка зрения героя-рассказчика в литературном произведении.

Способы передачи точки зрения животного.
Способы передачи точки зрения героя-предмета в литературном произведении.

Практические занятия. Написание рассказа от лица животного. Написание рассказа “Воспоминания старой обуви”. Обсуждение детских работ. Доработка рассказов.

3. Особенности фольклорных жанров. “Считалка”, “Скороговорка”, “Загадка”, “Сказка”. Литературоведческие понятия: ритм, звукопись, метафора, сказочные формулы, постоянные эпитеты, задача и композиция жанра. Особенности построения сюжета волшебной сказки. Использование приемов фольклорных жанров в авторской литературе.

Практические занятия. Написание считалок, скороговорок, загадок, стилизаций на волшебную сказку. Обсуждение. Доработка сочинений.

4. Жанр “Басня”. Особенности жанра “Басня”. Понятие аллегории. История развития жанра “Басня”. Мастерство известных баснописцев.

Практические занятия. Написание басен на сюжет Эзопа и на собственный сюжет. Обсуждение и доработка басен.

5. Русская народная волшебная сказка. Особенности стиля.

Практические занятия. Написание стилизации на тему русской народной сказки: “Волшебная поляна”, “В тереме Василисы Прекрасной”, “Путь через лес”. Обсуждение детских работ. Доработка стилизаций.

6. Разработка известных сказочных сюжетов разными авторами.

Практические занятия. Использование приема Дж.Родари “бином фантазии”: “перевирание сказки”, “перевирание сказки”, история, основанная на соединении случайных предметов, необычный герой (стеклянный человек и т.п.).

7. Сказки Андерсена (“Штопальная игла”, “Пастушка и трубочист”, и др.).

Практические занятия. Написание сказок с главным героем-предметом.

8. Стихотворная форма “Хайку”. Особенности. История создания. Основные авторы. Современная жизнь жанра.

Практические занятия. Написание этюдов на темы: “Дерево”, “Дорога”, “Ветер” и т.д. Написание хайку на темы “Зима”, “Весна”. Обсуждение детских работ (хайку). Доработка сочиненных хайку.

9. Теория стихосложения. Виды рифм. Акростих. Белый стих. Стихотворная форма “Лимерик”. Особенности лирического стихотворения. Стихотворный размер гекзаметр. Каламбур, способы его создания.

Практические занятия. Игры в стихосложение (буриме, дописать строку и т.д.). Написание лирических стихотворений на заданную и свободную тему. Обсуждение написанных стихотворений и их доработка. Написание лимериков и их обсуждение. Стилизация гомеровских текстов. Освоение гекзаметра. Сочинение каламбуров. Обсуждение детских работ.

10. Пародия.

Практические занятия. Создание стихотворной пародии. Обсуждение работ.

11. Подготовка сборников детского творчества “Проба пера”.

Обсуждение состава и оформления книг.

12. Свободное творчество.

Список литературы.

  1. Сказки Андерсена.
  2. Русские народные сказки.
  3. Сборник считалок.
  4. Сборник скороговорок.
  5. Сборник загадок.
  6. Хайку.
  7. Гомер. Одиссея (Отрывки).
  8. Сборник “Литературные пародии”.
  9. Лимерики. Сборник.
  10. Дж.Родари. Грамматика фантазии.
  11. З.Н.Новлянская, Г.Н.Кудина. Методические пособия к курсу “Литература как предмет эстетического цикла”.

Программа дополнительного образования по информатике “Создаем детскую книгу”

Предназначена для учащихся 6 класса
Срок реализации программы – 1 год
Количество часов в год – 68

Пояснительная записка

Настоящая программа имеет научно-техническую и художественно-эстетическую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области новых информационных технологий и практики дизайнерской работы.

Целью программы является:

  • освоение системы определенных знаний в области информационных технологий для формирования современной научной картины мира,
  • овладение умениями и навыками в области информационных технологий, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности
  • знакомство с основными принципами построения композиции и цветоведения.

Особенностью программы является то, что она разработана с учетом программы интеграции с литературой.

Реализация программы предполагает решение ряда практических задач:

– знакомство учащихся с принципами создания печатной публикации;
– знакомство учащихся с разными видами графики;
– освоение основных приемов работы с программой MS Publisher;
– освоение основных приемов работы со сканером и программой FineReader;
– получение практических навыков создания различных видов иллюстраций к тексту.

Режим занятий. Занятия проходят в компьютерном классе 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом по 10 минут.

Учебно-тематический план

Название темы Количество часов
Теория Практика Всего
1 Основы техники безопасности. 1 - 1
2 История создания детской книги. 1 - 1
3 Печатная публикация. 1 1 2
4 Создание печатной публикации. 4 4 8
5 Технология работы с графической информацией. 2 3 5
6 Основные принципы построения композиции. Цветоведение. 2 - 2
7 Создание детской книги с использованием компьютерной графики. - 13 13
8 Сканирование и обработка текста 2 2 4
9 Сканирование и обработка изображений. 2 4 6
10 Создание детской книги с иллюстрациями, выполненными карандашами и красками. - 13 13
11 Оформление стихотворного текста. - 13 13
  Итого: 15 53 68

Содержание программы

Тема 1. Основы техники безопасности. Основные правила и требования техники безопасности и противопожарной безопасности при работе в компьютерном классе.

Тема 2. История создания детской книги. Знакомство с историей и технологией создания детской книги.

Тема 3. Печатная публикация. Знакомство с понятием печатная публикация, рассмотрение типов публикаций.

Тема 4. Создание печатной публикации. Знакомство с основными возможностями программы MS Publisher. Работа с текстом. Работа с рисунками и объектами. Печать публикации.

Тема 5. Технология работы с графической информацией. Растровая и векторная графика. Средства создание растровой графики. Основные приемы работы с растровой графикой на примере программы MS Paint.

Тема 6. Основные принципы построения композиции. Объединение по однородности. Закон ограничения. Симметрия. Сочетаемость цветов. RGB-модель цветообразования. CMYK-модель цветообразования.

Тема 7. Создание детской книги с использованием компьютерной графики. Набор текста, подготовка иллюстраций, выполненных на компьютере. Разработка макета книги. Создание книги в MS Publisher. Печать книги.

Тема 8. Сканирование и обработка текста. Практическая работа со сканером: сканирование текста с последующим распознаванием и оформлением в виде текстового файла. Работа с программой FineReader.

Тема 9. Сканирование и обработка изображений. Сканирование изображений: режимы сканирования; разрешающая способность и цветовая палитра: рациональный выбор между качеством сканируемых изображений и размером графического файла; выбор графического формата.

Тема 10. Создание детской книги с иллюстрациями, выполненными карандашами и красками. Набор текста, сканирование и обработка иллюстраций, выполненных карандашами и красками. Разработка макета книги. Создание книги в MS Publisher. Печать книги.

Тема 11. Оформление стихотворного текста. Особенности оформлении стихотворного текста. Набор текста, сканирование и обработка иллюстраций, выполненных карандашами и красками. Разработка макета книги. Создание книги в MS Publisher. Печать книги.

Список литературы.

  1. Информатика. 5–6 класс. Начальный курс: Учебник. 2-е изд., переработанное / Под ред. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2005. – 160с.:ил.
  2. Соловьева Л. Ф. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. – СПб.: БХВ-Петербург. – 336 с.: ил.+ DVD.
  3. Фролов М. Учимся рисовать на компьютере: Самоучитель для детей и родителей. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
  4. Залогова Л. Практикум по компьютерной графике. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.